Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс давно идет в рамках современной рыночной экономики.
Данная работа посвящена проблемам исследования функций сбережений в рыночной экономике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
I. СБЕРЕЖЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ В МАКРОЭКОНОМИКЕ
1. Роль сбережений в макроэкономике 6
1.1 Сбережения как изъятия из совокупных расходов 8
1.2 Сбережения в неоклассической теории 10
1.3 Сбережения в кейнсианской теории 11
2. Склонность к сбережению 13
2.1 Средняя склонность к сбережению 14
2.2 Предельная склонность к сбережению 14
2.3 Психологический закон Дж. М. Кейнса 15
2.4 Мотивы сбережений населения 16
2.5 Факторы, влияющие на сбережения 17
3. Модели «Сбережение-потребление» и «Сбережения-инвестиции»
3.1 Взаимосвязь и взаимообусловленность потребления и сбережений. 20
3.2 Модель «сбережения – инвестиции» 23
4. Структурная динамика сбережений населения России 26
4.1 Проблемы превращения сбережений в инвестиции в современной России 29
II. ОРГАНИЗАЦИОНАЯ СТРУКТУРА БИЗНЕСА В РОССИИ. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ И КЛАСТЕРЫ
1. Организационные формы бизнеса 32
1.1 Организационная структура российского бизнеса 34
2. Понятие финансово-промышленных групп 36
2.1 Финансово-промышленные группы в России 37
3. Кластеры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
1. Организационные формы бизнеса
Организационной единицей бизнеса является фирма или компания. Это самое общее название любой производственной ячейки предпринимательства, независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности.
Существует три вида фирм. Первым является предприятие, определяемое как единоличное владение или единоличная собственность (Sole proprietorship). Фирма с единоличным владением, т. е. когда она принадлежит одному собственнику, имеет ряд преимуществ и недостатков по сравнению с другими организационными типами фирм. В качестве ее преимуществ можно выделить следующие аспекты. Собственнику предприятия полностью принадлежит прибыль фирмы, и он имеет определенные налоговые льготы ибо эта прибыль рассматривается как его доход. Владелец фирмы имеет низкие издержки по организации производства, его решения будут немедленно претворены в жизнь. Небольшие размеры фирмы позволяют ему поддерживать контакты как со своими рабочими, так и с покупателями продукции компании.
К недостаткам данного вида фирм следует отнести прежде всего ограниченные возможности к расширению капитала. Расширение производства осуществляется в основном за счет капитализации его прибыли. Собственник фирмы несет неограниченную ответственность за финансовое состояние предприятия: все его имущество по суду может быть направлено на удовлетворение требований кредиторов и погашение долгов. Собственник фирмы сам должен разбираться во всех производственных и финансовых вопросах и обладать недюжинными способностями к предпринимательству, которые не передаются по наследству. Наблюдения за подобного рода фирмами показывают, что они, как правило, существуют не более 2—3 поколений.
Вторым организационным видом фирм является партнерство, или товарищество (partnership). Эта форма предполагает объединение капиталов двух или более хозяйствующих субъектов. Существуют два вида партнерств: генеральное и ограниченное. При генеральном партнерстве каждый из собственников несет неограниченную ответственность по всем обязательствам фирмы. При ограниченном партнерстве ответственность по обязательствам определяется в соответствии с юридически оформленным соглашением между компаньонами.
Преимуществами партнерства являются более широкие возможности к расширению производства по сравнению с единоличным владением, увеличивается возможность получения кредита в Банковской сфере, возникает необходимость привлечения к sуправлению фирмой профессиональных менеджеров. Как и при единоличном владении, прибыль облагается налогами как личный доход каждого из партнеров.
Организация такого вида фирмы имеет ряд минусов. При генеральном партнерстве, например, если фирма обанкротилась, то все ее совладельцы несут неограниченную ответственность. Компаньон, которому принадлежит 1% собственности фирмы отвечает на равных с тем, кому принадлежат оставшиеся 99%. Сложность у этого вида фирмы возникает при ее ликвидации и переориентации на другие виды производства.
