Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет макроэкономической теории: её общая характеристика.
2. Национальная экономика: её цели и результаты.
...
42. Денежно – кредитная политика: сущность, цели и особенности в России.
43. Коммерческие банки. Расширение денежного предложения и денежный мультипликатор.
44. Социальная защита населения: принципы и источники.

Файлы: 1 файл

шпоры по эконом.теории.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

22. Взаимосвязь  инфляции и безработицы. Кривая  Филипса

Уровень з/п и ур-нь занятости взаимосвязаны.С повышением з/п занятость растет,а безработица  снижается.Но повыш-е з/п означает рост издержек,а следовательно и  цен.Повышение цен,как правило, означает снижение безработицы.Рост цен выступает в качестве платы за сокращение безработицы.Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы.Чем выше темпы инфляции,тем ниже размеры безработицы.Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждено искать работу.  Взаимосвязь инфляции и безработицы отражается в кривой Филлипса,через понятия естественного ур-ня безработицы(это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк.силы,влияющие на изменение з/п и цен, и достигается взаимная стабильность з/п и цен.Кривая Ф.дает возможность нац.эк-ке выбирать между высоким ур-нем занятости,т.е. сокращением безработицы,но при этом высоким ур-нем инфляции,либо наоборот,взависимости от того какие задачи ставит пред собой данная страна в данный период. В реальной практике кривую Ф. гос-ва могут применять только в краткосроч.периоде,в долгосроч такая возможность ликвидируется в силу 2-х причин:1).У предпринимателей возрастают издержки по приобретению фактора труда и адаптации сторон,учавствующих в переговорах о з/п. 2).Под влиянием ликвидации денеж иллюзии о з/п у наемных работников. В долгосроч.периоде кривая Ф. приобретает вид вертикальной прямой. (график:по верт-инфл,по гор:безраб.и график вогн.дугой.)

 

23. Финансовые отношения  и финансовая система, функции  финансов.

Совокупность отнош-й возник-щих по поводу формирования целевых денеж фондов, наз. финанасовыми отношениями, они лежат в основе существующей финансовой системы. Гл.элементами фин.системы явл гос бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюдж.фонды. Кроме того, в фин ситем включ-ся финансы предприятий и организаций. Гос.финансы-важнейш.часть финанс отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов.Гл.звеном фин системы явл гос бюджет – годовой финансовый план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбалансированный гос бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов. и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов.В федеративных гос-вах (в т.ч.и в России) есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-х сил,а также регионал.особенностей часть хоз связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков,местной администрации,местных финансов.Особое фин звено образуют специальные правительственные внебюджет фонды,имеющие определенную самостоятельность.Они отделены от гос бюджета и управляются центральными властями.К ним относят фонды гос соц страхования,различ целевые фонды,гос и смешанные фин учреждения.Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий,но затем стали использ-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях.Сущность и роль гос финансов в жизни об-ва  проявляются в их ф-ях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субьектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная  - связана с перемещением дохододв от производителей в иные сферы хоз-ва.

 

24.Государственный бюджет, его дефицит и профицит..

Главн звеном фин-вой сис-мы явл госбюджет — годовой фин план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбаланс-ный госбюджет предполаг соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по ср-твам. 1. реализация макроэк задач, 2. реализ социал ф-ции, 3. финансир фундамент исследов, 4. содержание гос-ного аппарата, 5. поддержан обороноспособн страны. Расходная часть гос бюджета предполаг обеспечение затрат гос-ва на социал нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание гос-ного долга, затраты на дотации предприятиям гос-ного сектора и развитие инфраструктурры. В завис от ориентации гос-ного регулир структура расх1-ой части может меняться. В странах, ориентир на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты гос-ва на соц-ные и хоз-ные нужды. Гос-ва, правит-ва кот стабилизируют эк-ку на основе монетаристских методов, могут позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета. Доходная часть госбюджета формир в основ за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых Гос-вом от различной деят-ти, причем в рын эк-ке основ поступления в госбюджет — это подоходный налог с насел (до 80 %). Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Причины бюджет дефицита могут быть различными. Он возможен, когда Гос-во расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших раз-рах по сравнению с надеждами правит-ва, то в стране образуется бюджетный дефицит и гос-ный долг. Покрытия дефицита с наимень потерями для эк-ки: 1. Сокращение расходов госбюджета. 2. Увеличение налогов бремени. Это приведет к уменьш инвестиций и потребления (снижает емкость рынка след снижает рост ВНП). 3. Превращение дефицита бюджета в гос-ный долг.а) обращ гос-ва за кредитом к национал банка, б)превращения кредита во внешний долг при получении его иностранных гос-тв; в)выпуска гос-ных ц.бумаг — облигаций, кот представляют обязательства гос-ва выплатить сумму заимствований денег у насел с %-ами. . Выплата гос-ного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасн путь погашения бюджетного дефицита, т.к ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджет дефицита гос-ва прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Если доход часть превыш расход набюд – профицит.

