18. Экономические
и внеэкономические последствия
безработицы. Особенности безработицы
в современной отечественной
экономике.
Б-ца –преавшение
предлож раб силы на спросом на нее. Те
наличие в стране людей, которые способны
и желают трудиться по найму при сложивш
Ур зарплаты, но не могут найти работу
по совей спец
Экономическиое последствие- недопроизводство
товаров и услуг- видим на примере Закон
Оукена ^гласит, что каждый процент б-цы
выше естественного уровня ведет к недопроизводству
ВВП на 2,5-3%.
Неэкономически после- При продолжит
б-це теряется квалификация работников.
Рост б-цы подрывает психическое здоровье
н-я. Сл., Б-ца порождает не только эк потери
в виде недопроизводства ВВП, но и соц, нравственно-психологические
и полит издержки.
Фрикц и структур б-цы наз-ся также естественной б-цей.
Ест Б-ца хар-ет наилучший для эк-и резерв
раб силы, способный достаточно быстро
совершать межотрасл и межрегионал перемещения
в зависимости от потребностей пр-ва.
В настоящее время значительных усилий
и средств требует осуществление программ
обучения и переобучения, повышения квалификации
и переквалификации для безработных. Необходима
соответствующая перестройка образования
и профучебы с учетом новых требований.
Система образования должна быстро реагировать
на меняющийся с-с на профессии. Необходимо,
чтобы молодые люди получали профессии,
которые пользуются с-сом, также необходима
новая система переподготовки взрослых
людей, которая обеспечивала бы быструю
адаптацию и повышение квалификации трудящихся.
В России проблема безработицы стоит
очень остро. Для активизации трудовой
деятельности н-я огромное значение имеет
усиление трудовой мотивации, что требует
более тесной увязки оплаты труда с его
рез-тами, развития систем участия рабочих
и служащих в собственности и управлении.
Это имеет значение не только для расширения
занятости, но и для реализации общих резервов
повышения производительности труда и
экономического роста.
Проблемы безработицы можно было бы
смягчить и за счет более широкого использования
нестандартных видов занятости — частичной,
временной, надомной работы, создания
собственных предприятий лицами, потерявшими
работу. Для этого нужно обеспечить необходимые
экономические и законодательные условия,
а также выполнение тех законодательных
актов, которые уже действуют.
19. Государственное
регулирование рынка труда. Модели
краткосрочной и долгосрочной
кривых А. Филипса.
Государственное регулирование
рынка труда включает:
- регулирование занятости н-я. Правительство разрабатывает, финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рац размещение производит сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране;
- федеральную гос службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости н-я, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан;
- финансирование мероприятий по содействию занятости н-я. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих;
-
организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ;
- социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др.
Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий н-я.
Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области.
Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части н-я делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.
Кривые Филипса. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. Кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую (рис. 1). Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. (проследить такую зависимость можно на примере циклич изменений – при спаде у нас уменьшается темп инфляции, но растет безработица, а при подъеме инфляция растет а безработица уменьшается, вследвтие увелич деловой активности)В долгосрочном же периоде мы имеем постоянную безработицу на естественном уровне, а темп инфляции все равно растет(рис 2)Поэтому можно сказать что в долгосрочном периоде у нас ситауция когда темп инфл повышается, а Ур безраб остается неизмсенным.
Рис.1. Кривая Филлипса в краткосрочном
периоде
Рис.2. Кривая
Филлипса в долгосрочном периоде
В случае если государство пытается поддержать
уровень безработицы на высоком уровне,
повышаются инфляционные ожидания и требования
к зарплате - кривая Филлипса сдвигается
вверх. Вновь возрастает И., снова усиливаются
инфляционные ожидания рабочих и повышаются
их требования к зарплате. Кривая Филлипса
продолжает перемещаться вверх. Теперь
при всяком уровне безработицы кривая
Филлипса будет выше и выше, что графически
отображается "вертикальной кривой
Филлипса" (рис.2).
Таким образом, взаимосвязь между безработицей
и инфляцией, которую иллюстрирует кривая
Филлипса, оказалась крайне нестабильной.
Например, в 60-е и 70-е годы во многих странах
мира одновременно росли как безработица,
так и И. (стагфляция). Вследствие этой
негативной черты правительства большинства
западных стран перешли к теории естественного
уровня безработицы. Суть теории состоит
в том, что в долгосрочном периоде приемлемый
уровень инфляции возможен только при
естественном уровне безработицы (доля
безработных, которая соответствует целесообразному
уровню полной занятости в экономике)
20. Сущность
инфляции, ее виды и критерии
измерения. Модели инфляции с-са
и издержек. Причины инфляции.
И. — устойчивая тенденция к
повышению общего уровня цен(не связанного
с улучш качества)- это процесс обесценивания
денег в рез-те переполнения каналов товарного
обращения ден массой.
