Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через Интернет. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли. В пользу этого говорит тот факт, что рейтинги небольших по размерам ИТ компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот – принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки.
3. Прогнозирование динамики внешней социально-экономической среды, так же как и научно-технического развития, представляет собой сложную многоаспектную задачу. Точность таких прогнозов весьма невелика, и использовать их следует с известной осторожностью. Основываясь на ошибочном прогнозе развития внешней среды, разработчики стратегии могут предлагать такие варианты стратегического плана, которые окажутся нереализуемыми или несоответствующими намеченным целям.
Риск в принятии решений тактического уровня прежде всего сопряжен с возможностью искажения или частичной утраты содержательной информации при переходе от стратегического планирования к тактическому.
На любом уровне принимаемых решений присутствуют как внешние, так и внутренние для данного предприятия факторы риски. Можно предположить, что для стратегических решений количество и роль внешних факторов риска значительно выше, чем для тактических или оперативных. Выявление и идентификация факторов риска относятся к наиболее важным в настоящее время задачам экономического анализа деятельности производственного предприятия.
Таким образом, в данной главе рассмотрено, что риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности. В качестве классификационных признаков выступают: уровень экономического управления; длительность воздействия риска; характер проявления риска; сфера деятельности производителя; систематичность проявления.
По сфере деятельности производителя риски делятся на:
ГЛАВА 3.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Предпринимательские риски на региональном и локальном рынке
По экспертным оценкам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области число средних предприятий составляет 60 единиц, среднесписочная численность занятых - 8841 человек, оборот предприятий – 6118,2 млн. руб.
Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении предпринимательского климата, не в полной мере решены препятствующие развитию малого и среднего бизнеса проблемы, в числе которых:
1) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств), в том числе для технического перевооружения и повышения производительности труда;
2) трудности с получением банковских кредитов и высокие процентные ставки по ним;
3) недостаток производственных площадей (особенно в производственной сфере), высокая арендная плата;
4) административные барьеры, создаваемые ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности;
5) отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
6) недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий, менеджеров, невысокий уровень оплаты труда в сфере малого бизнеса;
7) постоянные изменения в действующем законодательстве, что не позволяет спрогнозировать развитие бизнеса на перспективу;
8) отсутствие объективных статистических данных о состоянии и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области и в Российской Федерации в целом. Без этого невозможно более полно отразить развитие и вклад в экономику области субъектов малого и среднего предпринимательства и определить единые критерии и оценочные показатели малого и среднего предпринимательства в каждом регионе и в целом по Российской Федерации.
Кредитные риски — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Процентный риск - опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами селенговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск упущенной финансовой выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования) или остановки хозяйственной деятельности.
Обеспечение условий для развития предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2020 года.
Анализ имеющихся проблем в развитии малого и среднего предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, самих субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
3.2 Малый бизнес и предпринимательские риски
Мировой финансовый кризис ударил по российской экономике сильнее, чем ожидалось. Финансовый кризис в России набрал силу, и самое время найти пути выхода из него. Ситуация меняется постоянно, однако динамику изменений можно охарактеризовать как негативную. По итогам октября 2010 года можно с уверенностью сказать, что для выхода из кризиса действовать необходимо решительно.
Если не принять срочных мер, к концу года 20 млн человек могут стать безработными. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в 2008 г.
Экономисты называют массу причин, по которым российская промышленность, а следовательно, и экономика развиваются не так активно, как хотелось бы.
Дорогие кредиты. В последние месяцы предприниматели придумали новую форму кредитования бизнеса: они буквально заставляют своих сотрудников брать потребительские кредиты, которые затем идут на развитие предприятия.
