Рынок и его основные характеристики. Спрос и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

На бытовом уровне рынок - это место, где встречаются продавцы и покупатели с целью купли - продажи или обмена товаров и услуг.
На национальном уровне можно дать следующее определение рынку. Рынок - это совокупность экономических отношений, в которые вступают субъекты (предприятия, учреждения, население), складывающаяся на основе спроса и предложения при ограниченной роли их государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 58.33 Кб (Скачать)

ФГООУ ВПО 

«Калининградский  государственный технический университет»

 

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

 

Контрольная работа

 

Выполнила студентка Щербина Виктория

Учебной группы 12 ЗЭК-22

Вариант №2

 

Контрольная работа

сдана____________

              (дата сдачи)

 

 

Контрольную работу                                                                    Допущена к защите

проверил____________________                                             ___________________________   

                      (Ф.И.О. преподавателя)                                                               (дата и подпись преподавателя)

 

 

 

Контрольная работа

зачтена ________________________________

                             (дата и подпись преподавателя)

 

 

Калининград

2013 год.

 

1.Рынок и его  основные характеристики. Спрос  и предложения.

 

1.1 Рынок и его  основные характеристики.

     На бытовом уровне рынок - это место, где встречаются продавцы и покупатели с целью купли - продажи или обмена товаров и услуг.

      На национальном уровне можно дать следующее определение рынку. Рынок - это совокупность экономических отношений, в которые вступают субъекты (предприятия, учреждения, население), складывающаяся на основе спроса и предложения при ограниченной роли их государственного регулирования.

     Под ограниченной ролью государственного регулирования понимается создание государством определённых «правил игры» на рынке с помощью законодательных актов, с целью эффективного функционирования и развития рыночных отношений.

Если политика государства  направлена на эффективное развитие рыночных отношений, то оно должно, например, создавать условия для  свободной конкуренции и не допускать монополизма на рынке.

     Существуют следующие основные характеристики рынка:

Изменчивость. Спрос и предложение меняются под воздействием выпуска новых видов товаров, демографических факторов, погодных условий, психологии потребителей, количества и качества рекламы и многих других факторов. В более широком смысле на рынок влияет социально - экономическая, политико - правовая, природно - географическая, научно - техническая и культурно - историческая среда.

Саморегулируемость. Рынок самостоятельно, «автоматически» реагирует на избыток какого-либо товара снижением его цены. Также примером реакции рынка на изменение обстановки может являться уменьшение спроса на старые товары и услуги при появлении новых, которые по своим потребительским свойствам превосходят старые, а цена новых такая же или значительно меньшая. Понятие «саморегулируемость» мы должны принять с поправкой на ограниченную регулирующую функцию государства.

Конкуренция. В условиях свободных рыночных отношений конкуренция является основным стимулом повышения качества товаров и услуг и оптимизации их количества на рынке. Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция имеет отрицательные и положительные черты.

 

     Отрицательные – вытеснение мелких товаропроизводителей крупными; разорение одних и обогащение других; усиление социальной несправедливости; возрастание имущественной дифференциации населения, безработицы, инфляции...

    Положительные – является движущей силой рыночной экономики. Побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию с минимальными затратами на основах НТР. Стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Без конкуренции не может действовать закон стоимости.

     В период домонополистического капитализма существовала чистая конкуренция (совершенная). Это был рынок свободной конкуренции.

     Его черты:

 -   неограниченное количество участников, их свободный доступ к рынку;

 -   абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

 -   полная информированность участников о спросе, предложении, цене, норме прибыли;

-   наличие стандартов на продукцию;

-   ни один участник не влияет на решение других.

     Чистая конкуренция – большое количество конкурентов предлагают одинаковый по качеству товар; производитель не влияет на цену. Она зависит от спроса и предложения.

     Рынок монополистической конкуренции – разнообразие товаров, которые удовлетворяют определенную потребность. Множество покупателей и продавцов заключают соглашения в широком диапазоне цен. Производитель имеет возможность влиять на цену (за счет качества, отличий), у покупателя есть возможность выбора.

     Олигополистическая конкуренция – несколько крупных фирм контролируют рынок определенной группы товаров. Жесткие условия проникновения на него. Продавцы ведут самостоятельную рыночную политику, но зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Цена производителя зависит от цен на товар конкурентов.

     Виды конкуренции  (по Марксу):

Внутриотраслевая – между предприятиями отрасли за получение прибыли. В результате ее создается общественная стоимость товара.

Межотраслевая – устраняет  различия в нормах прибыли в разных отраслях за счет перетекания капитала из отрасли с меньшей прибылью в отрасль с большей прибылью.

Методы конкурентной борьбы:

-   ценовая – за счет снижения цен производителями, которые имеют меньшие затраты;

-   неценовая – повышение качества, использование рекламы, особые условия продажи;

 

-   нечестная – деятельность, направленная на получение выгоды посредством обмана потребителей, партнеров, государственных органов (промышленный шпионаж, переманивание сотрудников конкурентов, антиреклама...).

Экономическая свобода. Рынок характеризуется свободой выбора субъектами рынка своих контрагентов. Субъекты самостоятельно определяют условия экономического взаимодействия между собой, которые строятся на взаимовыгодной основе. Иными словами: продавцы самостоятельно определяют - какой товар производить, по какой цене и кому его продавать, а потребители, соответственно, решают - у кого, по какой цене и на каких условиях его покупать.

Масштабность. Охарактеризовать рынок можно путём классификации его по географическому принципу. Так, в зависимости от географического фактора выделяют следующие виды рынков:

- Мировой;

- Национальный;

- Региональный.

Соотношение покупателей и продавцов.

- Монополия;

- Монопсония;

- Достаточное количество и покупателей и продавцов.

Соотношение спроса и предложения.

- Спрос превышает предложение 

- Предложение превышает  спрос 

- Спрос и предложение уравновешены.

Состав участников рынка.

- Производители 

- Посредники 

- Потребители 

Ёмкость. Под ёмкостью рынка подразумевают способность поглощения конкретным рынком определённого объёма конкретного вида продукции за конкретную единицу времени.

    Таким образом, мы видим, что рынок это сложный, многофакторный объект, который является объективной реальностью.

     На основе анализа рынка предприятие определяет свою сбытовую и производственную политику, конечной целью которой является стабильное получение прибыли в условиях конкуренции.

     Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось.

• Первоначально рынок  рассматривался как базар, т. е. место  рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда  обмен между общинами становится более или менее регулярным и  осуществляется в определенном месте и в определенное время.

• Более сложное толкование рынка дает французский экономист  О. Курио. По его мнению, рынок — место, где отношения покупателей и продавцов свободны, иены легко и быстро выравниваются.

• Рынок — обмен товарами по законам товарного и товарно-денежного обращения.

• В литературе встречается  определение рынка как совокупности покупателей и продавцов.

• Рынок рассматривается  как тип хозяйственных связей между субъектами экономики, т. е. как  механизм осуществления взаимодействия производства и потребления.

• Рынок — общественная форма организации и функционирования экономики; совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями, продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег. Эти отношения отражают экономические интересы субъектов  рыночных отношений и обеспечивают обмен продуктами труда.

• Рынок — система  экономических отношений между  людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления, т. е. все стадии процесса общественного  воспроизводства. Рынок являет собой  сложный механизм функционирования экономики, который основывается на разнообразных формах собственности, использовании товарно-денежных отношений  и финансово-кредитной системы. То есть рынок рассматривается как  определенный тип экономической  системы (системы хозяйствования).

• Рынок — совокупность сделок купли-продажи товаров и услуг.

     Все рассмотренные выше определения рынка отражают различные грани понятия «рынок». В качестве наиболее популярного определения выделим следующее. Рынок — механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.

Сущность рынка проявляется в его функциях;

1. Функция  саморегулирования  товарного производства Предполагаем что за счет действия рыночного механизма осуществляется автоматическое согласование производства и потребления, поддерживается сбалансированность спроса и предложения по объему и структуре (при росте спроса объемы производства расширяются, при снижении — уменьшаются); регулирование происходит через куплю-продажу материальных благ. Рынок дает ответы на вопросы, стоящие перед любой экономической системой: что, как, для кого производить? И делает это автоматически.

2. Стимулирующая функция.  Рынок побуждает производителей  создавать необходимые товары  с наименьшими затратами, чтобы  при существующих на рынке  ценах получать более высокую  прибыль. Если отдельный производитель  не способен оказать воздействие  на рыночную цену, то получить  большую прибыль он может только  за счет снижения издержек  и внедрения нововведений. Таким  образом, рынок стимулирует развитие эффективного производства.

3. Информационная функция.  Рынок дает объективную информацию  о затратах на производство  товаров, о количестве, ассортименте  и качестве всех товаров и  услуг, поставляемых на рынок,  об объемах спроса на них и предложения.

4. Посредническая функция  рынка заключается в том, что  экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного  разделения труда находят друг  друга на рынке и посредством  рынка обмениваются результатами своей деятельности.

5. Регулирующая функция.  Рынок устанавливает оптимальные  пропорции между фирмами, отраслями,  регионами, т. е. на микро- и макроуровне, за счет расширения или сужения спроса и предложения как на отдельных рынках, так и в рамках всей экономической системы.

     Чтобы правильно понять роль и функции рынка, необходимо его рассматривать в рамках системы товарно-рыночного хозяйства. Товарно-рыночное хозяйство предполагает наличие двух подсистем — производства материальных благ и рынка, где осуществляется обмен. Причем взаимосвязь между названными подсистемами имеет двусторонний характер, т. е. имеют место и прямые, и обратные связи.

     Производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок. Во-первых, именно в сфере производства создаются материальные блага, имеющие определенную полезность для общества. Произведенная продукция поступает в сферу обмена, т. е. на рынок. Во-вторых, в основе товарного производства лежит общественное разделение труда.    Общественное разделение труда создает необходимость рыночного обмена произведенной продукцией.

     С другой стороны, рынок оказывает обратное воздействие на сферу производства. Во-первых, рынок соединяет (интегрирует) производство и потребление. Без рынка товарное производство не могло бы удовлетворять потребности общества в товарах и услугах. Во-вторых, рынок выступает в качестве главно­го контролера результатов производства, поскольку в процессе рыночного обмена выясняется, в какой мере количество и качество производимой продукции востребовано и соответствует потребностям покупателей. В-третьих, в процессе рыночного обмена реализуются экономические интересы продавца и покупателя. Экономические интересы продавцов связаны с возможностью максимизировать прибыль, а интересы покупателей — максимизировать общую полезность от потребления приобретенных товаров.

     Обычно говорят не просто о рынке, традиционным стало употребление понятия «система рынков». Система рынков — единая совокупность множества рынков различного назначения. В системе рынков достаточно определенно выделяются три

Информация о работе Рынок и его основные характеристики. Спрос и предложения