 

25.Неравенство  доходов и его причины. Кривая  Лоренца и коэффициент Джини..

. Неравенство – это объективный процесс.Нерав-во дохододв в об-ве связвно с тем, что разные эк.субъекты различ.по характеру и величине собственность и взависимости от этого различается структура и размер доходов.Доходы:1).Факторные – относят доходы,получаемые их собственниками вследствие функционирования в производственном процессе и создании эк.благ,подлежащих реализации(продаже). Фактор труда требует дохода в форме з/п – этот доход у разн субъектов также неодинаков,т.к. находится в зависимости от качества ресурсов труда и может быть более или менее квалифицирован: а).первичный рынок труда , где функционирует высок.подготовл.рабоч.сила, затраты на обуч-е кот достаточ высок,но высоки и гарантии занятости работника. б).Вторичный рынок труда составляет малоподготовленная раб сила,затраты на обуч-е кот ниже соответственно ниже гарантии её занятости,особенностью вторич рынка труда явл то,что работники в 1-ые предлагающие этот фактор,даже при наличии спец образования явл занятыми на вторич рынке. Фактор земли требует отдачи в форме ренты. Фактор капитала в денеж форме приносит доход собственнику в форме %.Капитал в натур-веществ. или реальной форме приносит доход в форме прибыли. Предпринимательская способность -  приносит доход в фрме нормал прибыли. 2).Персональный доход – доходы получаемые теми эк.субъектами,кот по объективным обстоятельствам либо ещё,либо уже не участвуют в производств.процессе.К перс.доходам относят пенсии, стипендии и все виды соц.трансфертов,как в натуральной,так и в денежной форме.По соотношению фактор и персонал доходов в об-ве можно судить о развитости данной нац эк-ки. Неравенство доходов в об-ве изучалось и было опубликовано в 50-е гг.и наз. кривой Маркса Лоренца. Неравенство доходов в об-ве определяет коэффициент Джинни(показатель неравномерности распределения доходов ) как соотношение реальн.статистич.данных групп населения.Коэф.Джинни представл собой показатель,кот нац эк-ки подсчитывают и представляют в рамках системы нац счетов (СНС).

 

26.Государственное регулирование  экономики: цели, методы и направления.

Гос-е регулир- процесс воздейст госва на эк жизнь обще-ва и связанн  с ней соц-е процессы,в ходе кот-х  реализ эк-я и соц политика гос-ва,основанн на определ теории.Цели ГРЭ:сущ-т пирмамида цедей:1)высшие цели, к ним относ :-формир наибол благоприятн условий для поддераж эк-го разв-я,-создан усло для сой-й стабильн. В зап лит-ре выдел 4 высш цели:-обесп темпов роста ВВП,-минимизация безраб,-стабильность цен (низк ур инфл),-внешнеэк равновес. Из высш целей вытек разл цели 2-го пор:,н-р стимулир эк роста, модернизац произ-ва в соотв с требов НТП,сглажив эк цикла и т.д. Из этих целей 1-го и 2-го пор вытекают цели 3-го поряд.Их число не определ и они возник по мере необх.

. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр)  методы гос регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кред политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика гос. расходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы

 

28. Налоги и их функции. Эффект Лаффера.

Любой вид обязательного  платежа гос-ву наз-ся налогом. Налоги выполняют две функции: 1. фискальная (связана с созданием и функционированием гос-х ден-х фондов.); 2.регулирующая (исп-ние налогов как регулирование хозяйственных и социальных процессов: антициклическая программа, коррекция напр эк роста, стимулирование отдельн производителей, перераспред доходов). Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений.. Согласно кривой Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит нераспределенную прибыль предприятий, возможность инвестиций и следовательно, возможность расширения производства и получения больших доходов. И в будущем периоде сумма налоговых поступлений сократится. Увеличение налогового бремени ведет также к уходу мн производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов, что также сокращает налоговые поступления в казну. Кривая Лаффера показывает, что при определенных усл снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым — инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно содействовать расширению налогооблагаемой базы, т.к. кол-во налогоплательщиков при этом должно возрасти. Прямые - налоги, взимаемые Гос-вом непоср-твенно с доходов или имущества налогоплат-ка: подоходный налог с физ.лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество. Они делятся на 1. реальные - уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров независимо от финансового положения налогоплат-ка  2.личные - учитывают фин.положение налогоплат-ка и взимаются у источника дохода или по декларациям. Косвенные - взимаются в виде надбавки к цене товара с оборота реализации товаров, услуг: акцизы, НДС, таможенные пошлины, фискальные монополии.  1. Универсальные - НДС облагаются все товары, работы, услуги. 2.Индивидуальные акцизы - облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства: налог с продаж. 3.Фискал монополия - специфический вид косвенного налога на товары, произ-во и реализация кот являются монополией гос-ва - табак, спички, соль. Она ведет к удорожанию товаров массового потребления 4. Таможенные пошлины - косвенные налоги, примен во внешнеэк-ской деят-ти. И специфические – целевые налоги на реализ к-л макроэк задач.

 

29. Дискреционная  фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов.

ЧНП – валовой  национ продук за вычетом амортизаций. Фискал пол-ка строится на использовании Гос-вом 2-х эк-ких регуляторов: налогов и гос-ных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены 1-ой цели и тесно связаны м\у собой. Увеличение гос-ных расходов ведет к росту сов спроса и ВНП. Рост налоговых поступлений, наоборот, ведет к уменьшению сов спроса, т.к. располагаемые доходы насел уменьшатся, а затем и к снижению ЧНП, поскольку произ-во сокращается, если на его продукцию падает спрос. Поэтому основ задача фиск пол-ки воздействие на сов спрос и ЧНП поср-твом изменения налогов и гос-ных расходов. Значит часть гос-ных расходов связана с ассигнованиями на социальные и хоз-ные цели. Поэтому прирост гос-ных расходов увеличивает размеры потребления насел и размеры сов инвестиций, т.к. к частным вложениям в произ-во прибавляются и гос-ные ср-тва. Итак, через изменение налогов и гос-ных расходов идет воздействие со стороны правит-ва на развитие производства и изменение ЧНП. Это воздействие может быть периодическим, по мере необходимости (дискреционная Фискал пол-ка), или постоянным, автоматическим (недискреционная Фискал пол-ка). Дпол-ка – сознател регулиров гос-вом налогооблажения и гос-ных расходов. Цель этого направлен воздействовать на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и эк. рост, т.е. вес макропоказателем. Эффективная дискреционная Фискал пол-ка предполаг грамотную диагностику происходящих эк-ких процессов, на основе которой прав-во настраивает свои рычаги: налоги и гос-ные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Ограниченные возможности дискреционной фиск пол-ки адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делают необходимым дополнить ее иным видом фиск пол-ки, способной непрерывно корректировать налогов ставки. Это осуществляется автоматич с помощью так назв встроен стабилизаторов. Суть в увязке ставок налогов и гос-ных расходов с изменениями происход в эк-ке. НеДпол-ка – авоматич механиз реагирующий на изменение эк. ситуации и макропоказат в стране. Встроенными стабилизаторами в дох1-ой части госбюджета явл прогрессивная ставка налогообложения, устанавлив на изъятие большинства налогов. Стабилизаторы в расх1-ой части бюджета - индексы з\п, пособия по безработице и др. Наибольший эффект Фискал пол-ка дает при использов встроенных стабилизаторов 1временно с принятием гос-ных решений по отдел вопросам. Но чтобы эффект от фиск пол-ки был более полным, необходимо согласовывать ее с ден-кредит пол-кой.

 

30.Социальная  политика государства и ее  основные направления

Социальная пол-ка — 1 из важнейших направл гос-ного регулирования эк-ки, т.к. конечной целью деят-ти гос-ва явл достижение высокого уровня благосостояния общ-ва и создание усл для его дальнейшего развития. На современном этапе развития научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить эк-кий рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общ-ва. Необходимо гос-тву вмешиваться в социально-эк-кие процессы через разработку и реализацию социальных пол-ки. Задачи соц пол-ки: социальная защита человека и его основных социально-эк-ких прав; обеспечение усл для повышения благосостояния каждого человека и общ-ва в целом; поддержание определ статуса различных социальных групп и отношений м\у ними, формирование и воспроиз-во оптимальной соц структуры общ-ва; развитие соц инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация). Объем, качество и хар-ер продукции этих отраслей должны обеспечивать нормальные усл жизнедеят-ти и воспроизводства насел. + городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды; формирование эк-ких стимулов для участия в общественном производстве; создание усл для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в своб1м труде. Существует взаимосвязь м\у соц политикой и уровнем эк-кого развития общ-ва. С 1-ой стороны, решение мн задач соц пол-ки определ экономическими ресурсами, кот может направлять Гос-во на их решение. С другой стороны, соц политику можно рассма3вать как важнейший фактор эк-кого роста. Основ задача соц пол-ки — формирование эффективной сис-мы соц защиты. Основ направления: 1) поддержка беднейших слоев насел (как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеят-ти, — больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для этого используют показатель прожиточного минимума (минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг). Обеспечение осуществляется в виде услуг: денеж выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов. Создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные гос-ные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Финансирование осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фонд соц-ого страхования, пенсионный фонд). Практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью. 2) обеспечение гарантии права на труд. Гос-во должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для реализации прав граждан должна существовать общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования. 3) регулирование занятости насел (разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в гос-твенном, так и в негос-твенном секторе эк-ки, программы занятости инвалидов). Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным (этим занимаются биржи труда). Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать безработных к поиску нового места работы. Фонд помощи безработным формир из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дотации из бюджет

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"