Регулирование и прогнозирование доходов, потребления и сбережений в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа

Краткое описание

Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, начавшиеся в экономике России с 2002 г., не имеют сходства с теми, которые рассматриваются в традиционных экономических теориях. Поэтому необходимо искать новые подходы для системного анализа экономических механизмов в России при переходе к новой экономической системе.

Оглавление

1. Введение 3
2.1 Характеристика и сущность доходов. 5
2.2Государственное регулирование и прогнозирование доходов.
7 3.Потребление населения и его государственное регулирование. 14
4. Сбережение населения и их государственное регулирование. 17
5.Заключение. 21
6. Литература 23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Макроэконом.планирование.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

Социальный трансферт  — это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. 

Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь (более подробно см. гл. 7).

   Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного,  исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

  Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства. Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными. 

  В современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства.  Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

     В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. 

  Объекты государственного регулирования доходов:

                       минимум доходов, оплаты труда;

                       занятость, подготовка и переподготовка кадров;

                       налоги, цены;

                      социальные гарантии, социальные отношения;

                       правовое обеспечение.

    Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет, путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.  При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.   Повышение доходов у малоимущих ,   создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.  Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.  Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.

     Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.

   В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

          -Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как   государственных, так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.

        -Сокращение льготных категорий населения.

        -Усиление методов по контролю, за рациональным использованием средств из социальных фондов.

       - Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.

        -Грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем, за уплатой налогов.

       -Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3.Потребление населения и его государственное регулирование

   В рыночной экономике в распределении доходов и потреблении неизбежно неравенство, что ставит задачу его измерения, выявления факторов социальной стратификации и "удержания" в определенных пределах. Поэтому так необходим и актуален дифференцированный подход к анализу формирования и использования доходов населения вообще и различий по социальным группам, в частности.

   Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.

       Промежуточное потребление  представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства , нематериальные услуги.

     Конечное потребление, или собственно потребление  - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы:                                                                                                                                                                                            -    потребительские расходы домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения;                                                                                    -   государственных учреждений - за счет государственного бюджета;                      -   коммерческих общественных организаций - за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.                                                                                                                          В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.

     Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.

      Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

  Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства — служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

    В настоящее время в нашей стране значимое воздействие на потребительское потребление оказывает доход. Модель потребления в РФ существенно отличается от развитых и даже  восточно-европейских стран – все определяется уровнем дохода населения.

   В Российской Федерации три ярко выраженные модели потребления.

  1. Около 30% населения, которая во многом соответствует, тому,  что есть на Западе. Это наиболее  обеспеченные люди с доходами от         100 000$ на человека в год. У них доля расходов на продовольствие не большая, не более 20%. Остальные расходы идут на образование, здравоохранение и отдых.
  2. Это наиболее бедная часть населения, около  20%.  Их потребительское поведение непотребительское потребление не характерно для других стран. Они живут в деревнях, маленьких городах, часто обеспечиваю себя огородами и случайными заработками.Потребительское потребление этой категории можно назвать маргинализированным.  В развитых странах к этой категории относится 5-7% населения. В России   же в этой категории половина работающие люди, те, у кого маленькая заработная плата.
  3. Оставшаяся часть населения, или 50% населения представляет третья модель потребительского потребления и сочетает в себе черты обеих предыдущих. Это люди со средним достатком, у них нет сбережений, доходов хватает  на текущие расходы.  По мнению экономистов, дальнейшая расстановка  сил будет зависеть от того, какие меры предпримет государство для улучшения   экономики и роста доходов населения и куда вырулит именно этот потребитель.

    В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих минимальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на:

- государственную защиту  своих интересов; 

-гарантированный минимальный  уровень потребления;                                    - надлежащее качество продукции;

- безопасность продукции, полную и достоверную информацию о ней;                                                                                                                                                                                                                          

- возмещение в полном  объеме ущерба, причиненного продукцией           

    ненадлежащего качества;                                                                                        

- обращение в суд и другие государственные органы.

  4. Сбережение населения и их  государственное регулирование

    Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг.      С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Образование сбережения приводит так же к временному связыванию доходов населения, замедляют движение денег по каналам наличного оборота, препятствует  росту цен, способствует сокращению инфляции.

     Понятие сбережений, сложившееся в России, неоднозначно. Сбережения - это неиспользованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи, элемент оборота денежных доходов населения. Одновременно, будучи приростной величиной, возобновляемой, непрерывно присоединяемой к накопленным результатам предыдущих лет, сбережения образуют финансовые активы семьи как часть ее общего дохода. В этом качестве сбережения - элемент остатка, денежная часть состояния семьи в период, близкий к неопределенному, поскольку он может охватить срок жизни не только данной семьи, но и предшествующих поколений.

  Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования служит располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить как минимум три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

  • создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
  • создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования;
  • создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования в целях повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в недвижимость, акции, облигации и т.д.) — индивидуальное накопление.

    Выделяют две основные формы сбережений:

          - неорганизованные сбережения;

          - организованные сбережения.

        К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте.

       Ко второй — денежные средства населения, размешенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты. Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения.

   Основными составляющими финансовых активов населения являются:

• вклады и депозиты в  банках в рублях и валюте, в том  числе на пластиковых картах;

• наличные деньги на руках  у населения;

• вложения населения в  ценные бумаги;

• запасы средств населения  в наличной валюте;

• резерв страховых взносов  населения.

     В мире сбережения населения занимают около 80% в общем объеме инвестиционного капитала, а в России - всего около 20 %. Поэтому для оживлния российской экономики привлечение денежных средств населения является одной из первоочередных мер. В этой связи следует решить две проблемы:

                   - развитие новых форм сбережений физических лиц;

                    - защищенность сбережений населения.

    Следствием процесса трансформации сбережений населения в инвестиции является перераспределение платежеспособного спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы экономического развития. Образование сбережений приводит также к временному связыванию доходов населения, замедлению движения денег по каналам наличного оборота, препятствует росту цен, способствует сокращению инфляции. И наконец, личные накопления граждан являются предметом деятельности целого ряда финансовых и нефинансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала. 

    Являясь отложенным потреблением, текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов образуют инвестиционный потенциал государства, привлеченный капитал коммерческих банков - резерв роста экономики и развития банковской системы.

    Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики. По разным оценкам, вклады физических лиц в банках России на 1 января 2012 г. составили 9818 млрд. руб. Для сравнения: общий объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г. составит 4191,3 млрд. руб., или 13,2% ВВП. Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий.

Информация о работе Регулирование и прогнозирование доходов, потребления и сбережений в Российской Федерации