Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:47, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов
Рыночная экономика: сущность, функции, механизм
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Концептуальные основы функционирования рыночной экономики……...5
Сущность и признаки рыночной экономической системы……………..5
Механизм функционирования рыночной экономики………………….10
Специфика перехода к рыночной экономической системе……………15
Анализ эффективности функционирования рыночной экономики………24
Условия функционирования рыночных отношений в российской экономике…………………………………………………………………24
Проблемы перехода к рынку в России………………………………….26
Оценка эффективности российской экономики………………………..31
Заключение …………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
3.Изобретение электродвигателя, возникновение сталеплавильной про-, мышленности, автомобилестроение, переработка нефти.
4.Изобретение двигателя внутреннего сгорания, появление нефтехимии, авиационной промышленности
5.Микроэлектротехника, биотехнология, космос, тонкая химия (1980-1990гг).
Ожидается
рост использования нетрадиционных
источников энергии. Это и многое
другое обусловило необходимость перехода
к рынку. С ним связаны и
определенные трудности на пути к
его переходу. Следует учесть, что
рынок выступает не конечной целью
радикальной перестройки
В наших же условиях экономика еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.
Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду, прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что "под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика.
Именно
социально ориентированный
Рынок
должен опираться с одной стороны,
на смешанную экономику с ее сильной
государственной
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.
Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие:
Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:
-
исторически сложившаяся
- особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;
- глубокий след в мышлении хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной cтепени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.
Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.
В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др. Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России. Среди производных специфических черт можно выделить следующие:
- укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт",
-
низкие технический и
-
доведенное до крайней степени
нищеты состояние социальной
сферы, выражающееся в общей
нищете большей части
-
политическая нестабильность, особенно
характерная для последнего
Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями. Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.
Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.
Перечисленные
пункты должны были быть включены в
программу перехода к рыночной системе.
Однако политическая нестабильность сильно
повлияла на проведение экономических
реформ, и их ход замедлился. Было очень
рискованно вкладывать денежные средства
в производство, так как была неясна их
дальнейшая судьба. Но после известных
событий сентября-октября 1993 г. экономические
реформы и их политические предпосылки
стали соответствовать духу времени и
рыночным устремлениям российской экономики.
Объем ВВП России за 2009г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 39016,1 млрд.рублей. Его реальный объем относительно 2008г. составил 92,1%. Индекс-дефлятор ВВП за 2009г. по отношению к ценам 2008г. составил 102,7%. [7]:
В III квартале 2009г. ВВП России сократился на 8,9 % относительно прошлого года. Такое снижение является самым крупным среди аналогичных показателей крупнейших мировых экономик.
Снижение ВВП в Великобритании по итогам III квартала 2009 года составило 5,2%, в Германии—4,8%, Италии — 4,6%, в Японии — 4,5%, во Франции—2,4%, в США—2,25%.
Росстат
опубликовал предварительную
Таблица
3 Индекс реального объема ВВП и валовой
добавленной стоимости по видам экономической
деятельности (в постоянных ценах,
в % к предыдущему году)
|
Информация о работе Рыночная экономика: сущность, функции, механизм