Рынок труда и особенности его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:09, реферат

Краткое описание

РЫНОК ТРУДА — РЫНОК ТРУДА, сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Рынок труда в связи с многообразием своих форм.

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.docx

— 179.98 Кб (Скачать)

На смещение кривой совокупного  предложения влияют неценовые факторы: изменения в предложении ресурсов, изменение производительности труда, изменения в налоговой политике и мерах государственного воздействия  на экономику (льготные кредиты и  др.).

Равновесное соотношение между  совокупным спросом и совокупным предложением определяет макроэкономическое равновесие, то есть такого состояния  экономики, когда весь произведенный  национальный продукт полностью  реализован. Оно обеспечивает стабильность экономики, повышение уровня жизни  и высокие темпы экономического роста.

Графически макроэкономическое равновесие означает совмещение кривых AD и AS и  пересечение их в некой точке. Возможно пересечение на трех, ранее  описанных отрезках . Точка Е1- это равновесие при неполной занятости ресурсов без повышения уровня цен, т.е без инфляции. Точка Е2 - равновесие при небольшом повышении уровня цени состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 - равновесие в условиях полной занятости ресурсов (Y*), но с инфляцией.

Под влиянием различных факторов равновесие может нарушаться, появляется временное  неравновесие и нестабильная экономическая  конъюнктура. К таким вариантам  относятся:

совокупный спрос превышает  совокупное предложение AD>AS. Стабилизировать  положение можно либо за счет повышения  цен, либо за счет увеличения выпуска  продукции предпринимательскими структурами.

совокупный спрос окажется меньше совокупного предложения AD<AS.

Стабилизировать положение можно  либо путем сокращения производства благ, либо оставить выпуск продукта стабильным, но понизить цены.

Тема 6

Макроэкономическое регулирование - способ управления экономикой, при котором управляющий центр (государство) применяет совокупность рычагов и инструментов для регулирования национальной экономики.

В отличие от частного регулирования, например регулирования деятельности естественных монополий, макроэкономическое регулирование обращено на функционирование экономической системы страны в  целом. Им задаются и по мере необходимости  корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется, реальный, не теоретически постулированный  «свободный рынок») есть сочетание  регулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.

Как всякое регулирование, макроэкономическое регулирование предназначено для  удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).       

Наиболее распространен  среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования  экономики так называемый «магический  четырехугольник» т.е. четыре взаимосвязанных  цели, за реализацию которых государство  несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень  занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие.         

3.3.2 Инструменты  макроэкономической политики        

Государство располагает  определенными инструментами, которые  оно использует для воздействия  на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая  переменная, которая находится под  контролем правительства и может  повлиять на достижение одной или  нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство  может направить экономику к  более благоприятному сочетанию  выпуска, ценовой стабильности и  занятости. 
       Бюджетно – налоговая (фискальная) политика– это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

 
       К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей  и регулирующей функций налоговой  системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой  реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование  структуры и повышение эффективности  использования государственных  средств, поддержание дифицита бюджета на приемлемом уровне. 
       Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. 
       Подденежно-кредитной (монетарной) политикойпонимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: 
       - устойчивые темпы роста национального производства; 
       - стабильные цены; 
       - высокий уровень занятости населения; 
       - равновесие платежного баланса. 
       Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны. 
       Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: 
       - операции на открытом рынке; 
       - изменение резервной нормы; 
       - изменение учетной ставки.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде ,имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (,имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

 
Национальный  доход

Национальный  доход(англ. national income) — сумма всех доходов, полученных резидентами страны за год. Также может рассчитываться как ВНП за вычетом амортизации, налогов и непроизводственных расходов. Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны. Также используется термин чистый национальный доход.

Национальный  доход распределяется между всеми  субъектами экономической системы. Суть распределения сводится к определению  доли каждого субъекта в национальном доходе. Первичное распределение  национального дохода осуществляется между владельцами факторов производства которые были задействованы в производстве. Такое распределение называют функциональным распределением доходов. Каждый участник производства получает доход согласно тому фактору, который он вложил в форме заработной платы, проценту, ренты или прибыли. В условиях рынка величина факторного дохода определяется согласно роли фактора в производстве и его рыночной цены.

Вторичное распределение  национального дохода означает перераспределение  доходов от владельцев факторов производства к субъектам, которые или лишенные возможности получать факторные  доходы, или их доходы за существующими  в обществе критериями считаются  недостаточными. Это перераспределение  происходит через многочисленные каналы, прежде всего через государственный  бюджет. Вторичное распределение  называют социальным.

Первичное и  вторичное распределения определяют окончательный размер доходов домашних хозяйств, так называемый родственное  распределение национального дохода. Это распределение имеет большое  значение, поскольку определяет основные решения, которые принимаются в  экономике (ведь все ресурсы, а также  фирмы принадлежат домашним хозяйствам) и определяет социальные результаты деятельности национальной экономики.

Налоги

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Виды налогов

 

Все налоги подразделяются на несколько видов

Прямые и  косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических  агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой  цене на предметы потребления. Прямыми  налогами можно назвать такие, как  личный подоходный налог, налоги на прибыль, имущества и т.п. Косвенные же налоги — это налоги на добавленную  стоимость, налог с продаж и т.п.

Аккордные и  подоходные

Также принято  различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает  вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные  налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя  налоговая ставка зависима прямо  пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая  ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

Регрессивные  налоги — налоги, чья средняя  ставка налога обратно пропорциональна  уровню дохода. Это означает, что  при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.

Пропорциональные  налоги — налоги, которые не зависят  от величины облагаемого дохода.

Основные  функции налогов

Налоги выполняют  одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую  и контролирующую.

Фискальная  функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения  — состоит в перераспределении  общественных доходов(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая  функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  экономической политики государства. По мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования