Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Они различаются по способу координации хозяйственной деятельность людей, фирм, государства, а также по типу собственности на экономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм), командная (социализм), смешанная.

Файлы: 1 файл

смешанная экономика.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

С момента обретения  государственной независимости  в Казахстане осуществлялись преобразования, направленные на создание экономики рыночного типа. Учитывая сложившиеся социально-экономические и политические условия, отсутствие опыта и традиций государственного управления рыночной экономикой, необходимо было определить будущий тип государственного устройства, характер и способы защиты национальной безопасности.

Как известно, кризис экономики  Казахстана, как и всего бывшего  Советского Союза, начал проявляться  с середины семидесятых годов  и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства, были разработаны ряд программ такого перехода.

Первый этап радикальной  экономической реформы в Казахстане в этой связи начался в конце 80-х годов и продолжался по 1991 год, когда союзным и республиканским правительствами были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации и предоставить больше прав непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических и финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, а главное, не затрагивая отношения собственности.

Характерной чертой того времени стало уклонение товаропроизводителей от поставок продукции по госзаказу по фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен, необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной эмиссии денег, не подкрепленных соответствующими товарными ресурсами. Таким образом, подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессы усилились и, соответственно, усилились кризисные явления в экономической и политической сферах.

Второй этап экономических  реформ охватывает период 1992-1993 г.г. - с  момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. В первую очередь это относилось к денежно-кредитной и бюджетной политике, которая в условиях единой валюты диктовалась Центральным Банком РФ.

Следующий этап экономических  преобразований в Казахстане начался  с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций  в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе началось формирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашения задолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило инфляционные процессы.

Как известно, в основе самостоятельной экономической  политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен стандартный пакет антикризисных мер, который рекомендовали Международный Валютный Фонд и другие международные финансовые организации:

- уменьшение роли государства  в непосредственном управлении  социально-экономическими процессами в стране, отказ от директивных методов в пользу рыночных механизмов;

- либерализация цен  и заработной платы;

- либерализация внешнеэкономической  деятельности;

- создание условий  развития негосударственного сектора  экономики, приватизация государственной собственности;

- рационализация государственных  расходов;

- сведение до минимума  дефицита государственного бюджета;

- осуществление коренных  институциональных преобразований  в стране;

- повышение эффективности  финансовой сферы;

  • проведение жесткой антиинфляционной политики.

В соответствии с Программой и Планом действий Правительства  с 1995 года по настоящее время более  или менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной  и бюджетной политики, либерализации внешнеэкономической деятельности, реформирования отношений собственности и формирования рыночной инфраструктуры.

В рассматриваемый период времени был задействован механизм санации и процедуры банкротства  несостоятельных предприятий. Последовательно  проводилась структурная перестройка и демонополизация экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения - электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку нефти и газа) и связи, переработки сельскохозяйственной продукции, а также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью не ниже 85%.

Бюджетная политика в  целом адаптировалась к неблагоприятным  экономическим условиям, связанным  с резким сокращением доходной части, и была ориентирована на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических мероприятий. При этом, правда, бюджет в значительной степени утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.

Переход Казахстана от социалистической системы к рыночной (и многоукладной) экономике вызвал серьезные изменения в социальной структуре, которые имеют долговременные последствия.

Уровень безработицы в Казахстане в марте 2010 года составил 6,1%, сообщает Агентство РК по статистике. 
Численность безработных в марте месяце, по оценке, составила 524,3 тысячи человек.  
"В экономике республики в марте 2010 года были заняты 8,1 миллиона человек. Относительно аналогичного периода прошлого года их численность увеличилась на 303 тысячи человек, или на 3,9%. Численность наемных работников в указанном периоде составила 5,4 миллиона человек (66,6% от общего числа занятых)", - говорится в сообщении. 
Официально на конец марта 2010 года зарегистрированы в органах занятости министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан 76,4 тысячи человек. Доля зарегистрированных безработных составила 0,9% от экономически активного населения (в марте 2009 года - 0,8%).  
По оценке, в марте 2010 года уровень скрытой безработицы составил 0,6% от экономически активного населения.

По данным ежеквартального  выборочного анкетного обследования занятости населения  на 2010 год численность экономически активного населения Карагандинской области составила 745,6 тыс. человек и по сравнению с 1 кварталом 2009 года увеличилась на 9,5 тыс. человек. Уровень экономической активности вырос на 0,8 процентных пункта и составил 69,6%.На долю женщин приходится 49,8 % от общего количества экономически активного населения. По количеству занятого населения Карагандинская область занимает 4 место в Республике Казахстан.

Для поддержания дальнейшего  политического роста и развития в условиях кризиса на мировых  рынках капиталов, а также роста  ценовой конъюнктуры особое значение приобретает необходимость формирования системы прогнозирования и адекватного  реагирования на внешние изменения. Данная система должна объединять ресурсы экономического и административного воздействия на деятельность субъектов экономики – с тем, чтобы нейтрализовать угрозы и в полной мере использовать возможности внешней среды.

С этой точки зрения целесообразно усилить позицию государства во всех сферах экономики, что позволит более эффективно защищать собственные экономические интересы. Тенденции мировой экономики состоят в том, что в жесткой конкурентной борьбе могут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых без участия государства на данном этапе представляется невозможным. Пристального внимания требуют и вопросы стабильности финансовой системы государства, так как ее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.

В целом казахстанская  модель развития, определяемая движением  от экономики к политике, вполне доказала свою жизнеспособность. Она  содержит потенциал будущего устойчивого  развития при сохранении ее сути, когда  для формирования сильного государства необходима стабильная экономическая основа, а для реализации экономической стратегии – стабильность внутренних и внешних политических приоритетов.

Произошедшие в последние  годы преобразования произвели и  определенное положительное воздействие на социальную сферу страны: начали расти доходы населения, создаваться новые рабочие места, возросли расходы государственного бюджета на социальные нужды. Динамика основных показателей социального развития приводится в таблице (приложение 2)

Подведение итогов десятилетнего реформирования экономики Казахстана в условиях суверенитета свидетельствует об успешной реализации широкого круга сложных задач, стоявших перед страной. В результате проведения масштабных преобразований полностью реформирована хозяйственная система, сформирована система экономических отношений, базирующаяся на принципах либеральной открытой рыночной экономики, создана и развивается комплексная система управления, адекватная как стандартам развитого рынка, так и особенностям национальной экономической среды.

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).

Достоинством смешанной  экономики является эффективность  использования ресурсов и экономическая  свобода производителей. Смешанная  экономика диктует наиболее эффективное  использование ресурсов,  способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Страны, идущие по пути смешанной  экономики, в большинстве своем  развитые, а к среднему классу относится  большая часть населения. Это  доказывает эффективность такого курса, т. к. средний класс является признаком  устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране.

Государство в смешанной  экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Данные Агентства РК по статистике, http://www.kazstat.asdc.kz/
  2. Данные Всемирного Банка, http://www.worldbank.org.kz
  3. Аубакиров Я.Н. Экономические проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.
  4. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА - М, 2005.
  5. Введение в рыночную экономику/Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2003.
  6. Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. – 2002.
  7. Жанкина Д.К. Иностранные инвестиции в РК: плюсы и минусы.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2010.- с.84.
  8. Мамыров Н. К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Учеб. Пособие. - Алматы: Экономика, 1998. - с. 248.
  9. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
  10. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. доп.- М.: Издательство "БЕК", 1997
  11. Экономическая теория: Учебник. - Под общ. Ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 672 с.
  12. Янова А. Экономика – М.: Издательство ЭКЗАМЕН, 2006.
  13. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности