Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:49, курсовая работа
При рассмотрении экономических систем, необходимо обратить внимание на эволюционные модели их развития. Нужно заметить, что многие исследователи в качестве основы развития общества выбирали технику (Д. Дракер, У. Ростоу). Другие классифицировали социально-экономические системы выбирая в качестве главного критерия их структуры (Д. Белл: доидустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество). Но как бы мы не характеризовали ту или иную систему, но основополагающее место в ней занимает рынок.
Введение………………………………………………………………………3-4;
1 Экономическое содержание понятия рынка и его функции.................5;
1.2 Термин «рынок» и условия его возникновения………..5;
1.2 Виды рынков и их строение ……………………………………………..7;
1.3 Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения..11;
2 Проблемы функционирования рыночной экономики………………...18;
2.1 Основные принципы рыночной экономики…………………………… 18;
2.2 Преимущества, недостатки рынка. .……..............................................19;
2.3 Роль государства в рыночной экономике………………………….........20;
2.4 Проблемы Российской экономики переходного периода 90-х и современный этап…………………………………………………………… 21;
Заключение…………………………………………………………………….29;
Список используемой литературы………………………………………….31;
Приложения…………………………………………………………………….32.
б) Денежный рынок занимает особое место. Денежный рынок- это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса и уравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежные ресурсы, на другом - испытывается их дефицит.
Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственному размещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру конкуренции.
Инфраструктура рынка
Термин «инфраструктура» в общем смысле означает комплекс отраслей, обслуживающих производственные и социальные сферы экономики.
Рынок - будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйствующими субъектами, имеет свою специфичную инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существования ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки.
Так, на рынках товаров и
услуг распространяются
На финансовых рынках широко распространены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных рынков существуют сырьевые биржи, а также биржи труда.
Огромную роль в рыночной экономике играют и также элементы инфраструктуры современного рынка, как денежно-кредитная система и банки, таможенная система, система страхования хозяйственных рисков. К рыночной инфраструктуре относятся также торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агенства, центры по представлению услуг, развитию технологий средств деловой коммуникации, а в определенном смысле - и система высшего и среднего экономического образования.
Рыночная инфраструктуру облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, создает информационное обеспечение функционирования и управления рынками. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.
Наличие развитой, рационально используемой рыночной инфраструктуры позволяет участникам рынка оперативно реагировать на изменение спроса и предложения товаров, цен, перестраивать производство и обращение товаров, полнее учитывать запросы потребителей.
Совершенство
рыночной инфраструктуры - немаловажный
фактор повышения конкурентоспособности
страны, ее товаропроизводителей, повышения
устойчивости экономики в условиях быстро
изменяющихся ситуаций.
1.3
Функции рынка и принципы,
регулирующие рыночные
отношения.
Функции рынка.
Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?
Для этого рынок выполняет ряд функций:
1) Ценообразующая
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
2) Регулирющая
Она связана с воздействием рынка на все сферы деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена- сигнал к расширению производства, падает цена- сигнал к сокращению.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: « Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.
Преследуя свои собственные
В то же время, являясь
регулятором хозяйственной
3)Посредническая
Рынок выступает
посредником между
Продавец со своих позиций
стремится найти и заключить
сделку с наиболее
4)Санирующая
Рыночный механизм-
это достаточно жесткая, в известной
мере жестокая система. Она постоянно
проводит «естественный отбор» среди
участников хозяйственной деятельности.
Используя инструмент конкуренции, рынок
очищает экономику от неэффективности
функционирующих предприятий.
Принципы, регулирующие рыночные отношения.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Первый элемент, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. Кроме того, цены несут информацию о состоянии рынка не только для производителей, но и для потребителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке.
В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.
Второй,
спрос и предложение.
Спрос (платежеспособный)- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальную структуру общественных потребностей.
Предложение- это количество товаров, которое имеется в продаже приданной цене. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), то есть совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации.
Зависимость количества проданных и предложенных товаров от цены выражается следующим графиком:
Рис.1
«График спроса и предложения»
Представленные на графике функции носят названия функции спроса и предложения, определяющиеся зависимостью от цены. Отсюда следуют закон спроса и предложения: «При повышении цены количество покупаемых товаров уменьшается»; и «При повышении цены количество предлагаемого на рынке товара увеличивается».
При изменении цены изменяется величина спроса и предложения. Но существуют и другие факторы, которые называются неценовыми факторами как для спроса, так и для предложения.
Для спроса это: вкусы и предпочтения потребителей, число потребителей, величина и динамика изменения доходов потребителей, размер рынка, ценовые и дефицитные ожидания, цены на сопряженные товары. Для предложения: цены на ресурсы, технология производства, количество производителей или продавцов, налоги и дотации, ценовые и дефицитные ожидания рыночных агентов, цены на сопряженные товары и предложение сопряженных товаров.
Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие производства и потребления.
Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности.
Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Различия в характере рыночной конкуренции связаны существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется:
а) множеством покупателей и продавцов;
б) высокой мобильностью факторов производства;
в) отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
г) однородностью продаваемой продукции;
д) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
В результате при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией:
* чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
* олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
* монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно небольшого числа фирм, производители дифференцируют продукцию.
В целом необходимо подчеркнуть следующее: независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
Таким
образом, между основными элементами
рыночного механизма
Информация о работе Рынок: сущность, структура, механизм функционирования, типы