Роль национальных проектов в развитии экономики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:31, контрольная работа

Краткое описание

Приоритетные национальные проекты стали важным явлением в жизни России. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества. Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются, и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и политической сферах развития страны.

Оглавление

Введение. 2
1 Как рождались приоритетные национальные проекты. 3
2 Направления приоритетных национальных проектов. 5
2.1 Приоритетный национальный проект «Здоровье». 5
2.2 Приоритетный национальный проект «Образование». 7
2.3 Приоритетный национальный проект «Доступное жильё». 8
2.4 Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». 10
3 Перспективы национальных проектов. 11
Заключение. 13
Список использованных источников. 14

Файлы: 1 файл

яяяяяяяяяКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.                   2

 

1  Как рождались приоритетные национальные проекты.                                   3          

2 Направления приоритетных национальных проектов.                                     5                       

   2.1 Приоритетный национальный проект  «Здоровье».                                     5                                           

  2.2 Приоритетный национальный проект «Образование».                             7

   2.3 Приоритетный национальный проект «Доступное жильё».            8

  2.4 Приоритетный национальный проект «Развитие АПК».             10

 

3  Перспективы национальных проектов.                                                            11

 

Заключение.                                               13

 

Список использованных источников.                                                                    14

 

Введение

Приоритетные национальные проекты стали важным явлением в жизни России. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества.

Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит  далеко за рамки отдельных, пусть  даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются, и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и политической сферах развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Как рождались приоритетные национальные проекты.

     Повышение  качества жизни граждан России  – ключевой вопрос государственной политики.  Ситуация, сложившаяся за многие годы в нашей стране породила необходимость создания программы, которая бы помогла решить приоритетные проблемы. Так была создана программа приоритетных национальных проектов. Она была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года, и что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Сама возможность реализации приоритетных национальных проектов появилась благодаря формированию качественно новых условий развития. Россия к 2006 году стала другой страной. За время, прошедшее после финансового кризиса 1998 года, удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация. Впервые за последние десятилетия появились и ресурсы для развития. Естественно – не сразу и не столько, сколько хотелось бы. Но летом 2006 года произошло знаковое событие: Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Из страны, получающей займы, в страну, кредитующую другие государства. Безудержное падение экономики 90-х годов было остановлено, последствия кризиса во многом преодолены. 2006 год стал, на мой взгляд, годом качественного перехода. Общество и власть обсуждали, осмысливали, решали уже не столько проблемы стабилизации, сколько задачи развития. Как инвестировать, а не бессмысленно тратить? Какие методы и технологии будут у нас работать, а какие – нет? Что делать в первую очередь, а что – потом? Идея национальных проектов появилась как один из ответов на эти и другие злободневные вопросы. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.

Из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в  человека способны помочь уйти от экономики  «ресурсной и индустриальной» к экономике знаний, к экономике «ежедневной технологической революции», которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т. д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привело к идее проектного подхода.

 Весь 2006 год проблемы  образования, здравоохранения, агропромышленного  комплекса и строительства жилья постоянно, в прямом смысле ежедневно, находились в центре внимания государства на всех его уровнях. Усилия были подкреплены серьезными ресурсами – политическими, административными и финансовыми. Это – крайне важно. Только дополнительные выплаты врачам и учителям привели к росту доходов около 1,5 млн. семей. Сочетание двух факторов – политического приоритета и проектной формы организации работы – позволило добиться эффективного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях. В целом правильно были спрогнозированы проблемы и трудности, возникающие в процессе реализации ПНП.

Работа над проектами приводит, и будет приводить к самым разнообразным позитивным результатам. Но уже нельзя не заметить: благодаря приоритетным национальным проектам наша большая страна пришла в движение. Во всех регионах руководители субъектов очень серьезно занимаются приоритетными проектами. Собственно, они и раньше работали по этим направлениям, но не чувствовали поддержки. А сейчас они видят, что решение подготовлено. Что это даже не вопрос желаний или личной инициативы. Это требование жизни, требование времени. Если раньше точки социального развития были в небольшом количестве регионов, то теперь в приоритетные национальные проекты включилась вся страна.

 

 

2  Направления приоритетных национальных проектов.                             

Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству?

 Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества,  демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

 

2.1   Приоритетный национальный проект «Здоровье»

«Здоровье» имеет   такие характеристики, как уровень рождаемости, уровень смертности, уровень заболеваемости и инвалидности, продолжительность жизни. Состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных  заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

К основным направлениям приоритетного национального проекта  в сфере здравоохранения относятся:

«Развитие первичной  медицинской помощи, которое предусматривает  следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров; 

– увеличение заработной платы медицинским  работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; 

– укрепление материально-технической  базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация населения  в рамках национального календаря  прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация  работающего населения;

– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения.  
 Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной  медицинской помощи;

– строительство новых центров  высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных  врачей и среднего медицинского персонала».

В рамках национального  проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его  цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и  родильных домах.

Развитие профилактики и первичной  медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому необходимо сделать ее как можно более доступной.

 

 

 

2.2 Приоритетный национальный проект «Образование».

Сегодня связь между  современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики  и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе – объединение учебы и науки, развитие инновационного образования.

Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Ежегодно помощь от государства будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.

Инновационное образование  – это образование, не столько  ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. «Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах».

Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагается направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов». Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.

 

 

2.3   Приоритетный национальный проект «Доступное жильё»

Основные направления  реализации национального проекта  – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства.

Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования –  большие объемы и малые сроки  возврата кредита. У банков не хватает  собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.

Претендовать на субсидии при покупке жилья смогут молодые  семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий»

Темпы строительства  в среднем по России остаются низкими  из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший импульс для развития всей экономики.

 

 

 

2.4 Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в  себя три направления: «Ускоренное  развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем  молодых специалистов (или их семей) на селе».

Информация о работе Роль национальных проектов в развитии экономики России на современном этапе