Северный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1466 тыс.км квадратных, выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. В нём проживает 5 млн. 003 тыс. чел.(2007 год). Район находится в процессе активного хозяйственного освоения.

Оглавление

Особенности физико-географического и экономического географического положения
Природно–ресурсный потенциал
Население
Хозяйственный комплекс района
Сельское хозяйство
Транспортный комплекс
Экономические связи
Проблемы Северного экономического района
Используемые источники

Файлы: 1 файл

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

 
7. Транспортный комплекс 
Транспортный комплекспредставлен всеми видами транспорта. Основная проблема связана с тем, что большинство линий сообщения имеют субмеридиональное простирание, поэтому внутрирайонные связи затруднены. Большинство потоков грузов направлено на юг в более развитые районы (нефть, газ, уголь, апатиты и нефелины, лес, рыба) или же к основным портам района (Архангельск, Мурманск), а также в порт Санкт-Петербурга. В перспективе железнодорожная сеть расширяется за счет строительства нового выхода с Урала (Пермь - Кудымкар – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск). 
 
Морской транспорт переживает этап интенсивного развития. В Северном экономическом районе – два крупнейших торговых порта: Архангельский и Мурманский. На Белом море имеются порты в Кандалакше, Беломорске и некоторых других городах. 
 
Архангельский порт – старейший порт страны, с давних пор обеспечивающий торговые связи России с Западом. Архангельск является портом круглогодичной навигации (которая обеспечивается ледокольным флотом). Для бесперебойного функционирования порта проводятся также дноуглубительные работы на подходных каналах. Причалы трех районов порта принимают суда с разной осадкой и длиной. 
 
АО «Архангельский морской торговый порт» - многопрофильный порт. В значительной степени он занимается перегрузкой продукции ЛПК, отправляемой на экспорт. 
 
Мурманский порт расположен в глубоковдающемся в побережье Баренцева моря глубоководном Кольском заливе. Мурманск – крупнейший торговый порт, отправная база Северного морского пути и крупнейший рыбный порт страны. Побережье Кольского полуострова омывает теплое Северо-Атлантическое течение, что делает порт открытым для свободного плавания в течение всего года. Большие глубины у причалов исключают какие-либо ограничения по осадке судов, позволяют принимать и обрабатывать современные транспорты любых размеров и делают Мурманск самым перспективным портом России. 
 
Значительная часть морских перевозок осуществляется отечественным флотом. На Севере работает крупнейшее Мурманское морское пароходство, в составе которого свыше 60 транспортных судов, 10 крупных ледоколов, в т. ч. 7 атомных. Пароходство обслуживает заграничные линии и обеспечивает перевозки по Северному морскому пути. 
 
Речной транспорт традиционно был широко развит на Севере России. Этому способствует густая речная сеть, в которую входят крупные реки – Печора, Северная Двина, Вычегда, Нева, Свирь и др., а также крупнейшие озера – Ладожское и Онежское. Большое значение имеют построенные в разные годы искусственные водные пути – каналы. Волго-Балтийский водный путь имеет общую протяженность – от Невских ворот Петербургского морского порта до Рыбинского гидроузла – в 1003 км. Эта водная система обеспечивает проход крупнотоннажных судов из Волжского бассейна на Балтику и Беломоро-Балтийский канал. 
 
Построенный в 1960-х годах Волго-Балт – глубоководный путь с 7 большими шлюзами – заменил старинную Мариинскую систему. 
 
Беломоро-Балтийский канал проходит от Онежского  озера до Белого моря по территории Карелии. Его протяженность от пос. Повенец на Онежском озере до г. Беломорска – 227 км. 
 
Основные грузопотоки по Беломоро-Балтийскому каналу осуществляется по маршрутам Петербург – Архангельск и Кандалакша – Череповец судами смешанного плавания. Маршрут Кандалакша – Череповец освоен сухогрузами и теплоходами серийного типа «Нефтерудовоз», перевозящими из Мурманской области железорудный и апатитовый концентраты. Кандалакшский порт располагает для этого специализированными перегрузными комплексами. 
 
