Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:03, курсовая работа
В мире существует множество стран и у каждой из этих стран есть свое хозяйство. Эти хозяйства могут взаимодействовать друг с другом и составлять единую систему, в которой устанавливается общее равновесие для всех хозяйств. Хозяйство отдельной страны называется национальным хозяйством, а общая система из национальных хозяйств называется мировым хозяйством.
Введение 3
Глава 1. Современное мировое хозяйство, тенденции его развития. 7
1. 1. Общая характеристика мирового хозяйства. 7
1.2. Субъекты мировой экономики. 10
1.3. Предпосылки и формы международных экономических отношений 13
Глава 2. Оренбургская область в свете мирового хозяйства. 16
2.1 Сельское хозяйство Оренбургской области на мировых хозяйстве 19
2.2. Тенденции развития сельского хозяйства Оренбургской области. 26
Глава 3. Проблемы сельского хозяйства в Оренбургской области. 30
3.1. Причины и проявления проблем в сельском хозяйстве области. 30
3.2. Решение проблем сельского хозяйства Оренбургской области 31
Заключение 36
Список использованных источников 40
Администрация Оренбургской области - активный сторонник интеграционных процессов. Проводится работа по дальнейшему развитию торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и в первую очередь с Республиками Казахстан, Белоруссия, Украина, Узбекистан. Это объясняется стремлением восстановить производственно-хозяйственные связи, расширить рынки сбыта для оренбургских товаров, наладить гарантированные поставки качественного и сравнительно недорогого сырья.
В 2008 году значительно улучшились показатели работы сельхозпредприятий. На более высоком технологическом уровне проведены весенне-полевые работы, соблюден весь комплекс агротехнических мероприятий, что повлияло на результаты - валовой сбор зерновых культур составил свыше 57 тыс. тонн зерна, что выше уровня 2007 года на 38,6%; урожайность более 16,1 ц/га – наивысшая за последние 3 года.
Рис.1.Производство продукции растениеводства в предприятиях г. Оренбурга
На существенный урожай зерновых культур в 2008 году повлияло несколько факторов: высокая цена на зерно в прошлом году, что позволило привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство и активизировать бизнес в агропромышленном комплексе, а также использование средств химизации (удобрения внесены на площади 2,6 тыс. ц/га, средства защиты растений применены на площади 36,7 тыс. ц/га). Получены хорошие результаты в отрасли овощеводства. Высокая урожайность овощей и картофеля (252,1 ц/га и 225,2 ц/га соответственно) обеспечили валовой сбор выше уровня прошлого года (овощей - 12,9 тыс. тонн и 9,9 тыс. тонн картофеля), что составляет 185,2% и 117,8ц/га к уровню прошлого года соответственно. Результаты работы растениеводства в 2008 году существенно выше по сравнению с 2007 годом.
Сельхозтоваропроизводители подготовились к предстоящему периоду. Посеяны озимые культуры на площади 5,5 тыс. га. На озимые культуры в балансе производства зерна приходится примерно 15%. Стабильно развивалось животноводство. Животноводство является ключевым звеном в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а также пятилетней Государственной программе развития сельского хозяйства. Произведено на убой скота и птицы 659 тонн (рост - 7%), это выше плановых и прогнозных показателей. Положительные результаты получены по надою молока: рост составил 6% к уровню прошлого года, средний надой молока на 1 корову составил 3064 кг, это на 124 кг больше, чем в 2007 году, т.е. рост производства молока обеспечен, прежде всего, за счет повышения продуктивности коров. Положительные производственные показатели формировали финансовое состояние предприятий. По оценке, 65% хозяйств закончили год с прибылью, которая составила 30,2 млн. рублей, рентабельность предприятий в пределах 10%. Но решение основных проблем, главная из которых отсутствие паритета цен на сельхозпродукцию и ресурсы, остается актуальной и сегодня. Для решения этой проблемы, в отношении молока, с 20 декабря 2008 года введен технический регламент, который позволит повысить спрос на цельное молоко. Реализация комплексных мер, предложенных Государственной программой, возможно, поможет решить ряд проблем АПК: повышение качества и уровня жизни селян, обеспечение продовольственной безопасности города надежное снабжение населения сельхозпродукцией, сырьем и продовольствием.
Основные задачи обеспечения продовольственной безопасности:
-снабжение населения, за счет отечественного производства, основными видами продовольствия;
-государственная гарантия качества и безопасности потребляемых продуктов питания. Государственная поддержка одно из основных направлений Государственной программы, которая включает в себя федеральные целевые программы поддержки развития АПК. Помощь селу предусматривает кредиты, понижение процентной ставки по ним, помощь в приобретении племенного скота, техники. Реальную поддержку получат хозяйствующие субъекты, занимающиеся племенным делом и семеноводством.
| Всего 2007 | Всего 2008 | (+) (-) |
% |
Говядина | 5161 | 6900 | +1739 | +134 |
Свинина | 13676 | 38093 | +24417 | +278 |
Кролики | 296 | 293 | -3 | -0,9 |
Конина | 186 | 343 | +157 | +187 |
Птица | 6228 | 6636 | +408 | +107 |
Баранина | 409 | 523 | +114 | +128 |
В 2008 году предприятиями всех форм собственности было получено государственной поддержки из бюджетов всех уровней на сумму свыше 45 млн. рублей, что практически в 2 раза выше, чем в 2007 году. Госпрограмма определила некоторые особенности кредитования подворий граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые занимаются сбытом и переработкой сельхозпродукции. По городу в 2008 году было взято кредитов на развитие малых форм хозяйствования в объеме 31,8 млн. рублей: Личные подсобные хозяйства – 2,1 млн. рублей – 12 ЛПХ; Крестьянско-фермерские хозяйства – 28,2 млн. рублей, включая инвестиционные; Снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные потребительские кооперативы -1,5млн. рублей. Зарегистрировано четыре новых снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооператива: «Мечта», «Чайка», «Яик» и «Золотой колос». В течение года отделом по развитию пригородного хозяйства управления землепользования и развития пригородного хозяйства совместно со службами администрации, главами округов и сел проводилась работа по организации субботних ярмарок на «Михайловском рынке», рынках «Сокол», «Степной». Показатели реализации мяса на рынках «Михайловский», «Сокол», ТК «Степной», ул. Беляевкая, 44.
Рис.2.Показатель производительности г. Оренбурга за 2007-2008г.
Рис.3.Производство продукции животноводства в предприятиях г. Оренбурга
На базе рынка «Михайловский» начал работу кооперативный сельскохозяйственный рынок «Селянин», сельхозпродукция реализуется по приемлемым ценам. Традиционно в ярмарках участвуют соседние с городом районы, более 15. Наиболее активное участие принимали хозяйства г. Оренбурга, Оренбургского, Сакмарского, Беляевского и Саракташского районов. В текущем году эта работа не утратит актуальность. Агропродовольственный сектор города имеет потенциальные возможности и перспективы, для реализации которых нужны новые экономические условия, необходимо использование достижений научно-технического прогресса и модели инновационного развития.
Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки программных мероприятий ее решения программными методами.
Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446. Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Темпы развития сельского хозяйства отстают от темпов развития экономики области в целом. Недостаточный экономический рост в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала; отрицательное воздействие природно-климатических факторов, нарастание засушливых явлений в период вегетации растений, усугубляющееся снижением почвенного плодородия; неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; продолжающийся на протяжении длительного времени диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства; финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем и обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития в рассматриваемой перспективе.
Реализация политики государственного регулирования развития агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, лесного хозяйства, охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также водных биологических ресурсов
Создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий для эффективного развития всех отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства;
Содействие формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, его переработки, обеспечению защиты интересов сельских товаропроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
Проведение оценки экономической эффективности научно-технических разработок, применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и других отраслях агропромышленного комплекса;
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
Реализация государственной политики по развитию рынка зерна, закупок семян зерновых культур, повышение их качества и сохранности;
Разработка и реализация в установленном порядке мер по государственному регулированию производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
Организация и проведение государственных закупок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд области;
Проведение государственной политики в области ветеринарии;
Обеспечение защиты населения от болезней, общих для человека и животных;
Обеспечение охраны территории области от заноса заразных болезней, в том числе из иностранных государств;
Обеспечение государственного ветеринарного надзора за выпуском продукции животного происхождения, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении;
Осуществление государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности и форм собственности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, а в агропромышленном комплексе – осуществление государственного надзора за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды (кроме параметров машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России);
Информация о работе Современное мировое хозяйство, тенденции его развития