Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Оглавление

Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура
1.1 Определение рынка труда …………………………………………………. 4
1.2. Типология и структура рынка труда ……………………………………… 5
1.3 Рынок труда и заработная плата …………………………………………… 9
2. Современное состояние рынка труда в России
2.1 Cитуации на рынке труда РФ……………………………………………… 13
2.2 Цели и задачи политики занятости ………………………………………..16
2.3 Рынок труда в Воронежской области: тенденции и перспективы………..19
3. Проблемы регулирования рынка труда…………………………………….. 23
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик!.docx

— 110.40 Кб (Скачать)

      Сегодня  политика занятости в России  направлена на помощь  традиционным  группам  риска  и  лицам,  которым  грозит  высвобождение   с   промышленных предприятий.  Тем временем обесценение и   растрата  человеческого  капитала  набирают  силу  в результате  перехода квалифицированных работников  на лучше  оплачиваемую,  но  не требующую навыков и знаний работу. Многие  выпускники  вузов  в  течение   длительного   времени   лишены возможности трудоустройства по специальности, многие  же  сами  устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени  является отражением социально-экономической дестабилизации. В здоровом обществе,  где с высокой вероятностью можно  на  несколько  десятилетий  вперед  рассчитать ожидаемые результаты того  или  иного  выбора,  значительная  часть  молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на  начальных  порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний  и опыта и  соответствующего  профессионального  продвижения.  В  России  же  в условиях нестабильности  преобладает  ориентация  на  получение  максимально возможных благ уже сегодня.

      Деградация  структуры  занятости  и   оскудение  человеческого   капитала является, на наш взгляд, не менее важной  проблемой,  чем  угроза  массового всплеска  открытой безработицы.

2.3 Рынок труда в Воронежской  области: тенденции и перспективы

Ситуация на рынке труда  Воронежской области в 2010 году складывалась в русле общероссийских тенденций. На протяжении всего года отмечалась положительная динамика регистрируемого  рынка труда. Сравнение тенденций  последних трех лет свидетельствует  о том, что наша область смогла избежать негативного сценария развития ситуации.  
В январе уровень безработицы составлял 2,6 процента, пик пришелся на февраль. С апреля началось плавное снижение числа безработных.  
В ноябре-декабре уровень безработицы снизился до 1,6 процента. Таким образом, число состоящих на учете в службе занятости безработных по сравнению с началом года сократилось к декабрю на 9,5 тыс.  
человек.  Отмеченный процесс сопровождается более чем двукратным снижением напряженности на рынке труда.

Число незанятых граждан, претендующих на одну вакансию, сократилось в 2,3раза.  
Это объясняется не только уменьшением численности безработных граждан, но и значительным наполнением банка вакансий, в котором на 1 декабря текущего года содержалась информация о более чем 15 тыс. свободных рабочих мест. В текущем году в области реализуется региональная программа «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2010 год», а также аналогичная программа за счет возврата неиспользованных в 2009 году субсидий. Участниками программы уже стали более 10,9 тыс. жителей области. В том числе 615 работников, находящихся под риском увольнения, прошли профессиональное обучение, что позволило им сохранить занятость.  
Обучение было организовано по 54 учебным программам, в том числе: компьютерные технологии в управленческой деятельности, плотник, маляр, стропальщик, машинист крана, станочник широкого профиля и др. Большинство работников получили новую или смежную профессию без отрыва от производства.

Службой занятости совместно  с государственным фондом поддержки  малого предпринимательства Воронежской  области, сетью районных центров  поддержки предпринимательства  и муниципальным фондом поддержки  малого предпринимательства городского округа г. Воронеж организовано консультирование безработных по вопросам составления бизнес-планов и проведение их экспертизы.

Направлено на стажировку 1028 выпускников образовательных  учреждений в целях приобретения ими опыта работы; 83 процента из них  прошли стажировку на специально созданных рабочих местах.  
Наибольшее число выпускников проходят стажировку по таким специальностям, как: бухгалтер, экономист, юрисконсульт, инженер в различных отраслях, менеджер различных модификаций. Из молодых рабочих работодатели наиболее охотно берут на стажировку выпускников, имеющих профессии техника, электромонтера, повара, тракториста, слесаря различных модификаций, аппаратчика, лаборанта.  
Оказано содействие трудовой мобильности (переезду в другую местность с целью трудоустройства) 634 человекам. По итогам года число участников мероприятий программы приблизится к 12 тыс.  
С учетом опыта 2010 года Управлением занятости населения разработана региональная программа «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2011 год».  
Отличие программы 2011 года состоит в том, что усиливается адресность мер поддержки занятости. Так, в рамках мероприятия по профессиональному обучению акцент будет сделан на проблемные группы: женщин с детьми до 3 лет, женщин, работающих во вредных условиях производства, а также на потребности области с точки зрения модернизации отдельных сфер.  
Речь идет, прежде всего, о переподготовке врачей в рамках модернизации здравоохранения. Особое внимание будет уделено содействию занятости работников градообразующих и системообразующих предприятий, жителей монопрофильных населенных пунктов.

Реализация программы позволит содействовать самозанятости более чем 2 тыс. безработных граждан; - создать около 700 рабочих мест для проведения общественных работ и временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также ищущих работу граждан, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда;  
- организовать стажировку для 700 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;  
- оказать адресную поддержку 280 гражданам для трудоустройства в другой местности на рабочих местах, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;  
- предоставить 250 работникам, находящимся под угрозой увольнения, а также работникам организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства, возможность пройти опережающее профессиональное обучение и стажировку в целях повышения их конкурентоспособности;  
- организовать опережающее профессиональное обучение и стажировку 40 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда с целью их вывода с вредного производства;  
- предоставить 30 женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет и планирующим возвращение к трудовой деятельности, возможность повысить свой профессиональный уровень;  
- содействовать трудоустройству 60 незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.  
В 2011 году в области продолжится реализация областной целевой программы «Содействие занятости населения Воронежской области на 2010-2014 годы». В соответствии с программой будет оказано содействие в трудоустройстве не менее 70 тыс. человек. В том числе будут организованы общественные работы для 8 тыс. человек, временная занятость 11 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временная занятость 1,5 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Информационными услугами воспользуются не менее 91 тыс. человек.  
Профессиональное обучение пройдут около 6 тыс. безработных граждан. В программах социальной адаптации примут участие 5,6 тыс. ищущих работу. Услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получат не менее 66 тыс. человек.  
Таким образом, содействие в трудоустройстве при поддержке службы занятости в 2011 году будет оказано более 75 тыс. человек.  
Комплекс мер по улучшению ситуации на областном рынке труда обеспечит снижение среднемесячной численности безработных с 24,9 тыс.  человек в 2010 году до 23,3 тыс. в 2011 году. [13]

 

     3.   Проблемы регулирования рынка  труда.

        Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда  должно осуществлять систему мер  целенаправленного воздействия  на количественные и качественные аспекты  развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в  настоящее время появились новые  противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

В общей  системе государственного регулирования  рынка труда можно выделить два  основных типа воздействия: прямое и  косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного регулирования, так или иначе  применяемого во многих странах с  развитой рыночной экономикой. Во–первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев. Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.[1]

Экономическая политика российского  правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает  нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и  организациях, деятельность которых  долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых  является призыв к американской нации  президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя  собственного спасения», с которым  он обратился к Конгрессу в 1938 году.

Целенаправленное воздействие  на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений  организационной деятельности государства  выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в  последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступает крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является: удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда  еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и  предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых  норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования  нормативов прямого действия, государство  осуществляет косвенное регулирование  рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную  политику, а также с помощью  других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения