Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:10, реферат
В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни страны. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Роль
государства в
регулировании
В
организации современной
В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и внешнеэкономическую деятельность, в частности, меняется: оно принимает форму регулирования, т. е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием, главным образом, экономических методов.
Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.
В современных условиях внешнеэкономическая политика - это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют объединения представителей капитала (национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные объединения.
Государственное
регулирование
Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.
Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:
-
стимулирование национальных
-
осуществление различных
-
содействие росту заграничных
капиталовложений
Система органов, участвующих в государственном регулировании ВЭД, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня − федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:
1) федеральных органов государственной власти;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) органов местного самоуправления.
В целях осуществления государственного управления в сфере ВЭД создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. В результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
В сфере государственного регулирования ВЭД Минэкономразвития России выступает как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.
ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Минэкономразвития России и осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. №429).
ФТС России возглавляет единую систему таможенных органов, в которую помимо ФТС России входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях.
В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут способствовать реализации стратегической цели.
Прежде всего, речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организации.
Во-вторых,
это подписание соглашений с зарубежными
странами, предусматривающих
В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.
Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценообразованием.
Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.
Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики, принципах:
- равенство участников ВЭД и их недискриминация;
Сегодня государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:
-
рациональное использование
-
повышение валютной
- расширение рынков сбыта и изменение их географии;
-
развитие экспортного
- развитие инфраструктуры ВЭД.
Этой
концепции соответствует новая модель
сотрудничества с другими странами, в
экономической литературе ее называют
"торговой" или "конъюнктурной".
Она основывается на приближении национальных
цен к мировым, предоставлении всем юридическим
и физическим лицам права самостоятельного
выхода на внешний рынок. Все это - подготовка
к решению стратегической цели реформы:
интеграции в мировую экономику. Новая
концепция внешнеэкономической политики
заключается в том, что в современных условиях
недостаточно использовать сложившуюся
специализацию России в МРТ, необходимо
осуществлять целенаправленную интеграцию
в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая
ей внешнеэкономическая политика представлены
в Федеральной программе развития экспорта.
Центральное место в последней занимает
совершенствование структуры российского
экспорта, повышение в нем доли товаров
высокой степени обработки, развитие прогрессивных
форм международной производственной
и научно-технической кооперации, инвестиционного
сотрудничества, совместной реализации
инновационных проектов. Такой концепции
соответствует и новая модель - производственно-
Главными признаками этой модели являются:
-
охват всего процесса
-
расширение партнерских
- совпадение с мирохозяйственной сферой.
На современном этапе государство регулирует внешнеэкономическую деятельность таможенно-тарифными и нетарифными методами.
Таможенный тариф является инструментом торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров. Он включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный тариф можно определить как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.
Информация о работе Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности