Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:55, шпаргалка

Краткое описание

1 Общественное производство и его структура. Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.
2. Виды экономических систем и критерии их классификации
3. Товарное хозяйство и его основные критерии – благо и товар.
4. Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Особенности современных денег.
5. Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.

Файлы: 1 файл

Экономика - ГОСы v2.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

     В конце  80-х гг. в были приняты основополагающие  законы для развития рыночных  отношений в нашей стране:

  • Закон о собственности, который определил равноправие различных форм собственности (государственная, колхозно-кооперативная, личная), ввел частную собственность в форме индивидуальной и коллективной собственности.
  • Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определил понятие коммерческого предприятия, которая создается с целью получения прибыли. Были определены организационно-правовые формы предприятий.  
  • Закон о кооперативах (т. е. личное участие)

     Государство,  начиная с 92-го года, проводит  масштабную компанию по разгосударствлению  собственности, государство отказывается  от собственности и 2 этап - ее приватизация.

     Процессы  приватизации и разгосударствления  за последние годы резко изменили  структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции  в развитии собственности. На  смену монопольному господству  одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные проблемы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы предприятий (фирм), их преимущества и недостатки.

 

Фирма является основной структурной  единицей рыночной экономики. Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но получить оно ее может, если в лучшем виде, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителей.

Классификация предприятий:

  • в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:

Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.

  • в зависимости от занятых на производстве и размеров производственной деятельности:

Предприятия делятся на малые (до 100 работников, 400 млн), средние (до 250 работников, 1 млрд) и крупные.   По организационно-правовой форме предприятия различаются как:

    • индивидуальные частные предприятия,
    • партнерства (товарищества),
    • корпорации.

Индивидуальное частное  предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

  • Достоинствами такого предприятия являются:
    • простота организации предприятия, нет проблем с учредительством;
    • свобода действий, сам себе хозяин;
    • сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
  • Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны:
    • ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита;
    • предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством;
    • неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.

Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

  • У партнерств есть несколько преимуществ:
    • их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие;
    • используется специализация в управлении;
    • расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.
  • Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков:
    • разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами;
    • финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы;
    • продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада;
    • неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.

Большинство недостатков индивидуального  частного предприятия и партнерства  снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.

Преимущества  корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике:

    • в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит;
    • это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;
    • привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию;
    • имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием;
    • корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.
  • Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки:
    • достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица;
    • в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции;
    • двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
    • в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.

 

15. Издержки  предприятия и их виды. Графическое  изображение динамики различных видов издержек. Условия минимизации издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.

Издержки производства представляют собой совокупность затрат, связанных с выпуском продукции. Они подразделяются на внешние и внутренние, постоянные, переменные и совокупные (общие).

Внутренние издержки – это затраты на ресурсы, принадлежащие предприятию. Внешние издержки – это платежи внешним поставщикам.

В краткосрочном периоде издержки производства подразделяются на постоянные и переменные. Критерием отнесения издержек к тем или иным является их реакция на изменение объема производства. Если при изменении объема выпускаемой продукции величина определенных затрат остается неизменной, то речь идет о постоянных издержках. Если же затраты изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции, то речь идет о переменных издержках. В сумме постоянные и переменные издержки образуют общие издержки. Издержки производства, приходящиеся на единицу продукции, называются средними издержками. Средние издержки бывают постоянными переменными и общими. Они рассчитываются путем деления соответственно постоянных, переменных и общих издержек на объем продукции, связанный с данными издержками. Однако средние издержки необходимо отличать от предельных издержек, которые также связаны с выпуском единицы продукции. Если средние издержки указывают, какие затраты в среднем приходятся на единицу продукции при данном объеме производства, то предельные издержки свидетельствуют о затратах, приходящихся на выпуск каждой дополнительной единицы продукции по отношению к уже имеющемуся объему производства.

В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, так как происходят изменения не только в самом производстве в результате инвестиционной деятельности, но и в условиях хозяйствования, т.е. изменения самой экономической среды использования факторов производства.

      

           1)                                               2)                                                  3)

  1. – Постоянные издержки производства. По у – издержки производства, по х – объем производства.
  2. – Переменные издержки производства. По у – издержки производства, по х – количество произведенной продукции.
  3. Совокупные издержки производства. По у – издержки производства, по х – количество произведенной продукции.

Динамика издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба.

Если по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию  к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба, или экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления, экономии на использовании капитала.

Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают , то эффект масштаба будет отрицательным. В результате отдача от вложений снизится, а средние издержки в долгосрочном периоде начнут расти по мере дальнейшего увеличения объема производства.

Если по мере увеличения масштабов  производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым.

 

 

 

 

12. Кругооборот и оборот капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Износ и амортизация.

 

Капитал предприятия находится в постоянном движении, переходя из сферы производства в сферу обращения, а из нее – вновь в сферу производства, т.е. совершает кругооборот.

Капитал предприятия проходит три стадии.

На первой стадии кругооборота капитала денежный капитал используется на приобретение средств производства и рабочей силы и превращается в производственный капитал. Функция денежного капитала – подготовка условий для производства.

На второй стадии – происходит процесс производства в результате чего создается новый продукт. Производственный капитал превращается в товарный и выполняет функцию создания добавочной стоимости, которая заключена в новом товаре.

На третьей стадии кругооборота происходит реализация товара, товарный капитал вновь превращается в денежный, функция товарного капитала – реализация добавочной (прибавочной) стоимости.

Последовательное прохождение  капитала через три стадии и смена  трех функциональных его форм называется кругооборотом капитала.

Кругооборот капитала, рассматриваемый  не как отдельный акт, а как  периодически повторяющийся процесс, в результате которого вся величина авансированной стоимости полностью  возвращается к своей  исходной форме, называется оборотом капитала.

Кругооборот и оборот не тождественны. Возвращение всей авансированной стоимости средств производства обычно происходит в результате ряда кругооборотов, составляющих оборот капитала.

 Капитал делится на основной  и оборотный. Основной капитал – это часть производительного капитала, стоимость которого переносится на продукт постепенно и возвращается собственнику в денежной форме по частям. В основной капитал входит стоимость всего оборудования, машин, производственных зданий, сооружений. Остальные части, воплощенные в сырье, топливе, материалах и т.д., входят в оборотный капитал, стоимость которого возвращается после каждого кругооборота. Сюда относят и стоимость оплаты рабочей силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"