Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Введение 3
1.1 Эволюция понятия «рынок труда». 4
1.2 Сущность и формы проявления рынка труда 6
1.3 Структура рынка труда 8
1.4 Предложение и спрос на рынке труда. 13
2.1 Политика занятости и регулирования рынка труда 18
2.2 Инструменты государственного регулирования 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.
Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.
Предстоит глубокое реформирование
на уровне предприятий, охватывающее всех
занятых на них работников. Речь
идёт о том, чтобы трудовые коллективы
и отдельные работники
Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
Стабилизация на рынке
труда требует изменения
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Политика трудоустройства
и социальной поддержки незанятого
населения в регионах в целом
имеет те же задачи, что и на федеральном
уровне. Поскольку задачи данного
блока в значительной степени
выполняются региональными
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.
На предприятиях осуществляется
управление персоналом, развитие систем
отбора и внутрифирменных перемещений,
подготовки и переподготовки кадров.
От успешного решения
В домохозяйствах осуществляются
основные функции воспроизводства
рабочей силы, от уровня благосостояния
семей зависит суммарное
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.
Можно указать на следующие
основные инструменты государственного
регулирования, так или иначе
применяемого во многих странах с
развитой рыночной экономикой. Во –
первых, широкое распространение
общего государственного планирования
с применением целевых
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.
В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
1. Закон Республики Казахстан
«О труде в Республике
2. Закон Республики Казахстан от 23 января
2001 г. №149-II «О занятости населения»
3. Конституция Республики Казахстан
4. Послание Президента народу Казахстана
от 28.02.07. «Новый Казахстан в новом мире»
5. Абакумова Н.Н.,. Подовалова Р.Я. Политика
доходов и заработной платы. – Новосибирск:
НГАЭиУ; М.: ИНФРА–М, 1999
6. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф.
Экономика: справочник. – М.: Финансы и
статистика, 1997
7. Гнездовский Ю.И., Поварич И.П. Проблемы
организации оплаты труда в современных
условиях. – Кемерово: Кузбассвузиздат,
1998
8. Данные отчета Комитета по статистике
и анализу РК 2006. Алматы, 2009
9. Джакишева Л.К., Жакыпова Ф.Н. "Современные
аспекты развития рынка труда в Республике
Казахстан" Вестник КазГУ. Серия экономическая.
Алматы, 2000, № 10
10. Рынок труда. Учебник. Под-ред. Проф.
В.С. Буланова.-М.;"Экзамен", 2000
11. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. –
М.: Бек, 1997Экономика труда и социально-трудовые
отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П.
Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо,
1996
12. Алехина О. Стимулирующий эффект систем
заработной платы // Человек и труд. – 1997.
- № 1
13. Байсенов С. Рынок труда // Казахстан:
экономика и жизнь, 1992, №6
14. Бекхожаева А.К. Факторы формирования
трудового потенциала.// Экономика и статистика
2/2002 с 11-12.Магун В.С. Стратегия адаптации
рабочих на рынке труда // Социс, 1993, №9
15. Мурзаханова С.А. Современное состояние
рынка труда и способы его регулирования.//
Труды Университета. Выпуск 2 .; Караганда
1997
16. Пономаренко А. Скрытые доходы домашних
хозяйств // ЭиЖ. Партнер-консультант. —
1997. - № 11
17. Статистическое обозрение Казахстана
// Нацстатагентство /2007, № 3
18. Статистическое обозрение Казахстана
// Нацстатагентство, 2008, №1
19. Уровень жизни населения // Экономист.
- 2001. - № 12