Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

Makroekonomika.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

18. Экономические  и внеэкономические последствия  безработицы. Особенности безработицы  в современной отечественной  экономике. 
Б-ца –преавшение предлож раб силы на спросом на нее. Те наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложивш Ур зарплаты, но не могут найти работу по совей спец 
Экономическиое последствие- недопроизводство товаров и услуг- видим на примере Закон Оукена ^гласит, что каждый процент б-цы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3%. 
 
Неэкономически после- При продолжит б-це теряется квалификация работников. Рост б-цы подрывает психическое здоровье н-я. Сл., Б-ца порождает не только эк потери в виде недопроизводства ВВП, но и соц, нравственно-психологические и полит издержки. 
 
Фрикц и структур б-цы наз-ся также естественной б-цей. Ест Б-ца хар-ет наилучший для эк-и резерв раб силы, способный достаточно быстро совершать межотрасл и межрегионал перемещения в зависимости от потребностей пр-ва. 
 
В настоящее время значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных. Необходима соответствующая перестройка образования и профучебы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся с-с на профессии. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются с-сом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся. 
 
В России проблема безработицы стоит очень остро. Для активизации трудовой деятельности н-я огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его рез-тами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста. 
 
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости — частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

 

 

 

19. Государственное  регулирование рынка труда. Модели  краткосрочной и долгосрочной  кривых А. Филипса.     
Государственное регулирование рынка труда включает:

  1. регулирование занятости н-я. Правительство разрабатывает, финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рац размещение производит сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране;
  2. федеральную гос службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости н-я, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан;
  3. финансирование мероприятий по содействию занятости н-я. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих;
  4. организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ;
  5. социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др. 
     
    Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий н-я. 
     
    Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. 
     
    Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части н-я делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики. 
    Кривые Филипса. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. Кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую (рис. 1). Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. (проследить такую зависимость можно на примере циклич изменений – при спаде у нас уменьшается темп инфляции, но растет безработица, а при подъеме инфляция растет а безработица уменьшается, вследвтие увелич деловой активности)В долгосрочном же периоде мы имеем постоянную безработицу на естественном уровне, а темп инфляции все равно растет(рис 2)Поэтому можно сказать что в долгосрочном периоде у нас ситауция когда темп инфл повышается, а Ур безраб остается неизмсенным.

Рис.1. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде 
Рис.2. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде 
 
В случае если государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает И., снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате. Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх. Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается "вертикальной кривой Филлипса" (рис.2).  
 
Таким образом, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной. Например, в 60-е и 70-е годы во многих странах мира одновременно росли как безработица, так и И. (стагфляция). Вследствие этой негативной черты правительства большинства западных стран перешли к теории естественного уровня безработицы. Суть теории состоит в том, что в долгосрочном периоде приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы (доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике)

 

 

 

20. Сущность  инфляции, ее виды и критерии  измерения. Модели инфляции с-са  и издержек. Причины инфляции. 
 
И. — устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен(не связанного с улучш качества)- это процесс обесценивания денег в рез-те переполнения каналов товарного обращения ден массой.  
 
Выделяют следующие причины и факторы инфляции:

  1. ­ ден массы сверх потребностей товарного обращения для покрытия бюджет дефицита;
  2. перенасыщение кредитом народ х-ва;
  3. ¯ реального объема нац пр-ва, кот при стабильном уровне ден массы приводит к росту темпов инфляции, т.к. меньшему объему ТиУ соответствует прежнее кол-во денег;
  4. монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рын механизма определять приемлемый для экономики уровень з/п;
  5. монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек пр-ва, особенно в сырьевых отраслях. 
     
    К внеш причинам относятся: 
    структурные мир кризисы (сырьевой, энергетич, эколог), сопровождающиеся ростом цен на сырье, нефть, И которых стал поводом для резкого ­ цен монополиями, ТиУ которых, Эируются в другие страны; 
     
    обмен банками нац валюты на иностранную вызывает потребность в доп эмиссии бумажных денег; 
     
    отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, увеличение внешнего долга, ухудшение условий международной торговли. 
     
    Большое значение имеет проводимая правительством страны политика валютного курса. При повышении реального курса национальной валюты возникает пассивный ТБ и отток денег из страны. При снижении реального курса национальной валюты формируется активное сальдо торгового баланса, происходит приток денежных средств в страну. 
     
    И. измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) 
     
    Темп инфляции = (ИПЦ текугцего года – ИПЦ  базового года) /ИПЦ базового года*100%. 
     
    С точки зрения проявления различают открытую и подавленную (скрытую) И.. Отк И. проявляется в продолжительном росте уровня цен, подавл И. - стабильный уровень цен в эк-е, но товарный дефицит, кот также означает обесценивание денег. В рын эк-е И. носит открытый характер, в командно-административной — подавленный. 
     
    И. классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегод темпами прироста цен от 5 до 10%, (развитые стран) - это норм развитие рын эк-и. Галопирующая И. (прирост цен 10 — 50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Общим признаком является возрастание скорости оборота ден средств, резкое ¯ совокупной покупательной способности ден массы и уход из ден оборота не только разменной монеты, но и мелких бумажных купюр.. 
     
    Открытая И. может принимать формы инфляции с-са и инфляции предложения (издержек).  
     
    И. спроса обусловливается «разбуханием» ден массы и как следствие платежеспособ с-са при данном уровне цен. Совокупный спрос, превышающий производств возм-ти экономики, вызывает повышение цен. И. издержек рассматривают с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек пр-ва, прежде всего роста затрат на з/п. ­ издержек на единицу продукции ¯ объем продукции, который производители готовы предложить при сущ-щем уровне цен. В рез-те ¯ предл-е товаров при неизменном с-се и повышается уровень цен. 
    По степени сбалансированности роста цен различают сбалансированную и несбаланс И. При сбаланс И. цены различных Т друг относительно друга остаются неизменными, а при несбаланс — изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. 
    Различают прогнозируемую и непрогнозируемую И. Прогнозируемая И. — которая учит-ся в ожиданиях и поведении эк субъектов; непрогноз И. становится для н-я неожиданностью, т.к. фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

 

 

 

21. Последствия  инфляции. Антиинф пол-ка г-ва. Особенность  инфляционных процессов в современной  России.  
Соц-эк последствия И. выражаются в: 
1. перераспр-и д-дов м/у группами н-я, фирмами, гос-вом; сферами пр-ва; дебиторами и кредиторами; 
2. обесц-и ден накоп-й н-я, хоз субъектов и ср-в гос б-та; 
3. постоянно уплачиваемом инф налоге (издержки, кот накладываются при И. на владельцев д-г, теряющих свою ст-ть с ростом цен) особенно получателями фиксир ден доходов; 
4. неравномер росте цен, что усугубляет диспропорции воспр-ва; 
5. искажении структуры потребит спроса; 
6. закреплении стагнации, ¯ эк активности, росте б-тицы; 
7. возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, %; 
8. актив развитии тен эк-и, в ее «уходе» от налогообл-я; 
9. ¯ покупат способ-ти нац в-ты и искажении ее реал курса по отношению к др в-там; 
10.соц расслоении общ-ва и обострении социальных противоречий. 
11. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику. 
12. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию. 
13. В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер эк политики, способствующих ¯ уровня инфляции. 
14. Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции: 
а)адаптационная политика; 
б)антиинфляционные меры.  
 
Адаптац политика означает, что эк-а должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся: 
1) политика цен и доходов: правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда; 
2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).  
 
Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

  1. ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год;
  2. сокращение государственных расходов и социальных программ;
  3. совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. 
     
    В бюджет заложена инф-я обычно меньшая, чем на практике; д-ды бюджета носят инф хар-р, т.к. при росте цен, инфляц росте д-дов н-я <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__C

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"