Пути максимизации прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики и переходного к ней периода целевой функцией предприятия становится прибыль. Она - двигатель всех его действий, отражает их эффективность. Прибыль является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала. По своему содержанию прибыль весьма сложная категория, общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса [6, стр.169].

Оглавление

Введение
1. Максимизация прибыли на различных рынках конечной продукции
1.1 Рынок совершенной конкуренции
1.1.1 Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками
1.1.2 Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками
1.2 Максимизация прибыли на рынке чистой монополии
1.3 Максимизация прибыли на рынке монополистической конкуренции
1.4 Максимизация прибыли на рынке олигополии
2. Факторы производства и их влияние на прибыль
2.1 Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
2.2 Максимизация прибыли в долгосрочном периоде
2.3 Обратные кривые спроса на факторы
2.4 Максимизация прибыли и отдача от масштаба
3. Мотивирование управляющих
4. Социальная политика фирм и максимизация прибыли
5. Роль прибыли в рыночной экономике
6. Максимизация прибыли на практике
Заключение
Литература:

Файлы: 1 файл

Курсовая Прибыль.docx

— 198.71 Кб (Скачать)

В краткосрочном  периоде для фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции, условие максимизации прибыли будет  таким же, как и для фирмы  монополиста.

Для того чтобы величина прибыли была максимальной, фирме  необходимо производить такое количество продукции, при котором предельная выручка равна предельным издержкам: MR (Q) =MC (Q). В этом случае фирма может  извлечь сверхприбыль [2].

Положительная экономическая  прибыль, которую получают монопольно-конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать  вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров  данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Её кривая спроса сместится вниз, как показано на рис. 6. Кривая спроса D будет касаться кривой средних издержек фирмы.

Рис.6. Равновесие на рынке монополистической конкуренции  в долгосрочном периоде

Теперь максимизация прибыли достигается при объёме производства Q? LR, цене P?LR и нулевой  прибыли, так как цена равна средним  издержкам. При этом фирма ещё  будет обладать монопольной властью: кривая спроса по-прежнему наклонена  вниз, так как фирменная марка  товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция  свели её прибыль к нулю. Таким  образом, долгосрочное равновесие на рынке  с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в  том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной. При нулевой  экономической прибыли требуется, чтобы кривая спроса являлась касательной  к кривой средних издержек. Это  может произойти при выпуске, соответствующем LRACmin, только когда  кривая спроса является горизонтальной линией, как при совершенной конкуренции.

Увеличить свою прибыль  в условиях монополистической конкуренции  фирма может, прибегая к неценовым  факторам, таким как улучшение  качества своей продукции, сервисного обслуживания и активизации рекламы.

1.4 Максимизация прибыли на рынке олигополии

Основная проблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в необходимости  постоянного учета деятельности фирм-конкурентов. Теснейшая взаимозависимость  фирм на рынке предопределяет специфику  их поведения. В отличие от других рыночных структур, олигополист всегда учитывает, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят  от рыночной стратегии его конкурентов, которая в свою очередь определяется выбранными им решениями. В силу этого  фирма, действующая на рынке олигополии:

а) не может рассматривать  кривую спроса на свою продукцию как  заданную;

б) не имеет заданной кривой предельного дохода (также  как и спрос, MR меняется в зависимости  от поведения самой фирмы и  ее конкурентов);

в) не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной  конкуренции или при чистой монополии);

г) не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки  оптимума.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что наилучшим  вариантом увеличения прибыли для  олигополиста будет так называемое «неценовое привлечение» клиентов, то есть:

§ усиление дифференциации продукции;

§ рост качества обслуживания покупателей;

§ качество и технические  характеристики самого изделия;

§ условия кредита;

§ усовершенствование стиля и дизайна;

§ долговременность использования и срок гарантии;

§ реклама и стимулирование сбыта;

§ расширение номенклатуры продукции.

2. Факторы  производства и их влияние  на прибыль

Часто применяемый  фирмой производственный процесс занимает много временных периодов. Факторы  производства, вводимые в момент t, приносят целый поток услуг в более  поздние периоды. Например, возведенное  фирмой здание фабрики может прослужить 50 или 100 лет. В этом случае фактор производства, введенный в один момент времени, способствует производству выпуска в другие моменты времени в будущем. Рассмотрим более подробно, как связаны факторы производства и максимизация прибыли в следующих трёх разделах данной курсовой работы.

2.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

Рассмотрим задачу максимизации прибыли в краткосрочном  периоде, когда фактор 2 фиксирован на некотором уровне . Пусть f(x1, x2) -- производственная функция фирмы, p -- цена выпуска, а wи w-- цены двух факторов производства. Тогда задача нахождения максимума прибыли, стоящая перед фирмой, может быть записана в виде:

max pf(x1, )-- w1x-- w2

x1

Условие оптимального выбора фактора 1 определить нетрудно. Если -- выбор фактора 1, максимизирующий  прибыль, то произведение цены выпуска  на предельный продукт фактора 1 должно равняться цене фактора 1. В условных обозначениях

pMP1(,) = w1.

 

Другими словами, стоимость предельного продукта фактора должна равняться цене фактора. Чтобы понять суть этого правила, представьте, что будет, если фирма примет решение об использовании чуть большего количества фактора 1. Если добавить чуть-чуть этого фактора, x1, то вы будете производить больше на y = MP1x1, и этот прирост выпуска будет стоить pMP1x1. Но производство этого предельного выпуска обойдется в w1x1. Если стоимость предельного продукта превышает издержки на него, можно увеличить прибыль путем увеличения количества фактора 1. Если стоимость предельного продукта ниже издержек на него, прибыль можно увеличить путем уменьшения объема использования фактора 1. Если прибыль фирмы максимальна, она не должна возрастать при увеличении или уменьшении количества фактора 1. Это означает, что при максимизирующем прибыль выборе факторов и объемов выпуска стоимость предельного продукта pMP1(,)должна равняться цене фактора w1. Это условие можно вывести и графически. Взгляните на рис.7. Изображенная на нем кривая представляет производственную функцию при условии сохранения фактора 2 неизменным на уровне . Используя y для обозначения выпуска фирмы, получаем, что прибыль задается выражением

= py -- w1x-- w2.

Из этого выражения  можно получить y, выразив тем самым выпуск как функцию x1: +x1. Это уравнение описываетизопрофитные линии -- все комбинации применяемых факторов производства и выпуска, дающие постоянный уровень прибыли . По мере изменения мы получаем семейство параллельных прямых линий, наклон каждой из которых равенw1/p, а точка пересечения с вертикальной осью задана выражением (/p) + (w2/p), измеряющим сумму прибыли и постоянных издержек фирмы. Постоянные издержки постоянны, так что единственная величина, которая действительно изменяется при перемещении с одной изопрофитной линии на другую, есть уровень прибыли. Поэтому более высокие уровни прибыли связываются с теми изопрофитными линиями, точки пересечения которых с вертикальной осью лежат выше. Тогда задача максимизации прибыли сводится к нахождению точки кривой производственной функции, связываемой с самой высокой изопрофитной линией. Такая точка показана на рис.7. Как обычно, она характеризуется условием касания: наклон кривой производственной функции должен равняться наклону изопрофитной линии. Поскольку наклон производственной функции есть предельный продукт, а наклон изопрофитной линии есть w1/p, это условие может быть записано также в виде: MP=, что эквивалентно условию, выведенному нами выше.

Даже в краткосрочном  периоде фирма может иметь  дело с несколькими факторами  производства: трудом, капиталом, топливом и др. Общее правило оптимизации  использования любого i-ресурса таково: величина предельной доходности ресурса  должна быть равна предельным издержкам  использования его дополнительной единицы: MRPi=MRCi. Общее правило максимизации прибыли при использовании нескольких ресурсов записывается следующим образом:

2.2 Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

В длительном периоде  фирма вольна выбирать уровень использования  всех факторов производства. Поэтому  задачу максимизации прибыли в длительном периоде можно сформулировать как

 

max pf(x1, x2) -- w1x-- w2x2.

x1, x2

В основном это та же задача, что и описанная выше для короткого периода, но теперь могут изменяться количества обоих  факторов производства. Условие, описывающее  оптимальный выбор, остается по существу тем же, что и раньше, только теперь мы должны применять его к каждому фактору. Как мы видели ранее, независимо от уровня использования фактора 2 стоимость предельного продукта фактора 1 должна равняться цене этого фактора. Теперь такого же рода условие должно соблюдаться для выбора каждого фактора производства:

pMP1(, ) = w1.

pMP2(, ) = w2.

При оптимальном  выборе фирмой количества факторов 1 и 2 стоимость предельного продукта каждого фактора должна равняться  его цене. В точке оптимального выбора прибыль фирмы не может  быть увеличена путем изменения  уровня использования какого-либо из факторов. Доводы в пользу этого  те же, что и при обсуждении принятия решений о выпуске, максимизирующем  прибыль в коротком периоде. Если бы, например, стоимость предельного  продукта фактора 1 превысила цену фактора 1, использование чуть большего количества фактора 1 привело бы к увеличению выпуска на величину MP1, которая продавалась бы за pMPдолларов. Если стоимость этого выпуска превышает издержки на фактор, используемый для его производства, то расширение использования этого фактора явно окупится [1,стр.360].

2.3 Обратные кривые спроса на факторы

Кривые  спроса фирмы на факторы показывают взаимосвязь между ценой фактора и максимизирующим прибыль фирмы выбором этого фактора. Выше мы видели, как найти количества факторов, максимизирующие прибыль фирмы: при любых ценах (p, w1, w2A) мы просто находим такие значения спроса на факторы (, ), которые удовлетворяют условию равенства стоимости предельного продукта каждого фактора цене этого фактора.

