Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:10, реферат

Краткое описание

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни страны. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Файлы: 1 файл

Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Роль  государства в  регулировании внешнеэкономической  деятельности 

      В организации современной экономики  все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни страны. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

     В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и внешнеэкономическую деятельность, в частности, меняется: оно принимает форму регулирования, т. е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием, главным образом, экономических методов.

     Функцией  государственного регулирования прежде всего является разработка концепций  ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий  замысел развития внешнеэкономической  сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

     В современных условиях внешнеэкономическая  политика - это система мероприятий  государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

     Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют объединения представителей капитала (национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные объединения.

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

     Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

     Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:

     - стимулирование национальных экспортеров:

     - осуществление различных организационных  мер для укрепления позиций  национальных экспортеров на  мировых рынках;

     - содействие росту заграничных  капиталовложений национальными  фирмами.

     Система органов, участвующих в государственном регулировании ВЭД, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня − федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

     1) федеральных органов государственной власти;

     2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

     3) органов местного самоуправления.

     В целях осуществления государственного управления в сфере ВЭД создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. В результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

     В сфере государственного регулирования ВЭД Минэкономразвития России выступает как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

     ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Минэкономразвития России и осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

     Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. №429).

     ФТС России возглавляет единую систему таможенных органов, в которую помимо ФТС России входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

      Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях.

      В соответствии с международной практикой  РФ необходимо решать задачи в области  внешней политики, которые будут способствовать реализации стратегической цели.

      Прежде  всего, речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организации.

      Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными  странами, предусматривающих либерализацию  взаимной торговли.

     В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.

      Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценообразованием.

     Валютное  регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в  целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

     Государственное регулирование ВЭД во всех странах  направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

     В условиях либерализации ВЭД, необходимости  соблюдения международных норм и  правил регулирующая роль государства  основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики, принципах:

     - равенство участников ВЭД и их недискриминация;

  • защита государством прав и интересов участников ВЭД;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий.

     Сегодня государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного  контроля; определение политики в  области сертификации товаров в  связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

     В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая  концепция, которая предполагала:

     - рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в МРТ;

     - повышение валютной эффективности  сырьевого экспорта;

     - расширение рынков сбыта и  изменение их географии;

     - развитие экспортного потенциала  и улучшение структуры экспорта;

     - развитие инфраструктуры ВЭД.

     Этой  концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику. Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

     Главными  признаками этой модели являются:

     - охват всего процесса воспроизводства  (инвестиционное сотрудничество  может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

     - расширение партнерских отношений  со всеми странами только на  основе взаимных экономических  интересов;

     - совпадение с мирохозяйственной сферой.

     На современном этапе государство регулирует внешнеэкономическую деятельность таможенно-тарифными и нетарифными методами.

     Таможенный тариф является инструментом торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров. Он включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.

     Таможенный тариф можно определить как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.

Информация о работе Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности