Рыночная экономика: сущность, функции, механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов

Оглавление

Рыночная экономика: сущность, функции, механизм

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Концептуальные основы функционирования рыночной экономики……...5

Сущность и признаки рыночной экономической системы……………..5
Механизм функционирования рыночной экономики………………….10
Специфика перехода к рыночной экономической системе……………15
Анализ эффективности функционирования рыночной экономики………24
Условия функционирования рыночных отношений в российской экономике…………………………………………………………………24
Проблемы перехода к рынку в России………………………………….26
Оценка эффективности российской экономики………………………..31
Заключение …………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая работа эконом теория.docx

— 108.65 Кб (Скачать)

     3.Изобретение электродвигателя, возникновение сталеплавильной про-, мышленности, автомобилестроение, переработка нефти.

     4.Изобретение двигателя внутреннего сгорания, появление нефтехимии, авиационной промышленности

     5.Микроэлектротехника, биотехнология, космос, тонкая химия (1980-1990гг).

     Ожидается рост использования нетрадиционных источников энергии. Это и многое другое обусловило необходимость перехода к рынку. С ним связаны и  определенные трудности на пути к  его переходу. Следует учесть, что  рынок выступает не конечной целью  радикальной перестройки экономической  системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических  проблем с целью реального  повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально  ориентированного рынка.

     В наших же условиях экономика еще  достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.

     Более того, в настоящее время специалисты  в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его  формах, имеют в виду, прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что "под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика.

     Именно  социально ориентированный рынок  сможет, с одной стороны, "удержать”  экономику в русле общецивилизационных  закономерностей рынка, а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.

     Рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной  государственной распределительной  политикой, обеспечивающей достаточную  поддержку социально уязвимых слоев  населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного  хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь  таких целей возможно лишь в том  случае, если удачно скомбинировать черты  наиболее подходящих нам экономических  моделей. Разработанная модель рынка  должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования  рынка, сильную государственную  политику и безусловный приоритет  экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной  собственности, и относительно длительное сосуществование основанных на ней  хозяйственных форм с мощным государственным  сектором. 
 

    1.  Проблемы перехода к рынку в России
 

     Существуют  специфические проблемы в области  перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

     Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого  эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие:

     Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

     - исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

     - особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;

     - глубокий след в мышлении хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной cтепени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

     Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.

     В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др. Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России. Среди производных специфических черт можно выделить следующие:

     - укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах:  "потребление - накопление",  "военная - гражданская сферы производства",  "промежуточный - конечный продукт",

     - низкие технический и технологический  уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью  и закостенелостью хозяйственной  системы, высокая степень обветшания  основных фондов, их физический  и моральный износ (последнее  связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);

     - доведенное до крайней степени  нищеты состояние социальной  сферы, выражающееся в общей  нищете большей части населения  при значительных разрывах в  доходах на душу населения  по различным группам, а также  и весьма опасном экологическом  состоянии среды; 

     - политическая нестабильность, особенно  характерная для последнего времени,  отсутствие практических основ  для достижения социального и  национального согласия, угрожающая  социальной стабильности эрозия  вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

     Учитывая  все эти психологические, социальные и экономические особенности  России, нетрудно понять, что бросать  ее в стихию рынка опасно - это  может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями. Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

     Но  для того, чтобы вся рыночная система  функционировала, нужно сделать  гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать  определенные условия со стороны  государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

     Перечисленные пункты должны были быть включены в  программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики.  

    1. Оценка эффективности российской экономики
 
 

     Объем ВВП России за 2009г., по предварительной  оценке, составил в текущих ценах 39016,1 млрд.рублей. Его реальный объем относительно 2008г. составил 92,1%. Индекс-дефлятор ВВП за 2009г. по отношению к ценам 2008г. составил 102,7%. [7]:

     В III квартале 2009г. ВВП России сократился на 8,9 % относительно прошлого года. Такое снижение является самым крупным среди аналогичных показателей крупнейших мировых экономик.

     Снижение  ВВП в Великобритании по итогам III квартала 2009 года составило 5,2%, в Германии—4,8%, Италии — 4,6%, в Японии — 4,5%, во Франции—2,4%, в США—2,25%.

     Росстат опубликовал предварительную оценку ВВП в III квартале 2009 года. Относительно аналогичного периода прошлого года показатель сократился на 8,9%, однако по отношению ко II кварталу текущего года рост составил 13,9%, что стало вторым подряд квартальным ростом в этом году.

     Таблица 3 Индекс реального объема ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности  (в постоянных ценах, в % к предыдущему году) 

  2009г. Справочно 
2008г.
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 92,1 105,6
в том  числе:    
сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 98,3 107,4
рыболовство, рыбоводство 98,4 94,4
добыча  полезных ископаемых 98,1 100,1
обрабатывающие  производства 86,1 100,2
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 94,0 100,9
Строительство 83,6 111,9
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 91,7 109,5
гостиницы и рестораны 84,6 110,7
транспорт и связь 97,7 106,3
финансовая  деятельность 94,3 104,0
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 94,7 113,6
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 103,2 103,0
Образование 98,7 100,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 100,6 100,0
предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 81,7 97,8
Косвенно  измеряемые услуги финансового посредничества (-) 95,4 106,7
Чистые  налоги на продукты 87,1 106,8

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, функции, механизм