Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:15, контрольная работа
Целью данной работы является исследование российского федерализма, взаимосвязей центрального и регионального уровней власти в условиях рыночной экономики.
Введение………………………………………………………….…...…3
1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе
1.1. Сущность бюджетного федерализма…………………………...…5
1.2. Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик….7
1.3. Проблемы развития бюджетного федерализма………………....14
1.4. Пути совершенствования российского федерализма…………...16
Заключение………………………………………………………..........20
Список литературы………………………………………………….…21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
Уральский государственный экономический университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
Кафедра ______________________________
(название кафедры, на которую передается работа)
______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По
дисциплине ______________________________
(название дисциплины по учебному плану)
______________________________
На
тему (или «ПЕРЕАТТЕСТАЦИЯ») «_____________________________
______________________________
Вариант _________________________
Студента(ки) _______ курса гр. _________ ______________________________ (Фамилия, имя, отчество) ______________________________ Преподаватель: _______________________ ______________________________ должность, научное звание) ______________________________ |
Екатеринбург
2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе |
1.1. Сущность бюджетного федерализма…………………………...…5 |
1.2. Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик….7 |
1.3. Проблемы развития бюджетного федерализма………………....14 |
1.4. Пути совершенствования российского федерализма…………...16 |
Заключение…………………………………………………… |
Список литературы………………………………… |
Введение
Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государство по-разному определяет свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда предостерегает две противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распад на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации, и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.
Целью данной работы является исследование российского федерализма взаимосвязей центрального и регионального уровней власти в условиях.
1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе
1.1. Сущность бюджетного федерализма
Распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Это многоуровневая бюджетная система государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Данный термин употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:
1) равноправие всех членов федерации в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;
2) разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансирования расходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенции того или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;
3) самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложения за центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение одних и тех же объектов.
Таблица 1.
Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы
Статья расходов, функция |
Политика, стандарты и контроль |
Осуществление управления |
Комментарии |
Оборона |
Ф |
Ф |
Выгоды и издержки общенационального масштаба |
Международные отношения |
Ф |
Ф |
-//- |
Природные ресурсы |
Ф |
Ф,Р,М |
Способствует развитию внутреннего рынка |
Окружающая среда |
Ф,Р,М |
Р,М |
Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба |
Промышленность и сельское хозяйство |
Ф,Р,М |
Р,М |
Значительные межрегиональные внешние эффекты |
Образование |
Ф,Р,М |
Р,М |
Трансферты в “натуральной” форме |
Здравоохранение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
Социальное обеспечение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
Правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В Конституции РФ определены предметы ведения федерального центра, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения субъектов РФ, которые обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В Бюджетном Кодексе РФ определяются уровни бюджетов (включая местные бюджеты), из которых осуществляются те или иные расходы.
1.2. Бюджетный
федерализм в развитии
Активизация региональной экономической политики не может происходить без понимания роли экономического субъекта как части федерации. Термин "федерация" происходит от латинского слова "foederare" - объединять, укреплять союзом. В отличие от государства унитарного, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства - члены или государственные образования.
Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от любого другого устройства, для федерации характерны: иерархия органов управления; институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня.
Многоуровневая
государственная структура
Можно выделить главные преимущества федерального государственного устройства:
Однако федерация - не панацея. Существуют и недостатки федеративного государства:
Хотя для
большинства стран характерна унитарная
организация государственной власти,
в ряде индустриально развитых стран мы
наблюдаем федеративное устройство. В
настоящее время в мире существует более
30 стран, избравших формой своего административно-
В одних странах разделение власти и полномочий четкое, в других - размытое, способы разделения везде разные. Общим для всех федераций является ряд независимых образований: на региональном уровне (в США и Австралии - это штаты, в Канаде - провинции, земли в Германии и Австрии и т.д.) они занимают промежуточное положение между центральным правительством и органами власти местного уровня, которых, впрочем, может и не быть.
Большинство федераций
характеризуются одинаковым правовым статусом
своих субъектов (Германия, США и др.), в
Индии существует их определенная градация,
в России провозглашено равноправие всех
составных частей, но на деле республики,
например, имеют свои конституции, тогда
как остальные субъекты принимают лишь
уставы.
Федеративное устройство в России совсем
молодо. Законодательно оно было закреплено
в Федеративном договоре, подписанном
Президентом РФ и главами республик, краев
и областей в марте 1992 г., и в новой Конституции
РФ, всенародно принятой в декабре 1993 г.
В роли суверенного современного государства
Россия может существовать лишь в качестве
демократического, федеративного государства.
В пользу федерализма в современной России
говорят несколько важных обстоятельств:
многонациональный состав населения страны;
большая территория и численность населения,
проживающего на ней. Без подлинного федерализма
невозможно обеспечить демократическое
развитие. Подлинный федерализм - это не
что иное, как распределение государственной
власти по вертикали, установление противовесов
в отношениях между государственными
органами федерального центра и регионов.
Такой федерализм разрушает монополию
власти в центре и тем самым способствует
укреплению гарантий демократии, а также
нормальному развитию регионов.
Информация о работе Состояние территориальных бюджетов на современном этапе