Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:27, контрольная работа
Цель реферата: рассмотреть систему экономической безопасности хозяйствующего субъекта: организационно-функциональные аспекты, их достоинства и недостатки.
Задачи реферата:
рассмотреть сущность, угрозы, системообразующие факторы безопасности предпринимательской деятельности в современных условиях;
описать методологические подходы к организации безопасности частного предприятия в национальной экономике России;
проанализировать информационную составляющею организации безопасности предпринимательской деятельности;
Наиболее высокий уровень экономической безопасности предприятия обеспечивается максимальной защитой функциональных составляющих его деятельности.
Под функциональными составляющими понимаются все важнейшие сферы (финансовая, сырьевая, кадровая и т.д.) экономической безопасности предприятия, различные по своей сути и направленности. Эти моменты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Функциональные составляющие экономической безопасности фирмы (ЭБФ)
Наименова- ние состав-ляющей ЭБФ |
Условия ЭБФ |
Пути обеспечения ЭБФ |
Финансовая |
Рациональное использование основных оборотных средств, формы его капитала, оптимизация процента выплат по ценным бумагам, курса ценных 6умаг на фондовой бирже. |
Достигается путем: а) формирования стратегии производственной, кадровой, управленческой, кредитной и др. политики предприятия; в) практической реализации направлений разработанной стратегии; с) постоянного анализа эффективности проводимой политики. |
Технико-технологиче-ская |
Соответствие применяемых на предприятии технологий мировым стандартам, их конкурентоспособность и возможность дальнейшего усовершенствования. |
1. Изучение состояния технико-технологнческой составляющей безопасности предприятия по результатам исследования финансово-хозяйственной документации и технических данных из подразделений предприятия. 2. Составление инструкций
обеспечения технико- З. Разработка плана по
обеспечению технико- |
Политико-правовая |
Соблюдение юридических требований фирмой как юридическим лицом и её сотрудниками. |
Создание и разработка методики анализа ущерба и исследования возможных угроз негативных факторов. Рассмотрение отдельных конкретных ситуаций, создающих проблемы, и разработка путей их разрешения на основе конкретного прецедента. Консультации специалистов, не работающих в данной фирме. |
Информация |
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности фирмы, специфических операций (прогнозирование потенциальных угроз экономической безопасности предприятия и др.). |
Сбор информации (гласные контакты с источниками официальной информации, негласные контакты с источниками секретной информации и др.}. Проработка и сортировка добытой информации (внутренняя картотека и др.). Аналитическая ра6ота с информацией. Мероприятия по недопущению несанкционированного доступа к информации. Информационная деятельность за пределами фирмы (работа над имиджем и пр.). |
Экологическая |
Оптимизация затрат для соблюдения норм экологических стандартов по технологиям и выпускаемой продукции, минимизация затрат на штрафы за нарушение норм экологического законодательства. |
См. выше |
Силовая |
Гарантии физической неприкосновенности, сохранности имущества сотрудников. силовые элементы информационной безопасности производственного объекта и создание благоприятного воздействия внешней среды на 6изнес, стабильность предприятия. |
См. выше |
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
В настоящее время
в связи с высокой
Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия и обусловливающих его депрессивное развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития предприятия с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.
Основные цели мониторинга должны быть следующими:
Мониторинг должен
являться результатом
Для проведения мониторинга необходимо соответствующее методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение. Содержание и последовательность осуществления мониторинга представлены в табл.2.
Таблица 2
Содержание и
Этап |
Содержание этапа мониторинга |
1 |
Идентификация предприятия (хозяйствующего субъекта) - объекта мониторинга. |
2 |
Формирование системы
технико-экономических |
3 |
Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга. |
4 |
Выявление (определение) факторов, характеризующих перспективные направления развития предприятия. |
5 |
Моделирование и формирование
сценариев или стратегий развит |
6 |
Расчет технико-экономических показателей предприятия на всю глубину прогнозного периода. |
7 |
Проведение анализа
показателей экономической |
8 |
Разработка предложений
по предупреждению и нейтрализации
угроз экономической |
Изложенный методический подход и инструментарий анализа и диагностики состояния предприятия позволяют с достаточной полнотой исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия, осмысленно и целенаправленно организовать и выполнить необходимый мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.
В настоящее время значительное внимание уделяется такому направлению в сфере обеспечения экономической безопасности, как конкурентная разведка (или деловая разведка, бизнес-разведка), которая занимается сбором и обработкой информации из открытых источников, причем с абсолютно легальных позиций.
Один из специалистов в этой области, Н.И. Баяндин[1] определяет конкурентную разведку следующим образом: «Конкурентной разведкой называется деятельность негосударственной организации по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах ее существованию и интересам при условии соблюдения существующих правовых норм».
К основным задачам конкурентной
разведки, осуществляемой в интересах
обеспечения экономической
· маркетинговые исследования;
· оценку потенциальных клиентов и партнеров;
· поиск рыночных ниш;
· изучение конкурентов;
· подбор кадров;
· систематизация имеющихся информационных ресурсов и поиск новых.
