Результативность функционирования отраслевого рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования - обосновать теоретические возможности и предложить формы общей оценки результативности функционирования отраслевого рынка.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- сформулировать обобщенную концепцию результативности, уточнить понятие результативность функционирования рынка через определение основных направлений ее оценки;
проанализировать взаимосвязи показателей структуры и результативности по ее основным направлениям, выбрать наиболее значимые по влиянию на результативность показатели;
- разработать методику общей оценки результативности отраслевого рынка;

Файлы: 1 файл

Актуальность темы исследования.docx

— 26.11 Кб (Скачать)

 

Поскольку для исследования очень важной является оценка уровня высоты барьеров в целом по рассматриваемому рынку, а никакого измеримого критерия для этого не существует, автором  вводится \ объединяющий коэффициент  ВБ: он определяется как отношение  количества действующих на данном рынке  барьеров к общему числу потенциально возможных барьеров. Очевидно, значение ВБ находится в границах от нуля до единицы (0<ВБ<1), и коэффициент  ВБ=0, если вход на рынок свободен, и  ВБ=1, если вход на рынок максимально  блокирован.

 

Подбирая показатель для  измерения дифференциации, автор  ориентировался на признанную большинством экономистов основную роль рекламы  и других мероприятий по продвижению  продукта в этом вопросе.

 

Поскольку нерекламные затраты на продвижение, в отличие от собственно затрат на рекламу, трудно измерять и контролировать, то наиболее адекватным показателем дифференциации в работе признан объем расходов предприятий отраслевого рынка на рекламу и его производные. Из соображений сравнимости данных по отраслевым рынкам разной емкости в качестве итогового показателя дифференциации был выбран относительный коэффициент A/S, отражающий долю расходов на рекламу в объеме продаж отраслевого рынка.

 

Основываясь на зависимостях направлений результативности от показателей  структуры, выявленных ранее (таблица 1), и используя математический инструментарий, автор выводит функции, с помощью  которых, зная численные значения показателей  концентрации, дифференциации и высоты барьеров (CR4, A/S и ВБ), можно оценить  в процентах от оптимальных значений три направления результативности: эффективность, прогрессивность и  справедливость. Оценка в процентах  от оптимального значения видится автором  необходимой в силу несопоставимости абсолютных значений результативности по каждому из направлений из-за их различной природы. Добавив к  этим трем оценкам экспертную оценку направления занятость, становится возможным дать суммарную оценку результативности отраслевого рынка  в процентах от ее оптимального значения, и таким образом завершить  разработку методики оценки результативности.

 

С помощью инструментов математического  анализа автору также удается  вычислить значения CR4, A/S и ВБ, при  которых результативность максимальна  при прочих равных (имеется в виду направление «занятость», поскольку  функциональной зависимости между  показателями структуры и результативностью  по этому направлению не выявлено): CR4=0,45; 0

 

4. Исследование структуры  и результативности функционирования  рынка леса России.

 

Создание методики оценки результативности дает автору возможность  решить и следующую заявленную задачу: оценить результативность рынка  леса России.

 

Согласно классической схеме  анализа отраслевого рынка, в  работе сначала описаны базовые  условия анализа рынка леса, важнейшим  из которых для данного рынка  являются обеспеченность сырьем, численность  занятых, и темпы роста спроса. По большинству показателей, характеризующих  обеспеченность лесными ресурсами, Россия занимает ведущее место в  мире, однако, по сравнению с показателями начала 90-х годов, и уровень выпуска, и занятость в лесозаготовительной  отрасли значительно сократились. Затем в работе определены продуктовые  и географические границы рынка  леса: продуктом являются лесоматериалы  круглые, а географическим рынком является вся территория России.

 

После этого, на основании  статистических данных об объеме товарного  ресурса и о субъектах рынка  леса (в указанных границах), рассчитаны количественные показатели структуры  товарного рынка -показатели концентрации и дифференциации, а в завершение проанализированы качественные показатели структуры товарного рынка -структурные и поведенческие барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов. Согласно расчетам автора, дополненным экспертными оценками, значения показателей, которые влияют на результативность, следующие: уровень концентрации продавцов на рынке леса СЯ4=6,4%, доля расходов на рекламу в выручке предприятий лесного рынка А/8=0, а показатель высоты барьеров ВБ=25%. Анализ результативности по направлению «занятость» проведен отдельно. Исходя из общей ситуации на рынке леса, она оценена как 90% от максимума.

 

На основе предложенной методики интегральной оценки результативности и опираясь на данные, полученные в  результате структурного анализа, в  третьем параграфе второй главы  проводится практическая оценка результативности российского рынка леса, сначала  по направлениям, а затем и общая. Результативность по направлению «эффективность»  составила 92%, по направлению «прогрессивность»  -только 26% (в нем заключен основной резерв), по направлению «справедливость» 92%. Результативность национального рынка леса в целом оказалась равной 75% от максимальной.

 

5. Перспективные направления  лесопромышленной политики в  целях повышения результативности.

 

Поскольку результативность рынка леса оказалась не максимальной, в работе рассмотрена также проблема влияния сегодняшней государственной  лесопромышленной политики на результативность национального рынка леса, и пути ее корректировки в целях повышения результативности данного рынка.

 

Автор выделяет и подробно анализирует ряд конкретных мероприятий, запланированных Правительством РФ для улучшения ситуации в лесопромышленном комплексе России. Поскольку исследование рынка леса показало, что и коэффициент  концентрации СЯ4, и высота барьеров ВБ, и уровень занятости для рынка леса были ниже теоретически оптимальных, для каждого из мероприятий в итоге анализа, проведенного в первом параграфе третьей главы, было определено, повлияет ли его реализация на повышение этих показателей. Автору удалось установить, что практически все запланированные государственные мероприятия могут при определенных условиях способствовать повышению результативности, однако, при нескоординированной их реализации, результативность может в итоге и снизиться.

 

В работе предложено три перспективных  направления лесопромышленной политики, призванных повысить результативность рынка леса. Мероприятия первого  направления имеют своей целью  обеспечение эффективного механизма  доступа к лесным ресурсам, второго  -введение организационных ограничений, третьего - создание благоприятного инвестиционного климата. Такое деление основано на природе и характере влияния различных мероприятий государственной политики на результативность. Так, мероприятия первого и третьего направлений призваны способствовать увеличению результативности вследствие роста концентрации, а мероприятия второго направления будут положительно ,

 

влиять на результативность за счет увеличения высоты барьеров входа  на рынок. С другой стороны, мероприятия  первого и второго направлений  почти наверняка приведут к росту  результативности, а мероприятия  третьего направления - лишь при соблюдении ряда условий.

 

Среди мероприятий, создающих  эффективный с точки зрения результативности механизм доступа к лесным ресурсам, автор предлагает в первую очередь  реализовать мероприятия, связанные  с развитием таких форм лесопользования, как передача участков лесного фонда  в аренду и концессию.

 

Введение любых дополнительных организационных ограничений (институциональных, экологических) приведет к увеличению высоты "

 

барьеров входа на рынок, росту показателя ВБ, и как следует  из предложенной автором концепции, повышению результативности рынка  леса. Поэтому из запланированных  Правительством мероприятий наибольшее внимание предлагается уделить развитию лесной сертификации, введению экспортных пошлин на круглые лесоматериалы  и повышению роли и ответственности  арендаторов в вопросах улучшения  состояния лесов.

 

Что касается обеспечения  благоприятного инвестиционного климата, автором обосновано, что наиболее очевидным результатом этих мероприятий 

 

будет снижение организационных  барьеров входа на рынок леса, ослабление ограничений со стороны спроса, и следовательно, снижение показателя ВБ и результативности. Однако, если удастся улучшить климат настолько значительно, чтобы привлечь крупных иностранных игроков, то концентрация на рынке, скорее всего, вырастет. Положительное влияние роста концентрации на результативность в этом случае может перекрыть отрицательное влияние снижения уровня ВБ. Также важно, что инвестиции будут способствовать увеличению объемов заготовок, что положительно отразится на общей численность занятых в отрасли.

 

Исходя из проведенного анализа, во втором параграфе третьей главы  автором сформулированы итоговые рекомендации по корректировке государственной  лесопромышленной политики. Чтобы повысить результативность национального рынка  леса, Правительству необходимо осуществлять мероприятия по каждому из трех перспективных  направлений лесопромышленной политики, поскольку каждая группа оказывает  влияние лишь на одну из составляющих результативности, а для достижения максимальной результативности необходимо способствовать и повышению показателей  концентрации, и повышению высоты барьеров, и повышению численности  занятых в отрасли. Из конкретных мероприятий наиболее важными и  первоочередными являются передача участков лесного фонда в пользование  на условиях долгосрочной аренды и  концессии, развитие лесной сертификации и ужесточение экологических  требований к лесопользователям.

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 

 

Основные положения диссертации  нашли свое отражение в следующих  публикациях:

 

1. Затыкин С.А. Результативность отраслевых рынков и экономический рост.

 

// Тезисы научной конференции,  проводимой в рамках Ломоносовских 

 

чтений, «Качество отраслевой структуры и экономический рост». Москва: «Парад», 2003. - 0,1 пл.

 

2. Затыкин С.А. Показатели функционирования отраслевых рынков. // Сборник материалов по конференции «Развитие отраслевых рынков: результативность, структура и маркетинговые стратегии поведения фирм». Москва: «Парад», 2004. - 0,1 п. л.

 

3. Затыкин С.А. Взаимосвязь структуры рынка и его результативности: параметры, показатели.// Отраслевые рынки, №2, 2004. www.virtass.ru -1,2 пл.

 

4. Затыкин С.А. Одна из оценок результативности отраслевого рынка.// Отраслевые рынки, №5,2004. www.virtass.ru - 0,3 пл.

 

5. Затыкин С.А. Государственное регулирование с позиций результативности: российский рынок леса. // Сборник материалов по конференции «Пределы государственного регулирования функционирования отраслевых рынков». Москва: «Парад», 2005. - 0,1 пл.


Информация о работе Результативность функционирования отраслевого рынка