Перспективы речного транспорта в немалой степени связаны с развитием портового хозяйства. Крупнейшим речным портом на Волго-Балте является Череповец. Поставка сырья и отгрузка продукции гигантских череповецких предприятий в значительной степени осуществляется дешевым речным транспортом. В Череповце функционируют три речных порта: порт общего пользования системы Северо-Западного речного пароходства и промышленные порты «Северстали» и «Аммофоса». В промышленном порту ЧМК построен пирс для приема железорудного концетрата и известняка с грузооборотом более 2 млн. т в год. 
 
Портовое хозяйство Северного (г. Архангельск), Печорского речных пароходств, испытывающих значительные финансовые трудности, требует серьезной реконструкции. Эти пароходства, работающие в суровых северных условиях, с короткой навигацией, сталкиваются также с серьезными проблемами, возникающими из-за обмеления рек. 
 
Автомобильный транспорт. В восточной части региона, в Республике Коми, в Ненецком АО, густота автодорожной сети очень низкая, и строительство новых дорог здесь жизненно важно. Большое значение будет иметь строящаяся автотрасса Усинск – Нарьян-Мар. Планируется сооружение автомобильных подходов ко многим нефте- и газопромыслам осваиваемых в этом районе месторождений Тимано-Печорской првинции. Предусмотрено и развитие связей этих районов с автодорожной сетью страны. Будет реконструироваться дорога Сыктывкар – Киров, введена в эксплуатацию трасса, которая соединит Визингу (Республика Коми) с Котласом Архангельской области и обеспечит выход автотранспорту из Республики Коми через Великий Устюг и Вологду на запад.

Воздушный транспорт. В районах Крайнего Севера авиация часто – единственный вид транспорта. Крупные аэропорты действуют в наиболее отдаленных центрах региона – Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре. 
 
В Архангельской области действует крупнейший в России ракетно-космический центр в Плесецке. В состав космодрома входит комплекс «Рокот», осуществляющий коммерческие запуски баллистических ракет, доставляющих искусственные спутники на околоземную орбиту. Комплекс Эксплуатируется совместным российско-германским предприятием «Еврокот», он предназначен для запуска космических аппаратов массой до 2 тонн.

 
8. Экономические связи 
Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. На долю Европейского Севера приходится почти 4 % внешнеторгового оборота России, в том числе около 5% экспорта и 2,6 % импорта. 
 
Северный экономический район – крупнейший в Европейской части страны поставщик топливно – энергетического и минерального сырья, продукции металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов. Из района также вывозится нефть, газ, каменный уголь, черные и цветные металлы, апатитовые руды, картон, бумага, рыба. Основные грузопотоки имеют южное и юго-восточное направление. 
 
Из российских регионов Север получает большую часть продуктов питания, из республик СНГ и стран Балтии – промышленные товары народного потребления, по импорту – оборудование для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса, транспортные средства. 
 
Север располагает всеми необходимыми предпосылками: сырьевой и энергетической базой, производственными мощностями, транспортной инфраструктурой, а также квалифицированными трудовыми ресурсами для крупномасштабного продвижения им товаров, как на отечественный рынок, так и на рынки стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Участие зарубежных, в первую очередь скандинавских и северо-американских фирм в эксплуатации Северного морского пути на базе технического переоснащения флота и навигационных средств. 
 
Важное направление совершенствования внешних экономических связей района – его рыночная интеграция с соседними регионами – Северо-Западным, Центральным, а также с соседними странами – Финляндией и Норвегией.

 
9. Проблемы Северного экономического  района 
Долгое время в среде учёных и специалистов, изучающих развитие минерально-сырьевых баз, господствовала точка зрения о том, что человечество сможет неограниченно продолжительное время добывать полезные ископаемые в нужных количествах. То есть вопрос в том, что нужно как-то учитывать исчерпаемость полезных ископаемых попросту не стоял.Считалось, что рост энерговооруженности человечества в результате научно-технического прогресса будет позволять извлекать полезные ископаемые, т.е. необходимые минералы и элементы из недр со всё более низкими их природными концентратами, со всё больших глубин в недрах, со дна морского океана, с шельфов арктических морей, вплоть до выделения из вод мирового океана. То есть считалось, что технически или экономически недоступные полезные ископаемые в настоящее время станут доступны в будущем и так - до бесконечности.  
 
