Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через Интернет. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли. В пользу этого говорит тот факт, что рейтинги небольших по размерам ИТ компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот – принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки.
При определении риска не стоит путать понятия «расход», «убытки» и «потери». Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных. К убыткам следует относить и любые расходы, не приносящие эффекта, целесообразного результата.
Существует также вид экономических потерь, которые именуют «упущенными возможностями». Например, гонщик решил участвовать в ралли Великобритании и для этого приобрел специальные грязевые покрышки, но, приехав на гонку, обнаружил, что покрышки с дефектами и участвовать в ралли на них нельзя. Таким образом, гонщик вернулся домой без золотого кубка. В данном случае это и есть упущенные возможности.
Таким образом, риск- это решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и измеряется от 0 до 1. Следовательно, сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1.
Одним из способов снижения риска является получение руководством относящейся к делу информации. Доклады правительства по вопросам труда, экономики, переписи населения содержит огромные массивы данных по структуре населения, зарплате, росту цен и т.п. Все это является источниками официальной, равнодоступной информации. Когда внешняя информация недоступна, организация может получить её, проведя дополнительные исследования. Так анализ рынка широко используется для прогнозирования восприятия потребителем новых продуктов, телевизионных шоу, политических движений и т. д.
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько сложны и новы, что на счет них невозможно получить достаточно нужной информации. В итоге вероятность определенных последствий невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах или в обстоятельствах полного отсутствия информации.
С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а в последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.
Видовое разнообразие рисков очень велико – от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.
Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды рисков, которые довольно трудно определить количественно.
Транснационализация бизнеса сопровождается созданием сложных финансовых и производственных взаимосвязей. Возникает эффект домино, который в случае краха одной компании влечет за собой ряд банкротств компаний – банкротом.
В экономической литературе нет стройной системы классификации предпринимательских рисков. Существует множество подходов к классификации риска.
В качестве классификационных признаков выступают:
-уровень экономического управления;
-длительность воздействия риска;
-характер проявления риска;
-сфера деятельности производителя;
-систематичность проявления.[4]
По уровню экономического управления риски делятся на народнохозяйственный риск (макроуровень) и риск на уровне предприятия или фирмы (микроуровень). Данные риски находятся в диалектическом единстве противоречий, при котором, с одной стороны, они обуславливают друг друга, а с другой – весьма автономны.
По длительности воздействия риски делятся на:
долгосрочные – риски, связанные со стратегическим воздействием);
краткосрочные – конъюнктурные риски.
По характеру проявления различают риски:
экономические и политические, каждый из которых делится, в свою очередь, на внешние и внутренние.
По сфере деятельности производителя риски делятся на:
-производственный;
-банковский;
-инвестиционный;
-финансовый;
-страховой;
-риск налоговой политики.
Внешние и внутренние факторы, обуславливающие деловую активность и финансовую устойчивость в условиях рыночной экономики очень динамичны, и чаще всего успешно следить за ними и использовать их можно с помощью различных элементов и рычагов маркетинга. Именно маркетинг дает нам возможность управлять рисками всех видов производителей.
Анализируя ситуации возникновения рисков, можно отметить, что они более высоки, если:
Поэтому лицу, принимающему решения, крайне необходимо знать круг рисков, влияющих на деятельность производителя
Каждый уровень характеризует различную степень глобальности рисков. Так, например, банковский риск включает в себя следующие риски: рыночный, процентный, ликвидности, портфельный, валютный и т.д. Это отражено соответствующими стрелками на рисунке и означает, что при разработке мероприятий по снижению банковского риска необходимо разрабатывать комплекс мероприятий для соответствующего локального риска.
Кроме того, можно выделить ряд локальных рисков, которые действуют систематически и несистематически на деятельность предприятий и организаций.[5]
К систематическим рискам следует отнести: риск инфляции; рыночный риск (риск падения обще рыночных цен); процентный риск (изменения процентных ставок).
К несистематическим рискам относятся отраслевой и финансовый риск.
Теперь мы переходим к рассмотрению факторов риска.
Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
ГЛАВА 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Рынок и предпринимательские риски
Хозяйственная деятельность характеризуется терминами «предпринимательство», «бизнес», «распорядительство», «коммерция».
Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны; риска, изобретательства с целью получения доходов.[6] Но в широком смысле это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики.
В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. Долгое время у нас этот термин игнорировался, вместо него использовался термин "хозяйственная деятельность". Возвращение в наш экономический язык этого термина означает признание необходимыми таких условий, как: действительная, а не формальная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйствующих субъектов; свобода выбора хозяйственниками вида хозяйственной деятельности и агентов экономических отношений; признание права существования различных форм собственности, в том числе частной.
Предпринимательство характеризуется следующими чертами:
1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное — новаторство;
2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность — это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;
3) ориентация на достижения экономического и, может быть, морального успехи.
Предпринимательство выполняет особую функцию — обеспечение развития и совершенствование экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу к новому.
Сущность предпринимательства состоит в том, что это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в современном обществе. Предпринимательская деятельность рассматривается и как ведущий фактор производства.
Термин «предприниматель» (англ., фр. — entrepeneur) впервые появился в научном обороте приблизительно в современном смысле слова в XVIII в. Одни исследователи считают, что он был введен английским экономистом Р.Кантильоном, другие — французским экономистом Ж.Б.Сэем. Важно отметить, что нельзя отождествлять время появления в научном обороте термина «предприниматель» с временем возникновения той деятельности, которая под этим термином подразумевается. Появление предпринимательства как одного из видов человеческой деятельности напрямую связано с потребностью человека в свободном самовыражении личности в хозяйственной деятельности. В этом смысле предпринимательство существует с момента возникновения человеческого общества. Английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ. Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».
Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.[7]
2.2 Предпринимательские рынки в производственной сфере [8]
Рынок – объемное понятие. По определению Чепурина М.Н, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Рынок — это обратная сторона нетоварного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.[9]
Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах.
-Цены. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определение необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт. Свобода енообразования. Цена никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
- Спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.[10] Предложение- это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
- Конкуренция. Она является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. В западной экономической литературе конкуренция представляется как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Информация о работе Риски в деятельности предпринимателей Костромской области