Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа
На бытовом уровне рынок - это место, где встречаются продавцы и покупатели с целью купли - продажи или обмена товаров и услуг.
На национальном уровне можно дать следующее определение рынку. Рынок - это совокупность экономических отношений, в которые вступают субъекты (предприятия, учреждения, население), складывающаяся на основе спроса и предложения при ограниченной роли их государственного регулирования.
крупных взаимосвязанных элемента: рынок товаров и услуг, рынки факторов производства, финансовый рынок.
Рынок товаров и услуг подразделяется на множество рынков, на которых реализуются продовольственные и непродовольственные блага. Функционирование этого рынка требует создания товарных бирж, различных форм оптовой и розничной торговли, развитие маркетинга и создание маркетинговых организаций и т. д. Рынок услуг включает многообразные виды сервиса — коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные и прочие услуги.
В ходе исторического развития, по мере созревания объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства.
Объектами купли-продажи на рынках факторов производства являются земля, рабочая сила, средства производства. Рынок земли в каждой стране носит сугубо специфический характер, поскольку здесь важное значение имеет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. Рынок рабочей силы организуется в форме бирж труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. Биржи труда занимаются регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях, они поддерживают тесную связь с профсоюзами и предпринимателями. Деятельность бирж труда финансируется государством, поскольку они выполняют работу огромной социальной значимости и не могут быть прибыльными организациями. На рынке средств производства организуется купля-продажа вещественных факторов производства — зданий, сооружений, станков, оборудования, транспортных средств. Этот рынок характеризуется двумя особенностями. Во-первых, спрос на средства производства тесно связан с движением ссудного процента на финансовом рынке (если норма ссудного процента падает, то спрос на средства производства растет, и наоборот). Во-вторых, этот рынок характеризуется высокой степенью неоднородности и исключительным разнообразием товаров.
Финансовый рынок — совокупность инвестиционных и кредитных рынков, рынков ценных бумаг, валютно-денежных, т. е. рынков капиталов. На финансовом рынке покупаются и продаются финансовые средства — деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курсы валют, ценных бумаг. В настоящее время в современной рыночной структуре финансовый рынок является важнейшим после рынков товаров и услуг, поскольку не существует такого вида хозяйственных связей, который бы не был опосредован финансовым рынком. Он чутко реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, в том числе и средств производства. По состоянию финансового рынка можно судить об общем положении дел в экономике.
Однако на этом характеристика структуры рынка не заканчивается. Ее можно рассматривать по видам рынков. Так, по объектам обмена выделяют рынки товаров, услуг, рабочей силы, инвестиций, ценных бумаг, денег и валюты, инноваций, информационных продуктов, лицензий, земли, недвижимости, средств производства и др. По географическому положению — местный рынок, региональный, национальный, мировой рынок. По степени ограниченности конкуренции — рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, рынок монополистической конкуренции). По соответствию действующему законодательству — легальный и нелегальный (черный, теневой) рынки. В отраслевом разрезе — автомобильный рынок, нефтяной, сельскохозяйственный и др. По характеру продаж — оптовый и розничный рынки. Перечисленные структурные характеристики рынка свидетельствуют о неисчерпаемости и многообразии самой рыночной системы.
Эффективное функционирование как отдельного локального рынка, так и всей системы рынков требует соблюдения ряда условий: наличия частной собственности, обеспечивающей возможность конкурентной борьбы между производителями; рыночного соперничества не только между товаропроизводителями, но и между потребителями; свободы предпринимательства; свободы выбора у потребителей; свободного ценообразования, не допускающего тотального государственного вмешательства в процесс установления цен на рынке; наличия рыночной инфраструктуры, т.е. определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка.
Рынок не может без государственного регулирования обеспечить социальную защиту слабых членов общества, осуществить технологические сдвиги, решить многие экономические и социальные вопросы.
До 20-х гг. 20ст. роль государства была малозаметной; с 30-х гг. государства начали макроэкономическое регулирование хозяйственной жизни; в 80-х гг. наблюдался противоположный процесс – отказ от регулирования ряда экономических показателей; в 90-х гг. проводилась политика умеренного государственного вмешательства в экономические процессы. Сейчас государства решают вопросы долгосрочного развития, вложения в инфраструктуру, в человеческий капитал, в научно-технические разработки, в охрану природы.
Основные функции государства в экономике (в западной экономической литературе):
- законодательная – государство разрабатывает систему экономических, социальных, организационно-хозяйственных законов – правовые основы рыночной экономики, которые являются гарантом одинаковых прав и возможностей для предприятий всех форм собственности и хозяйствования;
- стабилизирующая – поддержание высокого уровня занятости и ценового равновесия, а также стимулирование экономического роста – использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;
- распределительная –
1) достижение более
2) более эффективное размещение ресурсов в рыночной экономике;
3) обеспечивает общественными
благами (национальная оборона,
Антимонопольное регулирование внешнеэкономических отношений и валютного рынка. Поддержка рыночных механизмов.
1.2 Спрос и предложение.
Рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Цена на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения.
Спрос - это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет что покупать на рынке и каком количестве.
Закон спроса выражает:
а) обратную зависимость
между ценой и покупаемым
б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Кроме этого на спрос влияют такие факторы как:
а) денежный доход и рост населения;
б) размеры рынка;
в) льготы потребителя;
г) субъективные вкусы потребителей;
д) наличие товаров субститутов (заменителей).
Но тем не менее при прочих равных условиях на рынке существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.
Предложение - количество товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цена и объем продаж товаров изменяются одновременно.
На предложение влияют такие факторы как технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Но наиболее важным фактором, влияющим на предложение является цена товара. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товара называется кривой предложения.
Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость
Кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами. Равновесие возникает когда количество товаров, которые хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которые продавцы хотят продать. Отрицательный наклон кривой спроса объясняется тремя эффектами:
Эффект роста выгоды. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, что приводит к большей выгоде покупателя.
Эффект дохода. Сниженная цена позволяет приобрести прежний товар в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены не меняются. Поэтому, замещая другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект.
Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. В предложении выделяются 5 групп товаров и услуг:
- Сырье;
- Товары производственного назначения;
- Труд;
- Капитал;
Товары потребительского назначения:
- o изделия длительного пользования;
- o изделия краткосрочного пользования;
- o услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги.
Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен
В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.
На динамику предложения влияют следующие факторы:
- выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);
- экономическая конъюнктура;
- уровень конкуренции;
- налоговая политика государства;
- торговля.
Связь спроса и предложения с ценой товара образует механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения.
Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса.
D = f (Р) – кривая спроса.
Перемещение вдоль кривой D отражает приспособление потребителя к изменению рыночной цены.
На спрос влияют и неценовые факторы (детерминанты):
1. вкусы и предпочтения потребителей;
2. количество покупателей на рынке;
3. денежные доходы потребителей;
4. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов;
5. цены на товары-комплементы
(дополняемые) и товари-
Под влиянием этих факторов кривая спроса будет перемещаться вправо (спрос возрастает) или влево (спрос уменьшается).
Между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эту связь называют законом предложения.
На предложение влияют также неценовые факторы (детерминанты):
1) цены на ресурсы, которые использует товаропроизводитель;
2) налоги и дотации;
3) количество продавцов на рынке;
4) цены на другие товары, производством которых может заняться продавец;
5) ожидание изменения цен.
Под влиянием этих факторов кривая предложения буди перемещаться вправо (предложение возрастает) или влево (предложение уменьшается).
Степень изменения спроса или предложения с изменением цены характеризует эластичность спроса или предложения по цене.
Коэффициент эластичности
Анализ эластичности используется при выборе ценовой стратегии предприятия.
Е = 0 – абсолютно неэластичный спрос;
Е = ∞ - абсолютно эластичный;
Е < 1 – слабо эластичный;
Е > 1 – сильно эластичный.
Показатель эластичности различен для разных товаров и зависит от доходов потребителей и наличия заменителей.
Спрос и предложение являются двумя противоположными силами, вызывающими движение цен вверх или вниз.
Равновесие – полное или частичное соответствие между объемом и структурой спроса и объемом и структурой предложения. Рыночное равновесие является свидетельством эффективного развития рыночной экономики.
PE –
цена равновесия отвечает
Равновесие общее и частичное (на отдельных рынках).
Для анализа рыночной конъюнктуры пользуются графиком спроса и предложения.
Теория потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Потребительское равновесие Потребитель является королем на рынке, т.к. решает, что ему необходимо для удовлетворения собственных потребностей. Главным ограничителем для потребителя является размер дохода, поэтому он должен постоянно совершать выбор.
Информация о работе Рынок и его основные характеристики. Спрос и предложения