Выделяют следующие причины и факторы
инфляции:
- ден массы сверх потребностей товарного обращения для покрытия бюджет дефицита;
- перенасыщение кредитом народ х-ва;
- ¯ реального объема нац пр-ва, кот при стабильном уровне ден массы приводит к росту темпов инфляции, т.к. меньшему объему ТиУ соответствует прежнее кол-во денег;
- монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рын механизма определять приемлемый для экономики уровень з/п;
- монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек пр-ва, особенно в сырьевых отраслях.
К внеш причинам относятся:
структурные мир кризисы (сырьевой, энергетич, эколог), сопровождающиеся ростом цен на сырье, нефть, И которых стал поводом для резкого цен монополиями, ТиУ которых, Эируются в другие страны;
обмен банками нац валюты на иностранную вызывает потребность в доп эмиссии бумажных денег;
отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, увеличение внешнего долга, ухудшение условий международной торговли.
Большое значение имеет проводимая правительством страны политика валютного курса. При повышении реального курса национальной валюты возникает пассивный ТБ и отток денег из страны. При снижении реального курса национальной валюты формируется активное сальдо торгового баланса, происходит приток денежных средств в страну.
И. измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ)
Темп инфляции = (ИПЦ текугцего года – ИПЦ базового года) /ИПЦ базового года*100%.
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную (скрытую) И.. Отк И. проявляется в продолжительном росте уровня цен, подавл И. - стабильный уровень цен в эк-е, но товарный дефицит, кот также означает обесценивание денег. В рын эк-е И. носит открытый характер, в командно-административной — подавленный.
И. классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегод темпами прироста цен от 5 до 10%, (развитые стран) - это норм развитие рын эк-и. Галопирующая И. (прирост цен 10 — 50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Общим признаком является возрастание скорости оборота ден средств, резкое ¯ совокупной покупательной способности ден массы и уход из ден оборота не только разменной монеты, но и мелких бумажных купюр..
Открытая И. может принимать формы инфляции с-са и инфляции предложения (издержек).
И. спроса обусловливается «разбуханием» ден массы и как следствие платежеспособ с-са при данном уровне цен. Совокупный спрос, превышающий производств возм-ти экономики, вызывает повышение цен. И. издержек рассматривают с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек пр-ва, прежде всего роста затрат на з/п. издержек на единицу продукции ¯ объем продукции, который производители готовы предложить при сущ-щем уровне цен. В рез-те ¯ предл-е товаров при неизменном с-се и повышается уровень цен.
По степени сбалансированности роста цен различают сбалансированную и несбаланс И. При сбаланс И. цены различных Т друг относительно друга остаются неизменными, а при несбаланс — изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Различают прогнозируемую и непрогнозируемую И. Прогнозируемая И. — которая учит-ся в ожиданиях и поведении эк субъектов; непрогноз И. становится для н-я неожиданностью, т.к. фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
21. Последствия
инфляции. Антиинф пол-ка г-ва. Особенность
инфляционных процессов в современной
России.
Соц-эк последствия И. выражаются
в:
1. перераспр-и д-дов м/у группами н-я,
фирмами, гос-вом; сферами пр-ва; дебиторами
и кредиторами;
2. обесц-и ден накоп-й н-я, хоз субъектов
и ср-в гос б-та;
3. постоянно уплачиваемом инф налоге
(издержки, кот накладываются при И. на
владельцев д-г, теряющих свою ст-ть с ростом
цен) особенно получателями фиксир ден
доходов;
4. неравномер росте цен, что усугубляет
диспропорции воспр-ва;
5. искажении структуры потребит спроса;
6. закреплении стагнации, ¯ эк активности, росте б-тицы;
7. возрастании спекулятивной игры
на ценах, валюте, %;
8. актив развитии тен эк-и, в ее «уходе»
от налогообл-я;
9. ¯ покупат способ-ти нац в-ты и
искажении ее реал курса по отношению
к др в-там;
10.соц расслоении общ-ва и обострении
социальных противоречий.
11. Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить антиинфляционную
экономическую политику.
12. Антиинфляционные меры можно применять
только к открытой инфляции; подавленная
не поддается ограничению, поскольку ее
нельзя измерить. Первым шагом в борьбе
с подавленной инфляцией должен быть ее
перевод в открытую инфляцию.
13. В основе антиинфляционной программы
должны лежать анализ причин и факторов,
вызывающих инфляцию, набор мер эк политики,
способствующих ¯ уровня инфляции.
14. Существует два подхода к управлению
экономикой в условиях инфляции:
а)адаптационная политика;
б)антиинфляционные меры.
Адаптац политика означает, что эк-а
должна быть приспособлена к условиям
инфляции. К адаптационным механизмам
относятся:
1) политика цен и доходов: правительство
либо «замораживает» цены и номинальные
доходы, либо «привязывает» рост цен к
росту оплаты труда, а увеличение доходов
— к повышению производительности труда;
2) повышение учетной ставки (ставки
рефинансирования).
Комплекс государственных
мер по борьбе с инфляцией включает:
- ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год;
- сокращение государственных расходов и социальных программ;
- совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
В бюджет заложена инф-я обычно меньшая, чем на практике; д-ды бюджета носят инф хар-р, т.к. при росте цен, инфляц росте д-дов н-я <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__C