Третьей организационной формой бизнеса является корпорация (corporation, public company). Это ведущая форма современного предпринимательства. Ее собственниками являются многочисленная армия держателей акций, имеющих ограниченную ответственность в размере своего вклада в акционерный капитал корпорации.
Вся прибыль корпорации принадлежит ее акционерам. Она делится на две части. Одна распределяется среди держателей акций в виде дивидендов, другая представляет нераспределенную прибыль, идущую на реинвестирование. Создание корпораций регламентируется государственным законодательством. В США, например, требуется представить местным властям специальное заявление (List of corporation), где содержатся данные о названии корпорации, цели, количестве директоров и их именах, количестве акций и их номиналах. Получение сертификата на слияние капиталов означает приобретение корпорацией статуса юридического лица.
Основным преимуществом корпорации является возможность мобилизации дополнительных капиталов путем выпуска ценных бумаг. Корпорация строит свою деятельность, опираясь на научные методы управления и профессиональных менеджеров. Возможность использования денежного рынка и рынка капиталов позволяет фирме гибко перестраивать свою производственную программу с одного вида деятельности на другой. Корпорация сохраняет вечную преемственность и существует независимо от того, сколько раз в результате перепродаж акций менялись ее владельцы.
В качестве недостатка корпорации можно отметить тот факт, что она выплачивает более высокие налоги на единицу прибыли, чем другие организационные формы фирмы. С одной стороны, налогообложению подвергается прибыль корпорации, а с другой, — дивиденды акционеров. Кроме того, данный вид фирмы в большей степени подвержен регламентированию со стороны государственных институтов.
При ликвидации корпорации держатель акций получает долю, которую он внес в акционерный капитал фирмы. Если корпорация терпит банкротство, то персональная ответственность связана только с личным имуществом держателя акции. [20]
1.1. Организационная структура российского бизнеса
Организация бизнеса в России имеет особенности. Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским Кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс возрождает частноправовые начала неприкосновенности собственности в бизнесе. Новое содержательное наполнение получила категория "предприятие". До последнего времени оно трактовалось как особая организационно-правовая форма, т. е. коммерческая организация, не имеющая собственности, т.к. собственником в плановой экономике оставалось государство. Государство с помощью своих предприятий имело дело по сути само с собой, т.к. договоры между предприятиями по "продаже", например, их имущества в действительности не меняли на это имущество прав собственности, так как собственником оставалось государство.
В рыночной экономике в отличие от командно-административной в товарно-денежном обороте участвуют не номинальные, а реальные собственники: индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Для них создание предприятий ни с экономической, ни с правовой точек зрения не имеет смысла. Они используют другой путь: создание не предприятий, а "компаний одного лица", т. е. хозяйственных обществ. Сохранение же такого понятия, как "предприятие", в качестве некоммерческой организации-несобственника оправдано лишь для государственного и муниципального секторов.
В рыночном понимании "предприятие" вовсе не особая организационно-правовая форма предпринимательства, а имущественный комплекс - совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т. д. Оно является "унитарным", так как его имущество принадлежит единому собственнику (государству или муниципальному образованию) и поэтому не подлежит разделу между работниками.
Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются юридическими лицами.
Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими считаются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Полным называется товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Также существуют товарищества на вере, ООО, АО, ОАО, ЗАО.
Примером наиболее ярких организационных структур в экономике России являются финансово-промышленные группы (ФПГ). [21]
2. Понятие финансово-промышленных групп
Создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут способствовать экономическому росту. Эта новая организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерной особенностью финансово-промышленных групп является то, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
Финансово-промышленным группам присущи наличие крупного промышленного капитала и возможности аккумуляции и мобилизации огромных финансовых ресурсов. Именно крупный капитал формирует спрос и предложение на рынке, определяет условия ценообразования, реализует глобальные инвестиционные программы.