Обратная  кривая спроса на фактор показывает ту же самую взаимосвязь, но с другой точки зрения, а именно: каковы должны быть цены фактора, чтобы предъявлялся спрос на некоторое заданное количество факторов. При заданном оптимальном выборе фактора 2 можно изобразить взаимосвязь между оптимальным выбором фактора 1 и его ценой на графике, подобном представленному на рис.8. Это просто график уравнения pMP1(x1D, ) = w1. Вследствие предпосылки об убывании предельного продукта эта кривая будет нисходящей. Для любого уровня xэта кривая показывает, какова должна быть цена фактора, чтобы побудить фирму предъявить спрос на данное количество x1E при сохранении постоянным использования фактора 2 в объеме [1, стр.361].

2.4 Максимизация прибыли и отдача от масштаба

Существует важная взаимосвязь между максимизацией  прибыли конкурентной фирмой и отдачей  от масштаба. Предположим, что фирма  выбрала максимизирующий прибыль  в длительном периоде выпуск

y* = f(, ), который она производит, используя количества факторов производства, равные (, ). Тогда прибыль фирмы задается выражением

 

p* = py* -- w-- w2.

Предположим, что  производственная функция этой фирмы  характеризуется постоянной отдачей  от масштаба и что в равновесии фирма имеет положительную прибыль. Рассмотрим, что произойдет, если фирма  удвоит объем использования ею фактора  производства. Согласно гипотезе постоянной отдачи от масштаба это удвоило бы объем выпуска фирмы. Что произошло  бы при этом с прибылью? Нетрудно увидеть, что прибыль фирмы также  удвоилась бы. Но это противоречит предположению о том, что исходный выбор фирмы максимизировал ее прибыль! Мы получили это противоречие, предположив, что исходный уровень прибыли  был положительным; если бы исходный уровень прибыли был нулевым, проблемы бы не возникло: дважды ноль -- по-прежнему ноль.

Эти рассуждения  показывают, что в длительном периоде  единственным разумным уровнем прибыли  конкурентной фирмы с постоянной отдачей от масштаба при всех уровнях  выпуска является нулевой уровень  прибыли. (Разумеется, если в длительном периоде фирма имеет отрицательную  прибыль, ей следует прекратить деятельность). Большинство людей находит это  заявление удивительным. Ведь смысл  деятельности фирм -- в максимизации прибыли, не правда ли? Как же может  случиться, что в длительном периоде  они получают лишь нулевую прибыль? Представьте себе, что бы могло  произойти с фирмой, которая попыталась бы бесконечно расширять свою деятельность. Она могла бы попасть в одну из следующих трех ситуаций:

1) Эта фирма могла бы стать настолько крупной, что ей уже не удавалось бы функционировать по-настоящему эффективно. Это равносильно утверждению о том, что на самом деле фирму не характеризует постоянная отдача от масштаба при всех объемах выпуска. С течением времени из-за проблем с координацией деятельности такая фирма могла бы вступить в область убывающей отдачи от масштаба;

2) Фирма могла бы укрупниться настолько, что стала бы полностью господствовать на рынке производимого ею продукта. В этом случае у нее нет причин вести себя так, как положено конкурентной фирме, а именно: считать цену выпуска заданной. Вместо этого такой фирме было бы разумнее попытаться использовать свои размеры для оказания влияния на рыночную цену. Модель конкурентной максимизации прибыли уже не являлась бы больше разумным способом поведения данной фирмы, поскольку у нее практически не было бы конкурентов. Мы обратимся к исследованию моделей поведения фирмы, более подходящих для подобной ситуации, когда будем изучать монополию;

3) Если одна фирма может получать положительную прибыль, пользуясь технологией с постоянной отдачей от масштаба, это может делать и любая другая фирма, имеющая доступ к той же самой технологии. Если одна фирма хочет расширять свой выпуск, так же могут поступить и другие фирмы. Но если все фирмы будут расширять выпуск, это, разумеется, собьет цену выпуска и понизит прибыли всех фирм отрасли [1, стр. 363].

3. Мотивирование  управляющих

Большинство крупных  корпораций не управляются своими владельцами. Они принадлежат многим акционерам, которые в принципе осуществляют контроль над фирмой через совет  директоров, членов которого они избирают. Совет директоров в свою очередь  назначает управляющих в надежде, что те будут руководить фирмой в  интересах основных владельцев. Но крупная корпорация обладает весьма сложной организационной структурой, что затрудняет избираемому на определённый срок совету директоров осуществлять постоянный контроль над деятельностью  управляющих. Какие же цели могут  преследовать эти самые управляющие  не могут быть «прямо вынуждаемы»  максимизировать состояние акционеров?

Информация о работе Пути максимизации прибыли