Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение темы “Национальное Счетоводство”.
Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.
Введение…………………………………………………………….……………..3
1. История возникновения СНС………………………………………………….4
2. Основные понятия СНС………………………………………………….…….7
2.1. Сущность СНС классификация и группировка…………………………….7
2.2. Секторы экономики в СНС…………………………………………………10
2.3. Методы изложения системы национальных счетов……………………...15
3. Современные проблемы формирования российской СНС…………………19
3.1. Теоретические проблемы …………………..………………………………..21
3.2. Статистические проблемы //…………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемых источников……………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является расс
Особое значение в СНС играет межотраслевой баланс ("затраты-выпуск") В. Леонтьева. Эта модель характеризуется системой уравнений:
Xi = SaikXk = yi, i = 1, 2, 3... m,
где Xi - валовая продукция отрасли i;
yi - конечный спрос на продукцию отрасли i;
аik - коэффициенты прямых затрат продукции отрасли i на единицу продукции отрасли k.
Значение этой модели состоит в том, что она дает возможность выявить количественную зависимость между величинами валового продукта и конечного продукта (спроса) через затраты и их структуру. Если задана величина конечного спроса, то с помощью этой системы уравнений может быть определен объем валовой продукции всех отраслей, необходимый для удовлетворения конечного спроса.
Уже в ближайшие годы страны СНГ должны начать разработку секторных счетов, регистрирующих важнейшие экономические операции. Наряду с секторными счетами предполагается внедрение счетов производства и образования доходов для отраслей народного хозяйства.
Статистика, концепции и показатели доходов СНС
В современных условиях перехода к рынку статистика доходов важна для анализа общего состояния экономики и уровня жизни, для разработки социальной политики, а также мер по социальной поддержке отдельных групп населения. Данные о сбережениях, дифференцированные по группам населения, могут быть полезны для разработки налоговой политики. Также информация о сбережениях населения необходима для оценки возможности расширения инвестиционного процесса за счет мобилизации внутренних резервов.
К сожалению, общее состояние статистики доходов в СНГ остается пока неудовлетворительным вследствие ряда причин объективного характера.
Понятие дохода - это сложная экономическая категория, что в своё время признал один из мировых авторитетов в данной области, известный английский экономист Дж. Хикс. В своей работе “Стоимость и капитал” он развил концепцию, лежащую в основе всех показателей доходов: доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течение некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был вначале. То есть определение доходов должно указывать людям, сколько они могут потратить на потребление, не делая при этом себя беднее. Развивая свою концепцию, Дж. Хикс вводит в теоретический анализ две категории доходов. Первая включает регулярный предвидимый поток поступлений, вторая категория доходов охватывает поток фактических поступлений. По мнению Хикса, для многих целей анализа предпочтение надо отдать первой категории, так как она в большей мере объясняет поведение хозяйствующих субъектов. Обе категории, однако, подчинены общей, сформулированной Дж. Хиксом концепции дохода, из которой можно сделать несколько выводов:
а) не всякая сумма поступивших денег может быть доходом;
б) сбережения нельзя приравнивать к сумме прироста денежной наличности, депозитов в банке и других финансовых активов (акций, облигаций и т.п.);
в) прирост капитала, вызываемый случайными причинами, не должен рассматриваться как доход.
В СНС предусмотрена система показателей доходов, построенная на общей концепции Дж. Хикса, которая характеризует различные, но взаимосвязанные, фазы и аспекты процесса распределения. Она включает следующие показатели: первичные доходы; текущие трансферты в денежной форме; располагаемые доходы; текущие социальные трансферты в денежной форме; скорректированный располагаемый доход; национальный располагаемый доход. Однако рассматриваемая система не лишена недостатков. Так, ВНП включает только товары, созданные в данный период времени. Не учитывается продажа домов, построенных ранее, или продажа подержанных автомобилей. Исключается из счета и ряд нерыночных видов деятельности (труд домохозяек, общественная работа, самообслуживание), но учитываются вредные для экономики элементы типа производства никотина и алкоголя. Не принимаются во внимание качество товара, операции с ценными бумагами.
Характеристикой экономического
благосостояния является выпуск продукции
на душу населения. Однако, если в качестве
числителя взять валовой
В экономической литературе
для оценки экономического благосостояния
применяют также отношение
1) рост продолжительности жизни, уменьшение смертности и заболеваемости людей;
2) показатели роста потребления товаров и услуг;
3) индекс цен на потребительские товары и услуги;
4) безработицу, инфляцию и т.п.
Но СНС представляет наиболее
приемлемый метод расчета (измерения)
национального богатства в
Большая часть показателей доходов новой СНС пока не внедрена в статистику стран СНГ. В большинстве из них публикуется показатель реальных располагаемых денежных доходов населения. Проблема же в том, что методология его исчисления не согласована с определениями в СНС, и это затрудняет использование данного показателя в увязке с другими её важными показателями, прежде всего с ВВП и национальным доходом. Как правило, исчисление реальных располагаемых денежных доходов населения осуществляется в странах СНГ на основе данных баланса денежных доходов населения, который является неотъемлемой частью БНХ. В результате в денежные доходы населения включаются поступления, которые в СНС не рассматриваются как доходы, например, поступления от продажи имущества, финансовых активов (акций, облигаций, ваучеров и т.п.).
Есть и другие расхождения с методологией СНС, например, индексация сбережений населения, производимая в соответствии с решениями правительства, отражается в балансе денежных доходов и расходов населения, тогда как в СНС этот поток не включается в текущий доход, а отражается в счетах накопления, в частности, в счете переоценки активов.
При исчислении реальных доходов в странах СНГ практически не проводится четких различий между текущими и капитальными потоками, как это предусмотрено в СНС. Например, согласно СНС трансферты капитала отражаются в счете операций с капиталом и не оказывают влияния ни на национальный доход, ни на располагаемые доходы отдельных секторов. Однако в странах СНГ при расчете реальных располагаемых доходов населения некоторые капитальные трансферты не исключаются, например, единовременные компенсации населению из госбюджета за понесенные ущербы и потери.
Одно из важных положений СНС, которое влияет на исчисление показателей доходов, - проведение различия между операциями с доходами и финансовыми инструментами. Эти операции имеют неодинаковую природу и регистрируются в различных счетах системы/3/. Например, поступления от продажи векселей, облигаций и других видов ценных бумаг отражаются в финансовом счете СНС и не влияют на показатели текущих доходов. Однако это важное различие не принимается во внимание при подсчетах реальных располагаемых доходов населения в странах СНГ. Существуют и другие недостатки в статистике доходов СНГ. Все их можно устранить на основе последовательного применения СНС 1993 года. Для этого необходима, в частности, разработка всех стандартных счетов системы для всех секторов экономики, в первую очередь для сектора домашних хозяйств, что, в свою очередь, требует улучшения первичного статистического наблюдения, совершенствования обследования домашних хозяйств, широкого использования данных налоговых учреждений, налаживания на новых принципах банковской и кредитной статистики.
В условиях расширения внешнеэкономических связей большое значение для оценки доходов, получаемых и выплачиваемых резидентом данной страны, имеет разработка платёжного баланса, находящаяся, к сожалению, в большинстве стран СНГ на начальной стадии.
2.3. Методы изложения системы национальных счетов.
Деление экономики на сектора/4/:
- предприятия: производственные
единицы, производящие товары
и услуги с целью их
- правительство: все органы
государственного управления
- домашние хозяйства:
объединение всех работников
наемного труда, их семей, в
том числе частных
- остальной мир: все
остальные экономические
В модели национальных счетов:
- производство
- потребление
- капитальные вложения
- внешнеэкономическая
Все страны используют следующие методы изложения системы национальных счетов:
1). система простых бухгалтерских счетов
2). балансировочные таблицы
3). система уравнений
4). схемы
5). матрицы
Пример.
Потоки доходов.
Два сектора: домашние хозяйства и предприятия.
а). сектор предприятий выплатил сектору домашних хозяйств заработную плату в размере 100 млн. руб.
б). сектор домашних хозяйств купил у сектора предприятий товары на 80 млн. руб.
в). сектор домашних хозяйств оставил 20 млн. руб. на собственные сбережения
г). сектор предприятий начислил в амортизационный фонд 10 млн. руб.
д). сектор предприятий осуществил капиталовложения на сумму 30 млн. руб.
1). Метод простых бухгалтерских счетов - принцип двойной записи.
Каждая операция записывается дважды:
- в качестве использованных средств
- в качестве ресурсов.
Дважды происходит списание каждой операции:
- в счете плательщика
- в счете получателя.
Получение денег, товара и т.п. регистрируется в правой стороне счета; предоставление услуг другим секторам - в левой стороне как использование ресурсов.
Реальные сектора в системе национальных счетов (СНС):
1). сектор нефинансовых предприятий - институциональная единица, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства
2). финансовые учреждения - финансовая или состоящая из институтов единица, которая занята финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию (коммерческие банки, страховые компании).
3). сектор общегосударственное управление - институциональная единица, предоставляющая рыночные услуги для конечного потребления, также осуществляющая функции перераспределения Национального Дохода и Национального Богатства; занимается финансированием сфер:
- социальное обеспечение
(фонды социального
- общее управление, финансовая
деятельность, регулирование и планирование
экономики, научно-
4). негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства - все единицы, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам:
- общественные организации
- политические партии
- профсоюзы
- церковь;
доходы складываются из добровольных взносов и пожертвований.
5). сектор домашних хозяйств - население, как потребитель продукции, работники наемного труда, члены их семей.
6). сектор "остальной мир" охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.
Экономические операции, отражающиеся в СНС:
(по группам)
1). операции с продуктами и услугами
2). распределительные операции
3). финансовые операции.
Схемы счетов СНС макроуровня, отраслей экономики и схемы счетов секторов национального хозяйства идентичны, носят сквозной характер.
Для всех счетов характерно,
что итоги экономических
3. Современные проблемы формирования российской СНС.
Процесс перехода на рыночную
модель хозяйствования и построение
цивилизованного рыночного
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.
В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим/5/:
1. Концептуальным (разработка
основных положений и