Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа
Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, начавшиеся в экономике России с 2002 г., не имеют сходства с теми, которые рассматриваются в традиционных экономических теориях. Поэтому необходимо искать новые подходы для системного анализа экономических механизмов в России при переходе к новой экономической системе.
1. Введение 3
2.1 Характеристика и сущность доходов. 5
2.2Государственное регулирование и прогнозирование доходов.
7 3.Потребление населения и его государственное регулирование. 14
4. Сбережение населения и их государственное регулирование. 17
5.Заключение. 21
6. Литература 23
Министерство
образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
«Тихоокеанский
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Контрольная работа
«Макроэкономическое
«Регулирование и
в Российской Федерации»
Содержание
1. Введение 3
2.1 Характеристика и сущность доходов. 5
2.2Государственное регулирование
и прогнозирование доходов.
7 3.Потребление населения и его государственное
регулирование.
4. Сбережение населения
и их государственное регулирование.
5.Заключение.
6. Литература
Введение
Любая экономика
нуждается в перераспределении денежных
средств от тех, кто их имеет, к тем, кто
в них нуждается. В развитых странах этот
процесс идет в рамках современной рыночной
экономики. Но процессы, начавшиеся в экономике
России с 2002 г., не имеют сходства с теми,
которые рассматриваются в традиционных
экономических теориях. Поэтому необходимо
искать новые подходы для системного анализа
экономических механизмов в России при
переходе к новой экономической системе.
При этом надо обратить внимание на тот
факт, что разработка мероприятий по модернизации
сложившихся экономических структур должна
вестись с учетом конкретных проблем.
Многие эксперты полагают,
что российская экономика обладает значительным
потенциалом. Так, на руках у населения
имеется большой объем денежных сбережений.
По данным Госкомстата только за 9 месяцев
2012 г. населением было куплено валюты на
169 трлн. рублей За этот период лишь
46 трлн. руб. было вложено в банковскую
систему. Несмотря на некоторый рост частных
банковских вложений, по-прежнему более
70 % сбережений населения приходится на
иностранную валюту, что не способствует
развитию отечественной экономики. Поэтому
необходима выработка программных мероприятий
на федеральном уровне по привлечению
"чулочных" сбережений в финансовую
систему, стимулирование роста инвестиций
как предпосылки дальнейшего экономического
роста в целом. При разработке комплексной
политики стимулирования сбережений необходимо
знать те факторы, которые оказывают определяющее
воздействие на по населения. К сожалению,
в российской экономической науке этот
вопрос проработан недостаточно глубоко.
Взаимосвязь основных задач
и элементов механизма регулирования
доходов населения позволило использовать
и последовательно реализовать системный
подход в процессе анализа предмета и
объекта исследования. С помощью данного
подхода была определена структура механизма
регулирования доходов населения, определены
его звенья, формы, методы и инструменты.
Системность исследования позволила провести
микро — и. макроэкономический анализ
формирования к регулирования доходов,
потребления и сбережений как фактора
роста благосостояния населения.
Цель контрольной работы:
1. Изучить теоретические
аспекты и проанализировать доходы, потребление
и сбережений населения России;
2. Дать оценку основным способам регулирования
и прогнозирования проблем уровня доходов,
потребление и сбережений населения.
1.1 Характеристика и сущность доходов.
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.
По видам доходы можно разделить на: денежные, натуральные, и совокупные.
Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.
Важное, значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов, независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения.
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную, покупательную способность номинальных доходов.
По данным статистики, реальные располагаемые доходы населения в 2011 году увеличились на 0,8 процента. Структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась.
Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого – либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуре состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйством из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.
С юридической точки зрения, доходы делятся: на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.
Личное распределение доходов и соответствующая ему их структура связаны со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Общий объем денежных доходов неравномерно распределяется по группам населения. За годы реформ степень неравномерности в распределении общего фонда личных доходов значительно выросла. Это проявляется в резко выросшем неравенстве населения по душевым денежным доходам.
Среди причин неравенства доходов обычно выделяют следующие:
-различия в способностях;
-образование и обучение;
-профессиональные вкусы и риск;
-владение собственностью;
-господство на рынке;
-удача, связи, несчастья и дискриминация.
2.2 Государственное регулирование и прогнозирование доходов
Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:
• размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
• покупательной способности национальной валюты;
• демографических тенденций;
• традиционно сложившихся
функций государственного регулирования,
административно-
• доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
• установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы и установление минимального размера оплаты труда (Федеральный закон от 19.06.2000 №82- ФЗ) ;
• утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
• индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
• эмиссию денег;
• контроль над инфляцией и валютным курсом;
• налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
• налоговые льготы малому предпринимательству;
• тарифно-квалификационные
справочники рабочих и
В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
Полученные доходы в условиях товарно-денежных отношений служит основным источником удовлетворения потребностей членов общества, и их рост является условием повышения жизненного уровня населения. Поэтому доходы - конечная цель действий каждого активного участника рыночной экономики, объективный и мощный стимул его повседневной деятельности. От распределительных отношений зависят во многом темпы экономического развития страны прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, от них также зависит уровень обеспечения доходами неработающих членов общества и решение других социально-экономических проблем. Поэтому исследование вопросов формирования и использования личных доходов населения, оценка степени удовлетворения основных потребностей имеет важное значение.
В рыночной экономике в распределении доходов и потреблении неизбежно неравенство, что ставит задачу его измерения, выявления факторов социальной стратификации и "удержания" в определенных пределах. Поэтому так необходим и актуален дифференцированный подход к анализу формирования и использования доходов населения вообще и различий по социальным группам, в частности.
Государство осуществляет
политику в области регулирования доходов
и потребления, опираясь на
Прогноз доходов населения является важнейшим условием и средством корректировки рыночных процессов и механизмов, возникающих в ходе осуществления экономических реформ. Доходы населения образуют наиболее сильную и непосредственную связь между экономической и социальной сферой, так как основная их масса сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов. В конечном счете, именно ради потребления, использования доходов труда люди создают хозяйственную систему и поддерживают ее функционирование. Сбалансированное благосостояние граждан и устойчивость социальной сферы начинают играть доминирующую роль при составлении долгосрочных прогнозов макроэкономического развития.
Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия — непременное условие выхода из кризиса — будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.
Государственное регулирование доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределения доходов.
Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества. Важнейшим налогом с физических лиц является подоходный налог (см. гл. 15).