Теоретически конкурентная разведка осуществляется на основе открытых материалов (в отличие от промышленного шпионажа, который подразумевает проникновение в конфиденциальную информацию). По оценкам многих специалистов по разведке, не менее 80-90% используемой информации поступает именно из открытых источников, поэтому в целях обеспечения экономической безопасности необходимо контролировать, какая информация о хозяйствующем субъекте попала в открытые источники.
С другой стороны, именно через СМИ организуется подача той информации, которую топ-менеджерам или ключевым собственникам необходимо довести до заинтересованных пользователей для того, чтобы потом получить запланированный эффект (например, выкуп акций у миноритарных акционеров). В ряде случаев представленная информация может быть и ложной.
В целях обеспечения экономической безопасности предприятия (организации) достаточно часто используется применение методик оценки финансового состояния для оценки контрагентов. Причем оценка может быть произведена как по информации, полученной из официальных источников или от самого контрагента(например, финансовая отчетность), так и по информации, полученной в порядке ведения деловой разведки. Для этого возможно применение специальных программных продуктов.
Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) ведет активную работу в области обеспечения экономической безопасности, организуя и возглавляя эти процессы в ТПП субъектов федерации, региональных ТПП. Одним из важнейших направлений деятельности Департамента экономической безопасности ТПП РФ является создание и ведение реестра надежных партнеров и создание национального кредитного бюро, из базы данных которого можно за разумную плату получить информацию о потенциальном партнере.
Это дает возможность небольшим фирмам, которым не под силу создавать службу безопасности, своими силами, легально получать необходимую информацию, что должно способствовать укреплению экономической безопасности.
Непосредственно связано с обеспечением экономической безопасности как государства в целом, так и хозяйствующих единиц и граждан страховое дело. Согласно внесенным в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» изменениям, задачами организации страхового дела являются:
· проведение единой государственной политики в сфере страхования;
· установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.
Одним из направлений
в негосударственном
Некоторые специалисты[2] считают, что в качестве негосударственных субъектов обеспечения экономической безопасности следует рассматривать и профсоюзы, которые призваны последовательно проводить в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, вести борьбу с безработицей, добиваться полной занятости и улучшения условий труда. Во всем мире значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства, причем обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время сформировался рынок услуг в области обеспечения экономической безопасности, причем на этом рынке представлены как коммерческие структуры, так и некоммерческие организации. Предприятия и организации субъект имеют возможность осуществить выбор того субъекта, которому они могут доверить свою экономическую безопасность или в соответствии с законодательством образовать собственную службу.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Среди специалистов существуют различные подходы к организации обеспечения экономической безопасности предприятия. Например, на уровне предприятия, по мнению В.Абрамова[3], экономическая безопасность обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий, а также своевременным выявлением, предупреждением и действенным пресечением посягательств на предприятия, его финансы, имущество, или интеллектуальную собственность, деловые связи, технологию, информацию.
В настоящее время в основном экономическая безопасность хозяйствующих субъектов обеспечивается путем реализации двух подходов:
· подход, упреждающий угрозы;
· подход, реагирующий на угрозы.
Т.е. несмотря на разность подходов, речь идет об организации работ по обеспечению экономической безопасности «своими силами», без привлечения сторонних специалистов и во многом обеспечивается контразведывательными мероприятиями. Например, большое внимание контразведывательным мероприятиям уделяется в работах В.Доронина.[4]
Особое место в обеспечении экономической безопасности занимают специальные службы.
Правовую основу функционирования службы обеспечивает закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Финансирование службы экономической безопасности (CЭБ) осуществляется из прибыли. Экономия на CЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
B пpoцecce фyнкциoниpoвaния
cлyжбы бeзoпacнocти
Baжным фaктopoм пoвышeния эффeктивнocти дeятeльнocти CЭБ являeтcя гибкaя cиcтeмa cтимyлиpoвaния paбoтникoв в зaвиcимocти oт итoгoв paбoты, быcтpoгo и кaчecтвeннoгo выпoлнeниe вcex пocтaвлeнныx зaдaч.
В зaдaчи cлyжбы экoнoмичecкoй бeзoпacнocти вxoдит:
— пpoгнoзиpoвaниe paзличныx
yгpoз экoнoмичecкoй
— выявлeниe, aнaлиз и oцeнкa тeкyщиx yгpoз экoнoмичecкoй бeзoпacнocти;
— плaниpoвaниe и opгaнизaция paбoт пo ycтpaнeнию тeкyщиx yгpoз экoнoмичecкoй бeзoпacнocти и paциoнaлизaция cиcтeмы oбecпeчeния экoнo-мичecкoй бeзoпacнocти;
— кoopдинaция (coвмecтнo c pyкoвoдcтвoм пpeдпpиятия) дeятeльнocти paзличныx фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний в cфepe oбecпeчeния экoнoмичecкoй бeзoпacнocти.
Paбoтa пo oбecпeчeнию экoнoмичecкoй
бeзoпacнocти пpeдпpиятия (