Отличительной особенностью и обязательным условием для ФПГ является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. При формировании первых ФПГ речь шла об объединении технологически связанных предприятий, так как благодаря такой связи максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на одном направлении, отсекаются малоэффективные элементы и достигается «прорыв» в выбранном направлении. Современные ФПГ представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капитала, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов с целью увеличения конкурентоспособности, упрочнения технологических и кооперационных связей и роста эффективности.
Финансово-промышленная группа — это долговременное договорное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции.
При формировании финансово-промышленных групп широко используются принципы горизонтальной и вертикальной интеграции. В развитую ФПГ могут входить: банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, информационно-рекламные подразделения; производственные предприятия, внешнеторговые компании, товарно-сырьевые биржи, страховые, транспортные и сервисные фирмы.
Таким образом, создание ФПГ подразумевает объединение трех структур — финансовой, производственной и коммерческой, каждая из которых представляет совокупность предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют следующие преимущества:
- возникают новые возможности для оптимального использования и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
- создаются реальные возможности для структурной перестройки производственных подразделений группы;
- происходит укрепление технологических связей между различными этапами - от добычи сырья до выпуска конечной продукции;
- улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновационных проектов. [22]
2.1 Финансово-промышленные группы в России
Российские финансово-промышленные группы (ФПГ) находятся в начальной стадии формирования, и только некоторые из них могут быть отнесены к категории многонациональных корпораций (МНК), причем, как правило, заграничные дочерние предприятия расположены в странах СНГ. Создание ФПГ шло путем приватизации и акционирования государственных предприятий, ранее составлявших основу экономики бывшего Советского Союза. Возникшие групповые структуры отличаются иерархическим типом построения. Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, такие ФПГ отличает вертикальная интеграция в рамках одной отрасли (нефтяная промышленность, лесной сектор, черная металлургия). Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на залоговых и денежных аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями, либо конгломератами, включающими в себя предприятия несвязанных между собой отраслей.
К официальным относятся группы, включенные в Государственный реестр ФПГ России. Процедуры создания, деятельности и ликвидации ФПГ регулируются Федеральным Законом «О ФПГ».
В соответствии со статьей 2 этого закона, под ФПГ понимается «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества , либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест».
В области химической и нефтехимической промышленности действуют финансово-промышленные группы: «Нефтехимпром», «Русхим», «Эксохим» и др.; В строительстве и строительной индустрии – «Объединенная промышленно-строительная компания», «Средуралстрой», «Приморье»; В агропромышленном комплексе и производстве с/х продукции – «Сибирь», «Зерно-мука-хлеб», «Центр-Регион»; В черной металлургии – «Объединенная горно-металлургическая компания», «Носта-Трубы-Газ», «Магнитогорская сталь»; В цветной металлургии – «ТаНАКо», «Интеррос» и др. Большинство групп создано по отраслевому принципу.
Активную роль ФПГ играют в ускорении интеграционных процессов в странах СНГ. Среди официально зарегистрированных транснациональных ФПГ, основанных на кооперационных связях с предприятиями стран СНГ, можно отметить: «Нижегородские автомобили», «Транснациональная финансово-промышленная группа «Славянская бумага», «Транснациональная финансово-промышленная группа «Аэрофин» и другие, действующие в сферах химической, металлургической, атомной промышленности, в области переработки сырья для целлюлозно-бумажного производства и других областях.
По способу формирования все действующие российские ФПГ можно разделить на два вида: сформированные по решению органов власти на основе межправительственных соглашений; образованные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе).
В зависимости от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью, наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%); что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока (5%).
В зависимости от центра объединения различаются «производственные» группы, сформированные вокруг одного предприятия или группы промышленных предприятий (86%), и «банковские» группы, сформированные вокруг банка, инвестиционной компании или их объединения (14%).