Недоступность кредитов — давняя головная боль нашей экономики. Много говорилось о государственных гарантиях по кредитам для малого и среднего бизнеса, но реальных механизмов такой поддержки сейчас нет. А банки на фоне мирового финансового кризиса стали еще требовательнее к заемщикам, и главное — проценты по кредитам заметно выросли. Жертвами дорогих кредитов сегодня становятся не только предприятия, но и граждане: растут проценты по потребительским, а главное — по ипотечным кредитам. Причем даже в банках, которые работают в рамках национального проекта «Доступное жилье». Причина та же — дорогие зарубежные деньги. В итоге средняя ставка по ипотечным кредитам поднялась выше прошлогодних 10–12%, и сегодня даже 18–20% годовых уже мало кого удивляют. При этом многие банки просто отказываются от ипотечных программ из-за того, что они невыгодны.
Структура промышленности. Нынешнее состояние российской промышленности тоже не очень способствует быстрым темпам развития. Даже те отрасли, которые показывают значительный рост, сильно зависят от импорта и отнюдь не стимулируют развитие смежных отраслей. Пример — автомобилестроение. В России производится максимум 25–30% комплектующих для собираемых у нас автомобилей, в то время как в Китае этот показатель — 70%. Проще говоря, мы стремимся закупать оборудование, технологии и материалы за границей, а не у своих производителей. Правда, этому есть множество объяснений, одно из которых — курс рубля.
Курс рубля. Укрепление рубля тешит импортеров, но никак не может радовать отечественную промышленность. На внутреннем рынке ей все сложнее выдерживать конкуренцию с импортными товарами и все сложнее продавать свои товары за границу.
В России дефицит рабочей силы. Причем особенно большой — среди специалистов. Сражение за профессионалов привело к тому, что зарплаты у нас растут значительно быстрее, чем производительность труда: в прошлом году — на 14 и 7% соответственно.
Налоги. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности –на рис. 1
Рис.1 Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности за 2008 г.
В обороте малых предприятий в 2008 году 42,2 % принадлежало торговле.
Обрабатывающие производства занимают 32,7 %
Строительство- 7,8%
Сельское хозяйство – 7,5 %
Операции с недвижимым имуществом – 3,7 %
Транспорт и связь – 2,9 %
Прочие – 2,8 %
Добыча полезных ископаемых – 0,4 %
Развитие малого бизнеса в Костромской области в 2009 году
Количество малых предприятий за январь-сентябрь 2009 представлена в таб. 2
Таблица 2.
Количество малых предприятий за январь-сентябрь 2009 г.
Структура числа замещённых рабочих мест за 2009 г.в Прилдожении 1
Оборот малых предприятий составил за 2009 г.-17830,8 млн руб. и уменьшился 19,7 % по сравнению с 2008 г ( Таб. 3.)
Таблица 3.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности
в 2009 г. следующий:
В обороте малых предприятий в 2009 году 52,3 % принадлежало торговле.
Обрабатывающие производства занимают 21,6 %
Доля обрабатывающих производств уменьшилась на 11,1 %
Строительство- 9,1% - увеличилось по сравнению с 2008 г.на 1,3%
Данная тенденция была обусловлена открытием числа малых предприятий и средней численности занятых на них в строительстве.
Сельское хозяйство – 5,7 % уменьшилось по сравнению с 2008 г. На 1,8 %
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности за 2009 г.в Приложении 2.
Операции с недвижимым имуществом – 3,7 % увеличились по сравнению с 2008 г. На 0,6 %
Транспорт и связь – 2,9 % уменьшилось по сравнению с 2008 г. На 0,4%
Прочие – 2,8 % увеличились по сравнению с 2008 г. на 1,2 %
Добыча полезных ископаемых – 0,4 %, увеличилась по сравнению с 2008 на 1,8 %
3.3 Программа поддержки малого бизнеса, как фактор снижения неопределённости
Постановлением администрации Костромской области от 31 марта 2009 года №144-а Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области" на 2009-2013 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области" на 2009-2013 годы (далее – Программа).
Основание разработки Программы - Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Костромской области от 26 мая 2008 года №318-4-ЗКО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Костромской области".
Государственный заказчик Программы – администрация Костромской области. Разработчик Программы - департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области. Координатор Программы - департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области.
Информация о работе Риски в деятельности предпринимателей Костромской области