Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 60 вопросов и ответов на них для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы к экзамену по экономической теории.docx

— 125.73 Кб (Скачать)

    Зависимость объема предложения от определяющих ее факторов называется функция предложения  Q=F(P;N;O;T;V;C;E), где P- цена данного товара, N- количество продавцов, O- ожидание продавцов, T- налоги, V- дотации, C- затраты, E- прочие факторы.

    Закон предложения имеет три способа  выражения:

    - табличный;

    - графический;

    - аналитический. 

     18. Неценовые факторы  предложения и  их влияние на  кривую предложения.  Индивидуальное и  рыночное преложение. Способы определения рыночного предложения.

    К  неценовым   факторам  относят:

  • Уровень технологии.
  • Цены ресурсов.
  • Величина налогов.
  • Количество производителей.

    К другим  неценовым   факторам   предложения  относят:

  • Ожидания производителя.
  • Цены на другие товары.

    Уровень влияния различных  неценовых   факторов  на  предложение  сильно зависит от типа товара.

Индивидуальное   предложение  (предложение конкретного продавца)

    Рыночное предложение — это суммарное предложение блага всеми индивидуальными потребителями, действующими на рынке. 

19. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Графическое и математическое обоснование.

В конце 19в. основоположник неоклассического направления, выдающийся английский экономист А. Маршал доказал, что в формировании рыночной цены одновременно участвуют и предложение  и спрос. На рынке интересы покупателей  сталкиваются  с интересами продавцов.

Ситуация, когда  планы покупателей полностью  совпадают с планами определенной группы продавцов, так что при  данной величине предложения формируется  соответствующий объем спроса, называется рыночным равновесием ― это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения.

Графическое изображение  равновесия в координатах «цена  ― объем». Точка Е отображает возникновение равенства между объемом спроса и объемом предложения. 
 

     20. Модель статического  рыночного равновесия.

    Если  в  модели  фактор времени не учитывается, то данную  модель  называют  статической.

    Для  статических   моделей   равновесия  характерны следующие моменты:

  • представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка
  • механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется
  • время учитывается лишь косвенным образом

    Как правило, в  статических   моделях  рассматривают мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности экономических субъектов. 

21. Механизм установления рыночного равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу.

Главным в походе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q-Q при цене P, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене P) конкуренция прподавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе  А. Маршалла является разность цен P-P . Маршалл исходил из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения.

Функция спроса и предложения Л. Вальраса имеет  вид: Q =F(P), Q =f(P), а условием равновесия является равенство Q =Q .

У Маршалла функции  спроса и предложения имеют вид: P =f(Q), P =f(Q), а условием равновесия равенство P = P .

22. Излишки  потребителя и производителя.  Общественная выгода торговли. Неединственность и неопределенность рыночного равновесия.

23. Ценовая  эластичность спроса. Графическое  и математическое выражение   точечной и дуговой эластичности спроса по цене.  
 
 

    24. Свойства и факторы  эластичности спроса  по цене.

    Характеристики  эластичности спроса по цене

    1.  эластичен, если величина спроса изменяется на больший проц, чем цена.

    2.  неэластич – когда вел спроса измен не меньший проц, чем цена.

    3.  спрос с единичной элястичностью – пропорцион измен вел спроса в завис от измен цены, в рез-те чего обший дроход ост неизменным, а Ed=1

    4.  совершенно неэластич спрос – его величина постоянна независимо от цены. Кривая вертикальна

    5.  совершенно эластичный – горизантальная кривая . это  означает, что если цена превысит опред уровень, то ни одна единица товара не будет реализована.

    Ситуации 4 и 5 в хозяйственной практике не вряд ли имеют место. Они представляют интерес только стеор стороны.

    Факторы   эластичности   спроса 

    Среди основных  факторов , определяющих  эластичность   спроса   по   цене  можно выделить следующие:

  • наличие  и  доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения  спроса  из-за появления его аналогов минимален);
  • временной  фактор  (рыночный  спрос  имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде  и  менее эластичным в краткосрочном);
  • доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения  цены );
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения  цен ,  и  наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение  цен  может вызвать значительное увеличение спроса);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен  спрос  на него. Это связано с тем, что рост  цены  уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение  цены  расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что  спрос  на универсальное оборудование, как правило, эластичнее  спроса  на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная  паста, мыло, услуги парикмахера), то  спрос  на него будет неэластичным к изменению  цены . Товары, которые не столь важны для потребителя  и  приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей  эластичностью ).
 