Представление об уникальных запасов Севера возникли видимо в значительной степени потому, что в силу естественных природно-климатических трудностей здесь из выявленных месторождений выборочно осваивались лишь действительно уникальные по количеству и качеству запасов. Кроме того активное освоение минеральных ресурсов Европейского Севера продолжается относительно недолго 50-60 лет, а средний срок эксплуатации одного крупного месторождения полезного ископаемого 30-40 лет, мелкие же отрабатываются обычно за 5-15 лет. Однако за 30 последних лет в Тимано-Печорском регионе было разведано более 30 % первичных ресурсов газа и более 22 % уже отработано.Для нефти эти показатели ещё выше : разведано более 50 %, отработано более 30 %. То есть практически за такой же период нефте- и газодобыча здесь прошла периоды роста,стабилизации и вступила в период затухания .  
 
С начала 90-х годов ТЭК подвержен кризисным явлениям. Сократилась добыча нефти и угля, уменьшились темпы роста добычи природного газа. В отдельных районах наблюдается дефицит электроэнергии. 
 
Коренное совершенствование структуры энергообеспечения требует экономии топлива и электроэнергии во всех отраслях народного хозяйства, снижения удельной энергоёмкости общественного производства, перехода на энергосберегающие технологии. Чрезвычайно важные направления перестройки структуры потребления энергии - замещение органического топлива другими энергоносителями, в первую очередь атомной и гидравлической энергией, а также жидкого топлива природным газом и расширение использования вторичных и новых источников энергии. 
 
Необходимо разработать новый вариант Энергетической программы с учётом использования нетрадиционных, экологически безопасных источников энергии, строительства опытно-экспериментальных АЭС с различными типами и схемами расположения атомных реакторов. В то же время формирование рыночных связей по топливу как наиболее массовому виду продукции должно учитывать экономически обоснованное разрешение. 
 
Среди главных направлений и важнейших мероприятий по развитию ТЭК в перспективе на первом месте проведение активной политики и осуществление прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса.  
 
Воспроизводственные процессы базируются в основном на привозных материально-технических ресурсов. Неразвитость транспортной сети и дальность перевозок уже в 60-80 -е годы довели долю транспортной составляющей в цене потребляемой на Севере до 55-60 %, по сравнению со средними показателями по стране 12-15%. . В настоящее время доля затрат на транспорт еще более возросла. Это стало одной из основных причин неконкурентоспособности большинства видов добываемого на Севере сырья.  
 
Сейчас освоение природных ресурсов Северного экономического района технически и инфраструктурно слабо обеспеченное, как правило не комплексное, привело к повсеместным экологическим деформациям и нарушениям. Разрывается и уничтожается тонкослойная природная целостность Севера. По существу, навечно из-за экологически преступной хозяйственной деятельности возникают многочисленные кладбища природы, превращая значительные территории в мертвый Север. 
 
Деградация и разрушение природной среды усугубляется её высокой ранимостью и наличием вечной мерзлоты. Она служит водоупором и способствует застою загрязненных вод. К самым неблагополучным в экологическом отношении зонам района относятся территории нефте-, газо- и лесопромышленного освоения, которые чаще всего превращаются в «язвы опустынивания» из-за прогрессирующего разрушения почвенного и растительного покрова. 
 
