Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняш-них условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопро-сов структура работы позволяет последовательно ответить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное сос-тояние рынка труда в России.
Введение
1. Сущность рынка труда.
1.1 Определение рынка труда
1.2 Рынок труда и заработная плата.
1.3 Рынок труда и занятость. Равновесие на рынке труда.
1.4 Виды безработицы.
2. Современное состояние рынка труда в России
3. Государственная политика в области занятости населения.
Заключение
Список используемой литературы
Фрикционная безработица связанная со сменой места жительства, рабо-ты, с повышением квалификации, учёбой. Этот вид безработицы естественен по своему содержанию.
Безработица структурная — связана с неравномерностью развитие от-раслей народного хозяйства и регионов страны. С другой стороны структур-ная безработица возникает в результате несоответствия качества рабочей си-лы сложности выполняемой Работы. Циклическая безработица тесно вязана с фазами общественного воспроизводства, с промышленным циклом. Резко возрастает в период спада, а затем стремительно снижается в фазе подъёма. Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет. Безработица маргинальная — безработица слабо-защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов. Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономичес-кой активности в течение года, характерными для некоторых отраслей эконо-мики. Безработица технологическая — безработица, связанная с механизаци-ей и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы стано-вится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалифика-ции.
2. Современное состояние рынка труда в России.
Трудовые отношения как контекст политики занятости имеют специи-фику, которая определяется рядом факторов. Рыночные отношения в сфере труда находятся в процессе становления. Непосредственным следствием спа-да производства становится не рост безработицы, как это происходит в усло-виях развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости. Анализ работы предприятий с 1990 по 1995 год показывает, что скрытая безработица увеличивается значительно более быстрыми темпами, чем открытая. Резкое сокращение производства не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы. Если за период с 1990 до середины 1995 г. объем ВВП упал на 40%, а промышленного про-изводства - на 51%, то общее снижение занятости достигло, по данным офи-циальной статистики, 9%, а в промышленности — 23,2%. Согласно обследованию промышленных предприятий, проведенному Центром иссле-дований рынка труда Института экономики РАН, в 1995 г. излишки рабочей силы на предприятиях оценивались их руководством в среднем на уровне 26,2% против 18% в 1992 г. Об избытке работников в 1995 г. заявили 35,5% руководителей.
Преобладание нерегистрируемой
и скрытой безработицы
Кроме того в России существует доля лиц, работающих на основе уст-ной договоренности, на государственных предприятиях и организациях феде-рального подчинения и на предприятиях смешанного типа, даже выше, чем в частном секторе экономики (15,5 % и 6,6%) Так, по данным Российского мониторинга экономики и здоровья (RLMS), удельный вес работ-ников, не оформивших письменные договоры с работодателем, с 2000 г. по 2004 г. увеличился почти вдвое с 3,3 % до 6,2 %. Причи-на этого явления в несовершенстве Трудового законодательства РФ и коррумпированности чиновников. Не видя долгосрочной перспек-тивы, не ощущая поддержки государства при организации бизнеса и, напро-тив, постоянно сталкиваясь с вымогательством чиновников, предпринимате-ли не считают себя обязанными ни платить налоги государству, ни выпол-нять все гарантированные трудовым законодательством обязательства перед работниками. Издержки выполнения Трудового кодекса достаточно велики, для многих мелких фирм они просто неподъемны. Негативное влияние на состояние трудовой сферы оказывает нынешняя ситуация на рынке труда, ха-рактеризующаяся превышением предложения рабочей силы над спросом на нее, когда у работодателя не возникает серьезных проблем с привлечением кадров.
Инфляция и экономический
хаос оказывают двоякое воздействие
на за-работную плату: происходит дальнейшее
снижение и без того низкой реаль-ной заработной
платы, особенно в государственном секторе,
и возрастает от-рыв величины вознаграждения
за труд от его результатов, качества и
слож-ности. В результате заработная плата
утрачивает свойственную ей в рыноч-ной
экономике функцию распределения труда
между различными секторами экономики
в соответствии со спросом. Это приводит
к нарастанию диспро-порций между структурами
спроса на труд и его предложения в профессио-нально-
Установившаяся тенденция обесценивания квалифицированной рабочей силы, которая становиться самой дешевой по отношению к уровню её произ-водительности привела к свертыванию наукоемких и высокотехнологичных производств и дефициту квалифицированных работников. Этот же процесс породил трудовую эмиграцию. За перестроечное время мы потеряли целое поколение работников, способных к качественной работе высокой квалифи-кации. Это касается, в первую очередь, научных и преподавательских кадров, работников государственного управления, конструкторских бюро, рабочих высокой квалификации - 5, 6 разрядов и мастеров.
Проблему дефицита квалифицированных работников усугубляет су-ществующая система образования. Существует несоответствие численности и специальности тех кадров, которые необходимы на рынке, и тех кадров, ко-торые готовят вузы за бюджетный счет. На сегодняшний день существует из-быток юристов, менеджеров, экономистов. Единственный выход - особое внимание к молодежи, которая уже пошла в науку, на современное произ-водство, обеспечение для них возможностей вертикальной миграции, то есть карьерного роста. Сейчас этим занимаются те компании, которые достаточно дееспособны: «ЮКОС», Норильский Никель и др. Они ведут отбор наиболее способной и подготовленной молодежи для обеспечения себя кадрами. Если лучших заберут.
