Рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 06:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно ответить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости. Тема моей курсовой актуальна, в связи с сложившимся положением в России и в мире.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Рынок труда и его структура:
Сущность и специфика рынка труда…………………………………5
Структура рынка труда………………………………………………..7
Особенности рынка труда в России…………………………………12
Причины и формы безработицы:
2.1. Сущность безработицы………………………………………...........13
2.2. Причины и основные формы безработицы………………………...15
2.3. Социальные и экономические последствия безработицы в России .18
2.4. Безработица в России во время кризиса…………………………...20
Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию рынка труда……...21
3.2. Федеральная служба занятости России…………………………….23
3.3. Биржи труда…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………25
Библиографический список………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения  заработной платы, и тем самым  усиливает стимулы предпринимательской  деятельности.

    В силу отмеченных причин, умеренная  безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 БЕЗРАБОТИЦА В  РОССИИ ВО ВРЕМЯ  КРИЗИСА

    Мировой финансовый кризис начался в 2008 году как результат проблем, вызванных  рынком ипотеки в США. Последовала  цепная реакция, в ходе которой пострадали инвестиционные банки Lehman Brothers, Merrill Lynch и многие другие участники финансового рынка. Сегодня можно говорить, что кризис охватил и Россию, а также Европу, на Украину и другие страны.

    В связи с кризисом вырос уровень безработицы. В России безработными могут считаться трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости населения в целях поиска работы, ищут работу и готовы к ней приступить.

       Общая безработица в РФ составила в феврале 6,4 миллиона человек против 6,1 миллиона в январе, официально зарегистрировано 2 миллиона безработных. Как сообщает dp.ru со ссылкой на РИА "Новости" и данные Росстата, в конце февраля 2009 года по сравнению с январем общее число безработных возросло на 4,9 процента, по сравнению с февралем прошлого года - на 20,6 процента. Росстат сообщает, что в государственных учреждениях службы занятости в качестве безработных, по данным на конец февраля, было зарегистрировано 2 миллиона человек, в том числе 1,7 миллиона человек получали пособие по безработице. Вместе с тем, по последним данным Минздравсоцразвития России, на 13 марта официальное число безработных в РФ уже превысило 2 миллиона 77 тысяч человек. По данным Росстата, официальная безработица в России в феврале выросла на 17,8 процента к январю, к февралю прошлого года - на 27,8 процента[11].  
 
 
 
 

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 

3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА 

    Политика  регулирования рынка как составная  часть экономической политики предусматривает  достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
 

      

      

      
 
 
 
 
 

    Рис. 3.1. Направления государственной  политики на рынке  труда. 

    Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  • источникам финансирования.

    К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

    Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных  групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

      В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

    Федеральная служба занятости  России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости.  

 

      

      
 

      

 

 

 

 

 

 

 
 

    Рис. 3.2. Приоритетные направления  служб занятости. 

3.3.  БИРЖИ ТРУДА 

    Услуги, связанные с содействием занятости  населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.

    Существуют  и другие формы  коммерческих структур в области организации занятости  населения на негосударственном  уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике еще развит недостаточно. Свои позиции сохраняет госсектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходам к оплате труда и профсоюзами как "школой коммунизма".

    Гарантий  стабильной занятости, даже при относительной низкой заработной плате, госсектор уже не дает.

    Негосударственный сектор экономики развивается медленно. Более высокая заработная плата  здесь свидетельствует о высоких  доходах и возможностях оплачивать высококвалифицированный труд, но выступает  также своеобразной компенсацией перспектив и непредсказуемость событий. В начале 90-х гг. по ряду специальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной до двухсот минимальных окладов. Но предложение труд оставалось неэластичным, особенно по таким квалификационным группам, как банковские работники, менеджеры, аудиторы, биржевые маклеры, юристы, особенно молодых возрастов, но с международным опытом работы и знанием иностранных языков.

    2009 год - год мирового кризиса.  Безработица, сокращения штатов  и массовые увольнения - эти понятие, которые казалось "канули в лету", опять тревожат население многих стран. Россию и Украину в особенности[9].

    СМИ цитируют председателя Московской федерации  профсоюзов Михаила Нагайцева: "В  Москве растет количество регистрируемых безработных. Только с начала года оно выросло практически вдвое". Сейчас в столице не трудоустроены 290 тысяч человек. Год назад их было 56,6 тысячи, а три с половиной месяца назад - 67,2 тысячи человек. Помимо массовых сокращений, упал спрос на рынке вакансий. Если в середине ноября их было 175,5 тыс., то в январе – 164 тысячи[10]. 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика  и социология труда": учебник для  вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ,2002. (с. 31-36, 79-82)
  2. "Вопросы экономики" №9, 2006: Г. Монусова "Незанятость в России: вынужденная или добровольная?" (с. 113-129)
  3. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001. (с. 61-84)
  4. "Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2009 г. III" Москва,2008. (с. 206)
  5. Под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997. (с. 335-355)
  6. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000. (с. 9-11, 61-65)
  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. "Экономика". Москва: Дело,2004. (с. 598-605)
  8. www.gazeta.ru(01.03.2009)
  9. www.lenta.ru(13.03.2009)
  10. www.news.com(27.03.2009)
  11. www.nogas.ru (01.03.2009)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Диаграмма 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           График 1. 
     

           

Информация о работе Рынок труда и безработица