Неотъемлемую часть всех производственных процессов составляют люди, поэтому нужно учитывать потребности всего населения. Постановлением РФ «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безведомственной субсидии на строительство и приобретение жилья» № 937, от 3 августа 1996 года определён размер субсидии, составляющей от 5 до 70 % средней рыночной стоимости жилья. Это зависит от величины дохода в расчете на одного члена семьи и времени постановки на счет по улучшению жилищных условий, что для северян по сути дела значит от количества лет работы в районах Крайнего Севера. Но здесь возникает немало проблем в связи с нехваткой средств из федерального бюджета. 
Уже сейчас стало ясно, что ежегодный завоз промышленных товаров, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера окончательно провалился. Северяне хорошо знают, чем им это грозит : когда за окном будет минус пятьдесят градусов, десятки посёлков и целые города обязательно останутся без отопления, за хлебом и сахаром выстроятся огромные очереди, а лекарства из аптек вообще исчезнут. Такая картина повторяется уже не первый год, и чем дальше, тем хуже. Без ежегодных завозов Крайний Север прожить не сможет. В районах вечной мерзлоты нет ничего, что могло бы обеспечить относительно достойную жизнь. Десятилетиями товары доставлялись в крупнейшие морские порты, откуда по маленьким речкам развозились в самые отдалённые уголки. Перевозить грузы речным транспортом - просто и относительно дёшево. Летом навигация длится 20-25 дней, потом реки опять замерзают. Тогда только один путь - на вертолётах, а это слишком обременительно для местных бюджетов.  
О том, что положение на Севере близко к катастрофическому говорилось ещё весной на заседании Госдумы. В Комитете по проблемам Севера до сих пор хранится толстая папка с обращениями, заявлениями и выступлениями депутатов, суть которых сводится к следующему : «Давайте деньги на завоз, иначе будет плохо». Плохо стало уже сейчас. Комитетом по проблемам Севера на завоз 1997 года из бюджета предусмотрено выделить 3,5 триллиона (всем Северным районам). Это очень мало - всего 30 % от минимально необходимой суммы. На сегодняшний день из них получено только 41,4 % - больше денег не ожидается !.  
 
На Севере в прошлом году работала комиссия, выясняющая куда именно уходят выделяемые а завоз деньги. И выяснила : деньги уходят куда угодно, только не по назначению. Ими выплачиваются долги по зарплате и в федеральный бюджет, их выдают неплатёжеспособным предприятиям, и хуже того - на них покупается спиртное и прочие продукты, которые никак не относятся к товарам первой необходимости. В результате, когда приходит время возвращать средства в бюджет ( выдаются они в виде ссуд ), возвращать уже нечего. Теперь, когда в Москву приезжают очередные представители с Севера, московские чиновники первым делом демонстрируют им отчёт « О результатах проверки Счётной палатой целевого использования средств, выделенных их федерального бюджета на возвратной основе в 1993-1997 годах на завоз продукции в районы Крайнего Севера» У северян свои претензии. Они категорически против того, чтобы средства проходили через коммерческие банки, где «оседает» порой до 40 % предназначенных им денег.  
При этом экономика страны на современном этапе представляет собой сложную многоотраслевую систему с деформированными межрегиональными связями и структурными соотношениями и, как правило, в рыночном хозяйстве выживают те субъекты, которые добиваются более высокой эффективности производства и большей прибыли - только на этой основе они могут решать социальные проблемы. В этих условиях в тяжелое положение попал Северный экономический район, в котором эффективность производства по ряду причин, и прежде всего из-за природно-климатических условий, ниже, а социальные проблемы требуют больших средств. Это означает, что этот район не может на равных с другими районами входить в рынок. Условия Севера не вписываются в большинство общероссийских стереотипов экономических и политических реформ. В необходимости проведения здесь особой политики убеждает и мировой опыт. Однако это не всегда находит должное признание в правительственных структурах. Более того, располагая богатейшими природными ресурсами и играя важную роль в экономике страны, Север наиболее остро ощущает на себе бюджетный дефицит и другие трудности. Государство не в состоянии выделить средства, необходимые для поддержания достигнутого здесь уровня добычи сырья. 
Суть сегодняшнего политико-административного строя заключается в необходимости регулирования не только своих внутренних, но и внешних отношений, от эффективности которых зависят возможность комплексного использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения.

Список используемых источников.

 

  1. Атлас. География России. Население и хозяйство. 9-е издание, исправленное. М.: Дрофа и Издательство ДИК, 2009.
  2. Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
  3. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. 2-е издание, исправленное и доработанное. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.. Экономическая и социальная география мира. 2-е издание. М.: Просвещение, 1995.

Информация о работе Северный экономический район