    25. Типы эластичности  спроса по цене  и изменение общей  выручки. Перекрестная  эластичность спроса. Эластичность спроса  по доходу. Кривые  Энгеля.

    Различают типы эластичности спроса по цене:

  • Неэластичный  спрос  (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение  цены  на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный  спрос  (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD. 
  • Спрос  единичной  эластичности  (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение  цены  на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  • Абсолютно неэластичный  спрос , означающий абсолютную нечувствительность объема  спроса  к изменению  цены  (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

    Оценка  эластичности по показателю   общей   выручки 

  • 1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к
  • увеличению  общей   выручки . Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за
  • единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для
  • компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе
  • увеличение цены приведет к уменьшению  общей   выручки .
  • Если спрос эластичен,  изменение  цены вызывает  изменение   общей   выручки  в
  • противоположном направлении.
  • 2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены
  • приведет к уменьшению  общей   выручки . Расширение продаж оказывается
  • недостаточным для  компенсации снижения  выручки , получаемой с единицы
  • продукции, и в результате  общая   выручка  уменьшается. Обратное утверждение тоже
  • верно,
  • Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает  изменение   общей   выручки  в
  • том же направлении.
  • 3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит 
  • общую   выручку  неизменной.

    Перекрестная  эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.  
Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми.  
Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.  
Эластичность спроса по доходу - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей.  
"Кривая Энгеля"- это график спроса на благо как функция от дохода при фиксированых ценах. Эта взаимосвязь была впервые проанализирована в XIX в. статистиком и экономистом К.Л.Э.
Энгелем.

    Кривая  Энгеля ― график зависимости расходов на товары от роста дохода. 
 

     26. Эластичность предложения  по цене. Типы эластичности  предложения.

    Эластичность   предложения   по   цене  - показатель степени чувствительности, реакция  предложения  на изменение  цены  товара. Она рассчитывается по формуле:

    Es = (процентное изменение объема  предложения )/(процентное изменение  цены )

    Различают следующие формы  эластичности   предложения:

  • эластичное  предложение  - величина  предложения  изменяется на больший процент, чем  цена , когда  эластичность  больше единицы (Es > 1). Эта форма  эластичности   предложения  характерна для долгого периода;
  • неэластичное  предложение  - величина  предложения  изменяется на меньший процент, чем  цена , когда  эластичность  меньше единицы (Es < 1). Эта форма  эластичности   предложения  присуща короткому периоду;
  • абсолютно (совершенно) эластичное  предложение  имеет место тогда, когда величина  предложения  бесконечно изменяется при малом изменении  цены  (Es = ~). Эта форма  эластичности   предложения  свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении  цены . Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
 

     27. Факторы эластичности  предложения. Эластичность  предложения в  различных временных  периодах.

    Выделяются  следующие факторы.

  1. Наличие или отсутствие у данного товара товара-заменителя. Если при повышении цены этот товар можно заменить другим товаром, то спрос будет эластичным, так как покупатели переключатся на другой товар, цены на который становятся более приемлемыми для покупателя. Отсутствие товара-заменителя делает спрос неэластичным, особенно если это очень нужный товар. Таковы, например, электроэнергия, многие лекарства
  2. Доля расходов на данный товар в общих расходах потребителей. Если эта доля невелика, например, на спички, то спрос неэластичный, если велика — эластичный, например, спрос на мебель, бытовую технику.
  3. Связанность или не связанность данного товара с другими товарами. Если, например, вся бытовая техника работает на электричестве, то спрос на него со стороны потребителей неэластичен.
  4. Профильность товара. Товар может иметь определенное назначение и спрос на него обусловлен его способностью удовлетворять определенную потребность. Таковы, например, многие лекарства, поэтому понижение цен на них не ведет к существенному росту спроса. Но если у товара назначений много, то спрос на него, как правило, эластичный, так как, например, при понижении цены на него его можно покупать в большем, чем прежде, количестве для удовлетворения других потребностей. Например, при сильном понижении цены на хлеб его можно покупать на корм скоту. Данный  фактор   эластичности  спроса особенно действует в отношении товаров производственного назначения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"