Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, начавшиеся в экономике России с 2002 г., не имеют сходства с теми, которые рассматриваются в традиционных экономических теориях. Поэтому необходимо искать новые подходы для системного анализа экономических механизмов в России при переходе к новой экономической системе.
1. Введение 3
2.1 Характеристика и сущность доходов. 5
2.2Государственное регулирование и прогнозирование доходов.
7 3.Потребление населения и его государственное регулирование. 14
4. Сбережение населения и их государственное регулирование. 17
5.Заключение. 21
6. Литература 23
Социальный трансферт — это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим.
Социальные трансферты
Государственное регулирование
доходов представляет собой систему мер
и норм законодательного,
Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства. Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.
В современных условиях
полностью исключить вмешательство государства
в социально-экономические процессы невозможно,
так как рыночное распределение по своей
природе несправедливо. Поэтому существует
необходимость во вмешательстве государства. Возможность
государственного регулирования возникает
с достижением определённого уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. Необходимость
В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем.
Объекты государственного регулирования доходов:
минимум доходов, оплаты труда;
занятость, подготовка и переподготовка кадров;
налоги, цены;
социальные гарантии, социальные отношения;
правовое обеспечение.
Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет, путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих , создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.
Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.
В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:
-Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных, так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.
-Сокращение льготных категорий населения.
-Усиление методов по контролю, за рациональным использованием средств из социальных фондов.
- Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.
-Грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем, за уплатой налогов.
-Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.
3.Потребление населения и его государственное регулирование
В рыночной экономике в распределении доходов и потреблении неизбежно неравенство, что ставит задачу его измерения, выявления факторов социальной стратификации и "удержания" в определенных пределах. Поэтому так необходим и актуален дифференцированный подход к анализу формирования и использования доходов населения вообще и различий по социальным группам, в частности.
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.
Промежуточное потребление представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства , нематериальные услуги.
Конечное потребление,
или собственно потребление - расходы
хозяйственных единиц на продукты и услуге
используемые непосредственно для удовлетворения
текущих индивидуальных и коллективных
потребностей людей. Они группируются
в зависимости от того, кто фактически
финансирует расходы:
Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.
Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства — служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.
В настоящее время в нашей стране значимое воздействие на потребительское потребление оказывает доход. Модель потребления в РФ существенно отличается от развитых и даже восточно-европейских стран – все определяется уровнем дохода населения.
В Российской Федерации три ярко выраженные модели потребления.
В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих минимальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на:
- государственную защиту своих интересов;
-гарантированный минимальный
уровень потребления;
- безопасность продукции, полную
и достоверную информацию о ней;
- возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией
ненадлежащего качества;
- обращение в суд и другие государственные органы.
4. Сбережение населения и их государственное регулирование
Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Образование сбережения приводит так же к временному связыванию доходов населения, замедляют движение денег по каналам наличного оборота, препятствует росту цен, способствует сокращению инфляции.
Понятие сбережений, сложившееся в России, неоднозначно. Сбережения - это неиспользованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи, элемент оборота денежных доходов населения. Одновременно, будучи приростной величиной, возобновляемой, непрерывно присоединяемой к накопленным результатам предыдущих лет, сбережения образуют финансовые активы семьи как часть ее общего дохода. В этом качестве сбережения - элемент остатка, денежная часть состояния семьи в период, близкий к неопределенному, поскольку он может охватить срок жизни не только данной семьи, но и предшествующих поколений.
Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования служит располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить как минимум три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:
Выделяют две основные формы сбережений:
- неорганизованные сбережения;
- организованные сбережения.
К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте.
Ко второй — денежные средства населения, размешенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты. Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения.
Основными составляющими финансовых активов населения являются:
• вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, в том числе на пластиковых картах;
• наличные деньги на руках у населения;
• вложения населения в ценные бумаги;
• запасы средств населения в наличной валюте;
• резерв страховых взносов населения.
В мире сбережения населения занимают около 80% в общем объеме инвестиционного капитала, а в России - всего около 20 %. Поэтому для оживлния российской экономики привлечение денежных средств населения является одной из первоочередных мер. В этой связи следует решить две проблемы:
- развитие новых форм сбережений физических лиц;
- защищенность сбережений населения.
Следствием процесса трансформации сбережений населения в инвестиции является перераспределение платежеспособного спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы экономического развития. Образование сбережений приводит также к временному связыванию доходов населения, замедлению движения денег по каналам наличного оборота, препятствует росту цен, способствует сокращению инфляции. И наконец, личные накопления граждан являются предметом деятельности целого ряда финансовых и нефинансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.
Являясь отложенным потреблением, текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов образуют инвестиционный потенциал государства, привлеченный капитал коммерческих банков - резерв роста экономики и развития банковской системы.
Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики. По разным оценкам, вклады физических лиц в банках России на 1 января 2012 г. составили 9818 млрд. руб. Для сравнения: общий объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г. составит 4191,3 млрд. руб., или 13,2% ВВП. Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий.