Рыночная экономика: сущность, функции, механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов

Оглавление

Рыночная экономика: сущность, функции, механизм

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Концептуальные основы функционирования рыночной экономики……...5

Сущность и признаки рыночной экономической системы……………..5
Механизм функционирования рыночной экономики………………….10
Специфика перехода к рыночной экономической системе……………15
Анализ эффективности функционирования рыночной экономики………24
Условия функционирования рыночных отношений в российской экономике…………………………………………………………………24
Проблемы перехода к рынку в России………………………………….26
Оценка эффективности российской экономики………………………..31
Заключение …………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая работа эконом теория.docx

— 108.65 Кб (Скачать)

    В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой  системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики. Здесь задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы. 
 
 
 

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные  черты Капитализм  XVIII—XIX вв Капитализм  второй половины XX в.
Масштабы  обобществления производства Обобществление  производства в рамках предприятия Обобществление  и огосударствление части в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной частной  и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве  государства Активное государственное  регулирование национальной экономики  для стимулирования потребительского спроса и предложения
Социальные  гарантии Социальная  незащищенность граждан в случаях  безработицы, болезни и старости Создание государственных  и частных фондов социального  страхования и социального обеспечения
 
 
 
 
 
    1. Механизм  функционирования рыночной экономики
 

    Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах: а) принцип маржинального (предельного) анализа; б) принцип издержек альтернативного выбора; в) принцип экономической рациональности.

    На  основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенности рынка товарами, изменения рыночных цен переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется относительно плавно, что обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику (на предложение или спрос). Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний со стороны спроса и предложения.

    Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов и деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший с гарантированным доходом, хотя он будет и наименьшим. Отсюда следует, что выбранный таким образом вариант не является худшим из возможных, не обеспечивающим доход предпринимателю. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в виде минимально допустимой величины прибыли. В этих условиях фирмы стремятся к максимизации прибыли, а потребители – к максимальному улучшению благосостояния при ограниченном использовании своих капиталов. Построение рыночной экономики на указанных нами принципах позволяет достигнуть равновесного состояния, основывающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения и рыночных цен. При рассмотрении теоретических основ рыночной экономики одной из важнейших является проблема редкости. Понятие «редкость» используется многими экономистами как важнейшее методологическое положение при обосновании полезности товара. В частности, в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качестве основополагающего момента и рассматривается как физическая реальность, не требующая каких-либо пояснений. Исследование проблемы редкости позволяет в определенной мере обосновать дефицитность отдельных благ. Представители классической политической экономии Д. Рикардо и А. Смит связывали понятие «редкости» со стоимостью. Так, Д. Рикардо считал, что редкость наряду с количеством труда является важнейшим определяющим стоимость товара фактором. В современной теории рыночных отношений понятие «редкость» подверглось определенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с природными ( вспомним парадокс воды и алмаза А. Смита: вода необходима всем, а цена низкая, алмаз имеет ограниченное использование, а цена высокая) и с социальными (как это делал Д. Рикардо при определении стоимости антикварных изделий) факторами, то в современных условиях редкость связывается с временными параметрами функционирования рынка. Новое, пользующееся повышенным спросом, благо не может быть произведено мгновенно и полностью удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого требуется определенное время. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества данных благ.

    Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях:

    Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование.

    Механизм  установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для  человека в мире экономики. Все эти  сведения и информация воплощены  в ценах. Оперативная, обширная и  в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет  определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень  издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением  за усилия в предпринимательстве, или  беспощадным наказанием за неудачный  выбор, неосознанный просчёт в экономических  решениях.

    Стимулирование  предпринимательства, экономия применяемых  ресурсов, объём производства и ассортиментная структура  выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и  услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является  «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле

синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

    Также  к важнейшим функциям рынка относятся:

1.Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.

2.Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

3.Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия

монопольного  положения в производстве, наличия  нескольких производителей и состязательности между ними).

4.Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.

5.Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. 
 

    1. Специфика переходной к рынку экономической  системы
 
---

       В начале рыночных преобразований  в России были выработаны различные  программы реформ:

     - экономическая программа перехода  к рынку ( Абалкин, Рыжков – 1989);

     - программа « 500 дней» (Явлинский  – 1990);

     - «Стратегия России в переходном  периоде» ( Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар сентябрь-октябрь 1991);

     Обозначим основные этапы развития переходной экономики в РФ.

  1. Создание политических и институциональных предпосылок (1991).
  2. Либерализация экономики (1992).
  3. Приватизация (1992-1994).
  4. Этап инфляционистской, протекционистской политики (1994-1995).
  5. Реструктуризация предприятий, остановка падения производства (1996-1997).
  6. Финансовый кризис и его последствия (1998-1999).
  7. Выход на траекторию экономического роста (2000-по настоящее время).

     Особо остановимся на наиболее проблемных этапах переходного периода. Либерализация  цен – обязательный и неизбежный этап переходной экономики. Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое не освобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранее абсурдно низких, привел бы к параличу российской экономики и российской жизни. Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы и пенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властей индексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий в соответствии с динамикой цен – серьезная стратегическая ошибка. Многолетние сбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились.

     «Приватизация по-российски» – наиболее болезненная  в экономическом и моральном  плане стратегическая ошибка. Она  вылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственности лицам, приближённым к власти, директорскому  корпусу и предприимчивым авантюристам.

     В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях  страны на тот момент находилось на счетах предприятий около 600 млрд. руб. и на счетах физических лиц –  около 300 млрд. руб. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», т.е. естественным путём.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, функции, механизм