Кроме того система образования противоречит рынку труда. В высшем учебном заведении специалист готовится 5 лет. Для расширения среднего специального образования (система которого практически развалена) нужно сначала подготовить преподавателя ПТУ. Допустим, за два года. ПТУ обуча-ет будущих рабочих два года, уже получается, как минимум, четыре года. И еще примерно два года нужны для приобретения опыта работы - всего полу-чается шесть лет. К тому же после окончания ПТУ и службы в армии рабо-тать по своей специальности не пойдет около 50% обученных, то есть мы 50% будем готовить впустую. Таким образом, чтобы подготовить новое по-коление более-менее квалифицированных рабочих, понадобится 6-7 лет. Что уж говорить о каких-то научных школах, об освоении каких-то новых специ-альностей.
Благодаря быстрому развитию экономики и ёмкому рынку труда в Рос-сию устремилось множество трудовых иммигрантов. Численность трудовых иммигрантов в нашей стране с каждым годом растёт. В 2007 году числен-ность легальных иммигрантов составила 1717 тыс. человек, численность не-законных, или, точнее, незарегистрированных, мигрантов в России может достигать 3,7 млн. человек. Большинство из них — это граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в Россию без визы, но затем не полу-чают регистрации по месту пребывания или разрешения на работу.
Численность иностранных работников сильно зависит от сезонного фактора. В качестве «пиковых» месяцев с точки зрения использования труда иностранных мигрантов можно считать период с мая по сентябрь.
Трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики принимающих стран: тор-говля, строительство, транспортные услуги, сельское хозяйство. Трудовые иммигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяже-лыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. За счет трудовой иммиграции можно уменьшить дефицит трудовых ресурсов на региональных рынках труда. Отметим, что, по оценкам директора ФМС России К. Ромодановского, вклад трудовых мигрантов в российский ВВП составляет не менее 50 млрд. долл.
Вместе с тем трудовая миграция имеет ряд негативных аспектов, в том числе стимулирование роста теневой экономики, демпинг заработной платы, усиление межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения ми-грантов по этническому признаку (этнических анклавов). Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Согласно рас-четам, в России легальная трудовая иммиграция превышает трудовую эми-грацию примерно в 12 раз.
На состояние Российского рынка труда в наступившем 2009 году зна-чительно повлиял международный финансовый кризис: произошло сокраще-ние рабочих мест (численность уволенных достигла 113 964 человек, из них нашли работу лишь 44 976 человек, в том числе 22 911 человек - на тех же предприятиях), снижение заработной платы; на некоторых предприятиях бы-ли введены простои; часть предприятий перешли или переходили на непол-ную рабочую неделю (по последним данным минздравсоцразвития, работни-ков, находившихся в простое, вынужденном отпуске или трудоустроенных на неполный день, с начала октября 2008 года стало уже 548 875 человек.); появились длинные очереди безработных в центрах занятости населения (по данным мониторинга минздравсоцразвития за период с 14 по 21 января офи-циально зарегистрированных безработных в России насчитывалось примерно 1 млн. 549 тысяч человек. К началу года на бирже труда числилось на 27 тысяч граждан меньше). По данным обследований населения по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю августа 2008 г., численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 76,6 млн. человек, или 68,5% общей численности населения этого возраста. В их числе 72,1 млн. человек классифицировались как занятое население, 4,5 млн. человек - как безработные с применением критериев Международной Орга-низации Труда (МОТ). По сравнению с августом 2007 г. численность занято-го населения выросла незначительно (0,7%), численность безработных увели-чилась на 4,9%. Уровень безработицы в августе 2008 г. составил 5,8 %.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце августа 2008г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,3 млн. безработных. По сравнению с августом 2007г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 160,7тыс. человек, или на 11,1%. В августе 2008г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсио-неров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрирован-ных безработных в 3,0 раза.
3. Государственная политика в области занятости населения.
Государственная служба занятости населения оказывает не только со-действие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, но и ряд таких услуг как психологическая помощь безработным, профориентация, обучение и переобучения безработных, а так же консультации юриста по вопросам трудового законодательства, информи-рование о положении на рынке труда.
Региональные центры занятости населения реализуют ряд программ Федерального уровня, финансируемых из Федерального бюджета. Програм-мы преследуют цель содействия занятости особых групп населения. Закон занятости населения к испытывающим трудности в поиске работы причисля-ет: инвалидов; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; ли-ца предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назна-чаемую трудовую пенсию по старости); беженцев и вынужденных переселен-цев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Черно-быльской и других радиационных аварий и катастроф; граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего про-фессионального образования, ищущих работу впервые.
Для оказания реальной помощи этим гражданам региональные центры занятости населения заключают договоры c организациями всех форм соб-ственности на организацию различных работ и выделяют денежные средства в виде материальной поддержки от службы занятости, перечисляя их на счет партнера-работодателя. Работодатель, заключивший договор с ГУ ЦЗН обя-зуется в соответствии с Трудовым кодексом РФ оплачивать труд в соответст-вии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на дого-ворной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законода-тельством.
Сейчас ГУ ЦЗН реализует программу: профессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, на 2009-2011 годы. Её цель: профессиональная подготовка женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, к активной трудовой деятельности.
ГУ ЦЗН выплачивает пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а так же степендию во время обуче-ния и переобучения.
По данным Федеральной
службы по труду и занятости в
2007 году из всех обратившихся в государственных учреждений службы
занятости населе-ния нашли работу 64 %
безработных.
Заключение
В заключении как выводы хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения тру-да и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредст-вом специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения. Также нельзя за-мыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществ-ляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать пробле-мы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. В политике занятости подавля-ющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорого-стоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работни-ков и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении без-работных это означает содействие формированию и сохранению у них мо-тиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появя-тся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение де-градации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возмож-ностям службы занятости.
Список литературы
1.Беляева М. Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда./ ЭКО. №3. 2007
2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, №4. 2000. с.21-35