Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:12, контрольная работа
Цель данного исследования - обосновать теоретические возможности и предложить формы общей оценки результативности функционирования отраслевого рынка.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- сформулировать обобщенную концепцию результативности, уточнить понятие результативность функционирования рынка через определение основных направлений ее оценки;
проанализировать взаимосвязи показателей структуры и результативности по ее основным направлениям, выбрать наиболее значимые по влиянию на результативность показатели;
- разработать методику общей оценки результативности отраслевого рынка;
ВВЕДЕНИЕ
Экономика России все больше приобретает черты рыночной, то есть такой, где рынок является одним из основных институтов для распределения ограниченных ресурсов по альтернативным направлениям. Однако, очевидно, что сформировавшиеся в сложных условиях переходного периода рынки на данный момент не функционируют оптимально с точки зрения общественного благосостояния, и государственное регулирование является актуальным.
Вместе с тем, государственное
регулирование должно основываться
на достижениях мировой и
Понятие результативность функционирования рынка, или просто результативность рынка (market performance), получило обоснование в западной экономической теории, и широко используется в практике анализа рыночных структур и при выборе отраслевой политики многих индустриально развитых стран. Однако, это понятие не является широко известным в среде российских экономистов, поскольку, хотя так или иначе и упоминается во всех переводных работах по экономике отраслевых рынков, подробно не рассмотрено ни в одной из них. Как следствие, понятие результативность практически не применяется при государственном регулировании российских рынков. Таким образом, налицо недостаточная изученность понятия результативность российскими исследователями, что, принимая во внимание наличие потребности в современных инструментах
анализа рынков, определяет актуальность выбранной для нашего исследования темы.
Выбор лесной отрасли в
качестве примера практического
использования понятия
Цель данного исследования - обосновать теоретические возможности и предложить формы общей оценки результативности функционирования отраслевого рынка.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- сформулировать обобщенную
концепцию результативности, уточнить
понятие результативность
проанализировать взаимосвязи
показателей структуры и
- разработать методику общей оценки результативности отраслевого рынка;
проанализировать структуру
и оценить сегодняшнюю
- проанализировать, каково
влияние мероприятий
Объектом исследования являются процессы функционирования отраслевых рынков в современной экономике России.
Предметом исследования выступают направления и показатели оценки результативности функционирования отраслевых рынков и их функциональные связи с показателями структуры рынка.
Методологическую и
В качестве исходной методологической
концепции исследования была использована
гарвардская парадигма анализа
отраслевых рынков, которая была дополнена
теоретическими основами результативности
из экономики отраслевых рынков, макроэкономики
и экономики общественного
В процессе исследования и обработки материалов применялись следующие основные методы научного познания: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнений и аналогий. Также применялись методы экспертных оценок, классификаций, и функциональный анализ.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Государственного комитета по статистике РФ, материалы российских средств массовой информации, информация ассоциаций профессиональных участников национального рынка леса и консалтинговых компаний, данные международных организаций.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная методика оценки результативности может быть использована государственными регулирующими органами в качестве инструмента для определения оптимальной отраслевой политики. Материалы исследования также могут быть использованы при преподавании экономики отраслевых рынков и экономической теории.
Предложенные в работе рекомендации по лесопромышленной политике могут быть применены на практике для улучшения результативности российского рынка леса, что будет способствовать повышению общественного благосостояния.
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения и
выводы диссертационного исследования
были изложены в пяти научных публикациях
общим объемом 1,8 п.л., а также докладывались
и обсуждались на всероссийских
научных конференциях, проводимых кафедрой
политической экономии экономического
факультета МГУ: «Качество отраслевой
структуры и экономический
Структура и объем работы.
…
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ
1. Обобщенная концепция
результативности
Основой значительной части современной теории отраслевых рынков являются работы американских экономистов Э. Мэйсона и Дж. Бэйна, в которых они смогли разработать эмпирически проверяемую гипотезу о взаимосвязи «структура рынка - поведение на нем фирм -результативность». Этот методологический подход к анализу отраслевых рынков получил название «структурная концепция» или «гарвардская парадигма».
Более подробные исследования результативности представлены в работах ряда зарубежных авторов: Д. Бэйна, Ф. Шерера и Д. Росса, Р. Кейвса, Д. Грира. На основании анализа подходов к результативности, которые содержатся в работах перечисленных выше исследователей, автору удается определить, что результативность является многомерным понятием, объединяющим четыре направления: «эффективность», «прогрессивность», «уровень занятости» и «справедливость распределения».
С точки зрения теоретических
основ, первые два из четырех направлений
оценки результативности, «эффективность»
и «прогрессивность», относятся
к экономике отраслевых рынков, третье
направление «уровень занятости» несет
в себе макроэкономический оттенок,
а четвертое, «справедливость распределения»
Объединяя основные направления
результативности и ключевое положение
гарвардской парадигмы о
результативности. Эта зависимость может быть отражена функцией Р = Р($), где Р = Р{Р\,Рг,--,Р„) - вектор направлений результативности, а 5 = - вектор показателей структуры рынка.
Схема обобщенной концепции результативности показана на рисунке 1.
Исходная парадигма
Существует связь 'между структурой рынка 5 и результативностью Р. Это можно отразить как Р = Р(в). Экономика отраслевых рынков Макроэкономика Экономика общественного сектора
Эффективность Уровень
занятости Справедливость
Прогрессивность
Структура рынка Я характеризуется рядом показателей 1 1 1 КОНЦЕПЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Р - результативность, р,,рг,...,р„ - ее измерения. Тогда интегральная функция будет иметь вид
Результативность рынка может быть оценена по 4 направлениям: - Эффективность; - Прогрессивность; - Занятость; Справедливость распределения доходов.
1_к
Взаимосвязь показателей
структуры рынка и
Рисунок 1. Концепция результативности.
2. Наиболее значимые по влиянию на результативность показатели структуры рынка.
Следующим важным этапом работы является исследование проблемы взаимосвязей результативности функционирования отраслевых рынков с показателями рыночной структуры. Впервые эта проблема была обозначена Эдвардом Мэйсоном в статье «Ценовая и производственная политика крупного предприятия» [Mason Edward S. Price and Production Policies of Large-Scale Enterprise. - American Economic Review, 1939]. Затем Джо Бэйн, развивая эти идеи, предложил использовать понятие результативности работы отраслевого рынка в качестве итогового показателя оценки поведения его участников: «Результативность работы рынка, в качестве стратегического показателя, является важнейшим индикатором и мерой того, насколько хорошо рыночное поведение предприятий способствует увеличению общего материального благосостояния» [Bain Joe S. Industrial Organization. - New York, 1959, c. 340].
Опираясь на данные ряда статистических исследований результативности, наиболее показательны из которых работы Холтермана С., Манна М., Мэнсфилда М., автор выделяет взаимосвязи между направлениями результативности и показателями структуры рынка, и определяет среди них наиболее значимые по влиянию на результативность. Ими оказываются три следующих показателя структуры: уровень концентрации, уровень дифференциации и высота барьеров входа на рынок. Характер зависимостей между значимыми показателями структуры и направлениями результативности отражен в таблице 1.
Необходимо отметить, что
характер указанных зависимостей удалось
выявить лишь для трех направлений
результативности: «эффективность», «прогрессивность»
и «справедливость». По четвертому
же основному направлению «
определить результативность конкретного отраслевого рынка по данному направлению возможно лишь путем общей экспертной оценки ситуации для сопоставления влияния всех значимых показателей.
Таблица 1. Зависимость результативности по направлениям от значимых показателей структуры рынка.
ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРЫ РЫНКА
НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Уровень концентрации продавцов Уровень дифференциации Высота барьеров входа на рынок
Эффективность Снижается с ростом концентрации. Снижается с ростом дифференциации. Снижается с увеличением высоты барьеров.
Прогрессивность Максимальна при среднем уровне концентрации, снижается при отклонении от среднего уровня. Положительная зависимость от дифференциации до определенного предела, затем стабилизация. Вид связи -перевернутая «ил-образная кривая.
Справедливость распределения Снижается с ростом концентрации. Снижается с ростом дифференциации Снижается с увеличением высоты барьеров.
3. Составляющие оценки
результативности отраслевого
Не менее важной проблемой,
решаемой в диссертационном
Автор выделяет два этапа
на пути к общей оценке результативности
отраслевого рынка: первый из них
заключается в подборе
результативности отраслевого рынка в виде соответствующих функций, и оценка их совокупного влияния, рассмотрен в третьем параграфе первой главы.
Подбору показателей для
измерения характеристик
Подробно проанализирован в работе и вопрос барьеров входа на рынок: барьеры классифицированы на структурные и поведенческие в зависимости от того, влияет ли поведение фирм на наличие того или иного барьера, или они связаны лишь с характеристиками конкретного отраслевого рынка. По мнению автора, можно выделить три группы структурных барьеров: барьеры, связанные с эффектом масштаба, институциональные ограничения и ограничения по спросу. Поведенческие барьеры разделяются на две группы: ценовые и неценовые.
Информация о работе Результативность функционирования отраслевого рынка