Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение совокупного спроса, изучить его структуру и факторы, его определяющие;
сформулировать понятие совокупного предложения, обозначить факторы, влияющие на него;
изучить равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, охарактеризовать его особенности в России.

Оглавление

Введение 3
1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы 5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 10
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности российской ситуации 13
Заключение 21
Список литературы 22
Практикум 23

Файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

Факультет _Финансово-кредитный

(название  факультета)

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

(название  кафедры)

 

 

Направление «Экономика»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Вариант № 3

По дисциплине   Макроэкономика

   

ТЕМА: СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

Студент ___________________       Дубцова Ольга Сергеевна

                                       

Группа  2БЭу                                         Номер личного дела   11флб00217      
Преподаватель  к.э.н., ст. преподаватель, Кузнецова Татьяна Евгеньевна

                    

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

   В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

  Целью написания данной курсовой работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.

        Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  • дать определение совокупного спроса, изучить его структуру и факторы, его определяющие;
  • сформулировать понятие совокупного предложения, обозначить факторы, влияющие на него;
  • изучить равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, охарактеризовать его особенности в России.

Современная теория равновесия совокупного спроса и  предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения  механизм ценообразования решает три  основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы

 

      Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.1

       Совокупный  спрос складывается из расходов  на потребление, инвестиционных  расходов, государственных расходов  и чистого экспорта (экспорт минус импорт).

        Структуру совокупного спроса  можно представить в виде схемы [5, 72]:

 

        Рис. 1 Структура совокупного спроса

 

  Объем совокупного спроса равен сумме объёмов спроса каждого из этих субъектов.

Одни компоненты совокупного  спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны (например, инвестиционные расходы), их изменения вызывают колебания экономической активности.2

Чем определяется спрос? Самый простой ответ – количеством денег у субъектов экономических отношений. Иначе говоря, совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт или соответствующем уровне цен. Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:   

MV=PY, отсюда или , где

M – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег; P – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

Из приведенных формул следует, что связь между объемом  произведенной продукции (Y) и уровнем цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.3

Кривая совокупного  спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. 4

Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.1).

 

Рис. 2 Кривая совокупного спроса5

 

На оси абсцисс указываются  значения реального объема производства (реальный ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурирует не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП, легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП Х дефлятор.

Итак, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявлен спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1)эффектом процентной ставки, 2)эффектом реального богатства и 3)эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Нам известно, что, чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки – ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Поскольку сокращаются такие важнейшие компоненты совокупного спроса, как I и С, постольку более высокому уровню цен будет соответствовать и меньший объем Y, на который предъявлен спрос.

Во втором случае (эффект богатства) речь пойдёт о влияние изменений уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин «реальные денежные запасы») населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: не только денег, но и облигаций, срочных счетов и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза реального богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2раза. То же самое можно сказать и о деньгах, которые лежат в вашем бумажнике. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Эффект импортных  закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент NX сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Модель совокупного  спроса предполагает и исследование факторов,  проводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неценовых факторах совокупного спроса, т.е. экзогенных факторах, вызывающих  смещение кривой AD. Перечислим важнейшие из них: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др. Эти сдвиги отражены на рис. 1.3

Например, увеличение денежной массы приведет к снижению цены денег, т.е. процентной ставки, и будет стимулировать  увеличение инвестиционных и потребительских расходов. Поэтому при любом заданном уровне цен, например, Р1, совокупный спрос расширяется, что отражается смещением кривой AD вправо, в положение AD2, при котором выпуск достигает уровня Y2. Тоже самое будет происходить при снижении налоговых ставок, стимулирующем расширение инвестиционного и потребительского спроса. Напортив, увеличение налоговых ставок приведет к левостороннему смещению кривой AD в положение AD1, при котором выпуск уменьшается до уровня Y1. Неожидаемые экономическими агентами экзогенные факторы могут вызвать сдвиги кривой совокупного спроса, которые в экономической теории принято называть шоками совокупного спроса. 6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Неценовые факторы сдвига кривой AD 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Совокупное предложение и влияющие на него факторы

Совокупное предложение (AS – aggregate-supply curve) – это суммарное предложение всех конечных товаров и услуг, которые производятся в стране.

 Совокупное предложение представляет  собой денежную величину общей  суммы всех товаров и услуг, предъявляемых к продаже. Оно состоит из заработной платы, ренты, процента и прибыли.

        Совокупное предложение графически  изображается в виде кривой, имеющей  положительный наклон:

 

    P                                                                       AS


                                                                           III

 

                                                          II

                                  I


      0                                                                    Q

        Рис. 4 Кривая совокупного предложения

        Кривая совокупного предложения  (AS) показывает количество товаров и услуг (Q), которое готовы предложить на рынок производители, бизнес и государство при соответствующем уровне цен (P). Она отражает прямую зависимость – чем больше уровень цен на товары, тем больше объем производства этих товаров.

        Кривая совокупного предложения  состоит из трех отрезков, соответствующих  трем состояниям в экономике: I – горизонтальный (кейнсианский), II – восходящий (промежуточный), III – вертикальный (классический).

        Кейнсианский отрезок характеризуется  наличием неполной занятости,  недогрузкой производственных мощностей,  фиксированным уровнем цен и  заработной платы, значительным  уровнем безработицы, т.е. наличием избыточных ресурсов. Экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. Рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов.

        Промежуточный участок отражает  такое состояние экономики, когда использование ресурсов приближается к полной занятости. Чтобы расширить объем производства, нужно увеличить расходы на факторы производства, что приведет к повышению цены. Это происходит потому, что издержки на единицу продукции увеличиваются (из-за производственного оборудования, квалификации рабочих, цен на рынках товаров и услуг), и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

        Классический отрезок описывает  такое состояние экономики, при  котором ее производственные  возможности практически полностью  использованы. Это выражается в  полной занятости, максимальной  загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение не растет, но происходит его качественное изменение и денежная переоценка.

        На величину совокупного предложения  влияет прежде всего уровень цен, но кроме цены действуют еще и неценовые факторы.

        К таким неценовым факторам  относятся:

  • изменение цен на ресурсы;
  • изменение в структуре рынка производительности труда;
  • изменение правовых норм;
  • налоги с предприятий и субсидии;
  • государственное регулирование;
  • изменение технологий.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение