Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:27, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение совокупного спроса, изучить его структуру и факторы, его определяющие;
сформулировать понятие совокупного предложения, обозначить факторы, влияющие на него;
изучить равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, охарактеризовать его особенности в России.
Введение 3
1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы 5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 10
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности российской ситуации 13
Заключение 21
Список литературы 22
Практикум 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет _Финансово-кредитный
(название факультета)
Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга
(название кафедры)
Направление «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Вариант № 3
По дисциплине Макроэкономика
ТЕМА: СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Барнаул 2012
Содержание
В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.
Целью написания данной курсовой работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства.
Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.1
Совокупный
спрос складывается из
Структуру совокупного спроса можно представить в виде схемы [5, 72]:
Рис. 1 Структура совокупного спроса
Объем совокупного спроса равен сумме объёмов спроса каждого из этих субъектов.
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны (например, инвестиционные расходы), их изменения вызывают колебания экономической активности.2
Чем определяется спрос?
Самый простой ответ – количест
MV=PY, отсюда или , где
M – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег; P – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.
Из приведенных формул следует, что связь между объемом произведенной продукции (Y) и уровнем цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.3
Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. 4
Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.1).
Рис. 2 Кривая совокупного спроса5
На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реальный ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурирует не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.
Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП, легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП Х дефлятор.
Итак, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявлен спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше.
Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1)эффектом процентной ставки, 2)эффектом реального богатства и 3)эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Нам известно, что, чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки – ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Поскольку сокращаются такие важнейшие компоненты совокупного спроса, как I и С, постольку более высокому уровню цен будет соответствовать и меньший объем Y, на который предъявлен спрос.
Во втором случае (эффект богатства) речь пойдёт о влияние изменений уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин «реальные денежные запасы») населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: не только денег, но и облигаций, срочных счетов и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза реального богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2раза. То же самое можно сказать и о деньгах, которые лежат в вашем бумажнике. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.
Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент NX сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.
Модель совокупного спроса предполагает и исследование факторов, проводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неценовых факторах совокупного спроса, т.е. экзогенных факторах, вызывающих смещение кривой AD. Перечислим важнейшие из них: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др. Эти сдвиги отражены на рис. 1.3
Например, увеличение денежной массы приведет к снижению цены денег, т.е. процентной ставки, и будет стимулировать увеличение инвестиционных и потребительских расходов. Поэтому при любом заданном уровне цен, например, Р1, совокупный спрос расширяется, что отражается смещением кривой AD вправо, в положение AD2, при котором выпуск достигает уровня Y2. Тоже самое будет происходить при снижении налоговых ставок, стимулирующем расширение инвестиционного и потребительского спроса. Напортив, увеличение налоговых ставок приведет к левостороннему смещению кривой AD в положение AD1, при котором выпуск уменьшается до уровня Y1. Неожидаемые экономическими агентами экзогенные факторы могут вызвать сдвиги кривой совокупного спроса, которые в экономической теории принято называть шоками совокупного спроса. 6
Рис.3 Неценовые факторы сдвига кривой AD 7
Совокупное предложение (AS – aggregate-supply curve) – это суммарное предложение всех конечных товаров и услуг, которые производятся в стране.
Совокупное предложение
Совокупное предложение
P
0
Рис. 4 Кривая совокупного предложения
Кривая совокупного
Кривая совокупного
Кейнсианский отрезок
Промежуточный участок
Классический отрезок
На величину совокупного
К таким неценовым факторам относятся:
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение