Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет макроэкономической теории: её общая характеристика.
2. Национальная экономика: её цели и результаты.
...
42. Денежно – кредитная политика: сущность, цели и особенности в России.
43. Коммерческие банки. Расширение денежного предложения и денежный мультипликатор.
44. Социальная защита населения: принципы и источники.

Файлы: 1 файл

шпоры по эконом.теории.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

В период становления  рыночной экономики в России особенности распределения доходов носят негативный характер (любая ломка сложившихся экономических стереотипов, преход на новые принципы хозяйствования в любой стране связаны с усилением социальной напряженности, ухудшение условий жизни населения).

1.дифференциация доходов  населения. Разрыв в доходах  наименее и наиболее обеспеченного  населения превысил 14 раз, развивается  межотраслевая и региональная  дифференциация и дифференциация  внутри предприятий (между работниками и администрацией);

2.возрастание массовой  бедности. У большинства населения  рост доходов существенно отстает  от роста прожиточного минимума.

Выход страны из кризиса  невозможен без позитивных изменений  в области занятости – усиления стимулов к труду, роста его эффективности, повышение роли квалифиц-го труда, создания условий для свободного перемещения рабочей силы. В России возникла тенденция к депопуляции. Целью социальной политики России является формирование социально-ориентированной экономики. социальная ориентация экономики означаетпрежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей населения

 

39. Сущность доходов,  их источники и формы. 

доходы  населения – сумма денеж ср-в и материал благ, полученнных или произведенных дом.хоз-вами за опред промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что ур-нь потребления населения прямо зависит от ур-ня доходов. Денеж доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринмат деят-ти, пенсий, стипендий, пособий и т.д. Натуральные доходы включ прежде всего продукцию, произведенную дом.хоз-вами для собственного потребления. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получ-е соц помощи используются показатели, определяющие ур-нь бедности. Абсолютная черта бедности -  это минимал ур-нь жизни, определяемый на основе физиологических потребностей чел-ка в продуктах питания, одежде, жилье, т.е на основе набора товаров и услуг, достаточных для удовлетворения осн потребностей чел-ка. Прожиточный минимум – натурал набор продуктов питания, обеспечивающих минимал необходим число калорий+налоги и обязател платежи. Относительная черта бедности – показывает ск стоит минимал потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране.

 

40. Методы балансирования  государственного бюджета.

При образовании  дефицита госбюджета:

1.сокращение расходов госбюджета–не всегда выполним, т.к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

2.увеличение налогового бремени-приведет к уменьшению инвестиций и потребления, а последнее снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкости рынка.

3.превращение дефицита бюджета в госдолг за счет:

-обращения гос-ва за  кредитом к национальным банкам  – в долговременном периоде  бюджетный дефицит ведет к  инфляции и падению темпов  роста ВНП;

-превращение кредита во внешний долг при получении его от иностранных гос-в – утечка национального дохода за границу, т.к. кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты;

-выпуска гос-х ценных  бумаг - облигаций, которые представляют  собой обязательства гос-ва выплатить сумму заимствованных денег у населения с процентами – уводит свободные деньги из банков, что уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и к сокращению возможностей инвестирования.

4.выплата госдолга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии- самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ведет к лавинообразному течению инфляции. Способ отказа от части долга, т.к. его выплата происходит обесцененными деньгами.

 

41. Государственный  долг. Виды госдолга и управление  им.

Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы. Дефицит,  заложенный  в структуру доходов  и  расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного,  разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции. Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Третья концепция — концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

 

42. Денежно –  кредитная политика: сущность, цели  и особенности в России.

Денежно-кредитная  политика гос-ва – совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и др. важнейшие макроэкономические процессы; важнейший метод госрегулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики, которая проводится ЦБ, который регулирует денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческими банками кредитов, т.е. воздействует на частную инвестиционную активность, динамику потребительского спроса, на уровень цен.

Основные инструменты  денежно-кредитной политики.

1.операции на открытом рынке проводит ЦБ с госценными бумагами. Для недопущения неоправданного развития экономики неообходимо уменьшение (сжатие) ден. массы. ЦБ продает правительственные болигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются, происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег => циркулирующей денмассы. %ная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через ЦБ. увеличиваются избыточные резервы ком-х банков, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы => снижение% ставки и рост частной инвестиционной активности.

2.изменение учетной ставки (дисконтнаяполитика). ЦБ может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны комерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и в конечном счете увеличения денежного предложения в экономике => снижение %ной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране. Если ЦБ повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка % при этом должна повыситься, а инвестиционная активность - снизиться.

3.изменение нормы обяхательных резервов (исп-ся реже). Повышение снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Снижение дает обратный эффект. В первом случае %еая ставка повысится, во втором - снизиться. Инвестиционная активность, напротив, уменьшится в первом случае и увеличится  - во втором, что неизбежно скажется на темпах роста экономики.

Переходный характер российской экономики накладывает  соответствующий отпечаток на функционирование ее денежно - кредитной сферы. Регулирование  денежного обращения в РФ проявляется  в определении ЦБ потребностей в  денежной массе на основе ожидаемых  темпов инфляции и динамики ВНП. При этом предполагается сдерживание инфляции. Размеры денежной эмиссии устанавливаются поквартально. Основой общего роста денежной массы служат деньги ЦБ РФ. Учитывается денежный мультипликатор банковской системы. Доллар США стал внутренней параллельной валютой, выполняющей функцию сбережения, что означает по сути кредитование экономики США, а не России. Поэтому необходимо дедолларизировать экономику, сведя к минимуму подрыв личных сбережений, обеспечить перелив последних в инвестиции, что позволит заложить фундамент экономического роста российской экономики.

 

43. Коммерческие  банки. Расширение денежного предложения  и денежный мультипликатор

Коммерческие банки, занимающие нижний уровень в двухуровневой  банковской системе, - это частные банки, сфера деятельности которых включает широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдачу кредитов; посредничество в платежах; куплю-продажу ценных бумаг; размещение госзаймов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. Выступая в качестве инвесторов, банки, как правило, вкладывают деньги в облигации и в виде исключения – в акции. Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. кредитные ресурсы каждого отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, представляющих собой разность между фактическими и обязательными резервами. Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта денежного мультипликатора - величина, обратная норме обязательных резервов, и выражает максимальное кол-во кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы.

 

44. Социальная  защита населения: принципы и  источники.

Осн зад соц.эк-ки явл  формирование эффетивной соц. защиты. Сущность соц.пол-ки состоит в необходимости  поддержки того слоя населения, которое  само не может изменить свое материальное благосостояние. Соц пол-ка направлена на возможность сглаживания и ликвидацию соц конфликтов в об-ве, которые могут вызвать разрушение эк.взаимосвязей.Направление соц пол-ки связано с её адресностью и обратной связью. Основная задача социальной политики - формирование эффективной системы социальной защиты. Направления:

1.поддержка беднейших  слоев населения (те кто уже  или еще не в состоянии самостоятельно  обеспечить минимальный уровень  жизнедеятельности, - больные, старики,  инвалиды, многодетные семьи). Для  того, чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на соцпомощь, исп-ся показатель прожиточного минимума, включающий минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплаты основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения. социальное обеспечение осущ-ся в виде предоставления широкого спектра услуг. Финансирование осущ-ся федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.

2.обеспечение гарантии  права на труд. Гос-во должно  гарантировать равноправие субъектов  на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Д/б общедоступная система образования, законодательно регламентированные соцдопустимые условия труда, уровень минимальной зарплаты, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д.

3.регулирование занятости  населения – разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в гос-ном, так и в негос-ном секторе экономики, программы занятости инвалидов. реализацией таких программ занимаются биржи труда. Фонд помощи безработным из 3 источников: обязательные взносы предпринимателей, взносы работающих, дотации из бюджета.

5 основных  принципов соцстратегии:

1.акты госвмешательства, т.к. они необходимы по причинам  соцхар-ра, должны соответствовать  требованиям рынка, т.е. осуществляться  так, чтобы не нарушался рыночный порядок со стимулирующей и последовательной конкуренцией.

2.формирование мех-ма  соцзащиты не на основе госблаготворит-ти, а как совокупность госгарантий,  предоставляемых каждому и обеспечивающих  соблюдение прав человека. Для  разработки такой системы необходимо определить соц.нормативы, отражающие уровень жизни, быт и условия труда.

3.диф-й подход к  различным слоям и группам  населения в зависимости от  соц-го положения, возраста, трудоспособности  и степени экономической самостоятельности.

4.создание интегрированной, многоуровневой системы соцзащиты (госорганы - местные органы – предприятия - общественные организации), действенной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функции каждого.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"