Собственность и основные формы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть сущность собственности и основные формы предпринимательской деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть роль собственности в становлении и развитии предпринимательской деятельности.
2.Дать определение предпринимательства и его основных форм.
3.Отразить особенности форм предпринимательства в Казахстане.

Оглавление

Введение 3
1.Роль собственности в становлении и развитии предпринимательской деятельности 5
1.1 Собственность как экономическая категория 5
1.2 Трансформация собственности в связи с переходом к рыночной экономике 12
2. Предпринимательство и его основные формы 16
2.1 Экономическая природа предпринимательства 16
2.2 Основные виды предпринимательской деятельности 20
3. Особенности форм предпринимательства в РК 24
3.1 Организационно-правовые формы предпринимательства в Казахстане…………………………………………………………………………..24
3.2 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса……………………..30
Заключение…………………………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………….…...………...35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РщАБОТА собственность и предприниматедльство испр дважды.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

   Объектом  предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

   Для предпринимательства, как метода ведения  хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и но какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

   Вторым  условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

   Третьим признаком предпринимательства  является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является  самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

   Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять»

   Условия, необходимые для развития предпринимательства  и бизнеса:

I. Экономические:

  • Частная собственность (индивидуальная, ассоциированная), как господствующая форма собственности.
  • Свобода выбора материальных и финансовых ресурсов и свобода распределения продукта и чистой прибыли.
  • Наличие условий для формирования первоначального капитала. ,
  • Знания требований развивающегося рынка, умение адаптироваться в конкурентной среде. Не все могут стать предпринимателями, нужны определенные способности.
  • Свободный доступ к информации, ее достоверность.

II. Политические:

  • Политическая стабильность
  • Экономическая политика, направленная на развитие рыночных отношений.

III. Юридические:

  • Правовое регулирование предпринимательства
  • Правовая грамотность и культура: знание законов и нормативов, обязательность исполнения для всех субъектов общества.

IV. Свободная  конкуренция.

V. Развитая  инфраструктура рынка. Банковская  система, рынок ценных бумаг, система страхования рисков, информационные технологии.

   В некоторых странах существуют школы  развития предпринимательства, т.н. бизнес-инкубаторы, где разного рода эксперты: экономисты, юристы, психологи консультируют, обучают предпринимательству, учат разрабатывать бизнес-планы, налаживать контакты с партнерами и т.д.

   Функции предпринимательства и бизнеса:

   1. Инициативное управление факторами  производства. Выполняя роль "свечи  зажигания", предприниматель является  движущей силой рынка. Он эффективно организует не только "свое" дело, он дает импульс активизации тем, кто владеет ресурсами, предпринимательство расширяет налогооблагаемую базу.

   2. Новаторство и инновации. Принимает  неординарные, не рутинные решения, поднимая планку в управлении свои хозяйством. Благодаря предпринимательству в рыночной экономике появляются новые продукты и услуги.

   3. Риск. При этом каждый предприниматель,  фирма рискует не только свои  капиталом, но и финансовым  состоянием своих партнеров. При  масштабном риске может нанести социально-экономический ущерб всей стране. Допустим, компания, выпускающая энергетическое оборудование произвело электропровода и реализовало их в регионы без учета термостойкости. При высоком морозе провода стали лопаться. Последствия очевидны.

   4. Ответственность. Моральную, юридическую ответственность за результаты своей деятельности несет фирма. Фирма, не выполняющая своих обязательств, может быть признана банкротом.

   Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

   Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

   Во  взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

   Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

   2.2 Основные виды предпринимательской деятельности

   Различаются виды предпринимательства: некоммерческое и коммерческое.

   1. Некоммерческое предпринимательство.  Это деятельность благотворительных фондов, культурно-просветительная деятельность, меценатство. Цель - достижение социального эффекта. Эта предпринимательская деятельность направлена на возмещение издержек рынка, нивелирование (сглаживание) издержек рынка, таких как социальное неравенство и социальная несправедливость. С позиций стратегической оценки эффект может быть более масштабным. В современном рынке Эффект имиджа, Имени, Марки высоко ценится, хотя цифрами трудно измерить. Кроме того есть прямая связь между спонсорством и рекламой. В экономической литературе редко эту деятельность связывают с предпринимательством.

   2. Коммерческое предпринимательство  и бизнес- это деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с риском.

   Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

   а) предпринимательство государственное;

   б) предпринимательство частное.

   Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

   а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

   б) органами местного самоуправления (муниципальное  предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

   Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

   Конечно, каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

   Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

   1) осуществление непосредственных  производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

   2) осуществление посреднических функций,  т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

   В зависимости от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

   Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

   В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует  называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

   Финансовое  предпринимательство есть особая форма  коммерческого предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

   Посредничеством  называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена,  в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

   Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Информация о работе Собственность и основные формы предпринимательской деятельности