Производительные силы и производственные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

Каждому этапу развития общества соответствует определенный способ производства. Способ производства определяется как слагаемое производительных сил и производственных отношений. Рассмотрим структуру производительных сил. Основными элементами в структуре производительных сил во все исторические эпохи выступают "простые моменты процесса труда", а именно: "целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда". Основу всей системы производительных сил образует живое взаимодействие этих моментов в процессе самого производства.
Труд это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспособляет предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Оглавление

1.Производительные силы и производственные отношения

2.Полезность блага. Закон убывающей полезности

3.Налоги: понятие и классификация

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.62 Кб (Скачать)

Закон убывающей полезности был сформулирован немецким ученым Германом Госсеном (1810-1858). Этот закон  гласит, что по мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается.

Например, в случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его оценка полезности второго стакана меньше, третьего - еще меньше, а четвертый  стакан воды имеет для него очень  низкую полезность. Первый закон Госсена, более известный как закон  убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна  с точки зрения индивидуума, а  в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а  именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого  блага. В нашем примере это  полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит  его оценку полезности пресной воды.

Список  литературы

1.Булатов А.С. Экономика:  Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1994.

2.Долан Э., Линдсей  Д. Микроэкономика. Спб., 1994.

3.Пиндайк Р., Рубинфельд  Д. Микроэкономика, М., 1992.

4.Самуэльсон П.  Экономика. М., 1992.

Вопрос 3. Налоги: понятие и классификация

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано  с самыми первыми общественными  потребностями.

Налоговая система  возникла и развивается вместе с  государством. На ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников, и другие нужды. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.1. Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга - М., ИНФРА - М., 1999 г.

Налог -- это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства  финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения  в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение  этих функций при взимании налогов  различается в зависимости от вида налога.2. Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретические вопросы перехода к рынку. - М., Международные отношения, 1996 г. Ст. 142

Основными категориями  в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения  и налоговой ставки. Объектом налогообложенияназывается  имущество, на стоимость которого начисляется  налог. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

Классификацию налогов  можно проводить по разным признакам.

По способу изъятия  налоги подразделяются на прямые и  косвенные. Прямые налоги взимаются  с непосредственного владельца  объекта налогообложения. Среди  этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут  также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог  на имущество.

Косвенные налоги, в  отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом  товара, а продавцы играют роль агентов  по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются  отдельной строкой в счете  на товар или на его ценнике. К  таким налогам относятся налог  на добавленную стоимость (НДС), налог  с продаж, акцизы.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных  налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный  налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный  налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.3. Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретичесике вопросы перехода к рынку. - М., Международные отношения, 1996 г. с.276

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому  налогу. Однако существует особый порядок  комплексных налоговых льгот, устанавливаемых  государством, которые могут оказывать  существенное влияние на процесс  воспроизводства. Такими льготами являютсяускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.4. Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. - М., ИНФРА - М, 1997 г.

Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий  и др.

Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; налог на имущество физических лиц; регистрационные курортные сборы  и др.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные  нормы имеют определенные специфические  признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту  совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или  даже подотраслью -- «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции государства, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые  отношения. Совокупность указанных  нормативных актов образует налоговое  законодательство.

Список  литературы

1. Иохин В.Я., Экономическая  теория: введение в рынок и  микроэкономический анализ: Учеб. - М., ИНФРА - М, 1997 г.

2. Казаков А.П., Минаева  Н.В.. Экономика: (Микро-, макро- и прикладная  экономика). Учеб. Курс по основам  эконом. Теории и предпринимательству  по программе 60-120 ч. -М.: Техпрогресс  и повыш. Квалификации в авиац.  Пром., 1998 г.

3. Курс экономики:  Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга  - М., ИНФРА - М., 1999 г.

4. Основы экономической  теории: учеб. Пособие/ под ред.  Проф. В.Д.Каменева. - М., Издательство  МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999 г.

5. Рузавин Г.И. Основы  рыночной экономики: Учебник - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.

6. Шишкин А.Ф., Экономическая  теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 - 2-е издание  - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.

7. Экономика: Учеб. / под ред. А.С.Булатова. - М., «БЕК», 2000 г.

Информация о работе Производительные силы и производственные отношения