Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 07:35, реферат
Распад Советского Союза повлёк за собой крушение устоявшихся социальных, производственных, экономических и других систем, соединяющих страну в одно целое. Разразившийся экономический кризис грозил нашей стране крупными потерями как денежных, так и природных ресурсов. Страна не могла содержать многие предприятия за свой счёт, и они могли просто потерять свою работоспособность.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ,ПРИНЦИПЫ,ЦЕЛИ,МЕТОДЫ, МОДЕЛИ И СРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
4ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
5ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Однако, как показала практика Казахстана, применение холдинговых акционерных обществ не решает всех проблем приватизации.
Политика разгосударствления и приватизации собственности в переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения государственной собственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития, и достижение экономического роста;
- привлечение
иностранных инвестиций в
- сокращение
государственного долга за
- создание конкурентной рыночной среды.
Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40% государственной собственности. Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.
В Республике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности:
а) сдача имущества государственного предприятия в аренду;
б) выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;
в) передача объектов государственной собственности в концессию;
г) преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;
д) выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива;
е) продажа имущества
государственного предприятия юридическим
лицам, имущество которых не является
государственной
С другой стороны, близкой к принятой в Республике Казахстан моделью, является российская, которая также предусматривала бесплатную выдачу приватизационных чеков - ваучеров.
Однако, владелец
казахстанского инвесткупона не имел
права непосредственно
- аккумулировать более 5% инвесткупонов населения Республики Казахстан;
- на одном аукционе приобретать более 10% акций предприятия;
- вкладывать более 5 % собранных инвесткупонов в один приватизируемый объект.
Разгосударствление и приватизация собственности в Казахстане резко изменили структуру собственности. Сформировался класс частных собственников.[9
2.3 Результаты разгосударствления и приватизации.
Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику - основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.
На первом этапе разгосударствления и приватизации - 1991 - 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта - 35,8 .
На втором этапе - 1993 - 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.
К концу третьего, завершающего этапа приватизации - 1996 - 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых - 81709, средних - 5344 и крупных 1814 предприятий.
Доля государственной
собственности в общем
В сельском хозяйстве
создано 9107 частных предприятий, в
том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных
предприятий. Из общего числа 9469 предприятий
сельского хозяйства
Только за три года с 1997 - 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 - 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.
По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.
Всё это обусловлено
тем, что одни новые собственники
предприятий в условиях экономического
спада производства столкнулись
с недостатком финансовых средств
для оживления предприятий, другие
- столкнулись с собственной
Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов - это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.
Негативные последствия разгосударствления и приватизации учёные - аналитики Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.
При этом выделяются три этапа.
Первый этап
охватывает 199 - 1992 гг., который характеризуется
резким спадом производства, нарастанием
гиперинфляции, её темы к 1993 году составили
3060%, попытками отдельных
Данный этап в последствии назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 - декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.
На втором этапе
(1993-1995 гг.) в процессе приватизации
мелких и средних предприятий
стало ощущаться
В ходе третьего
этапа (1996-1998 гг.) были определены основные
принципы и механизм вывода предприятий
и экономики в целом из кризиса,
её стабилизации и подъёма. А в
результате завершения приватизации крупных
и крупнейших предприятий их структурной
перестройки повысилась их приспособляемость
к рыночным отношениям, повысилась
эффективность производства, была достигнута
макроэкономическая стабилизация. Уровень
инфляции снижен до 28,9 5, объём производства
промышленной продукции в 1997 году по
сравнению с 1996 годом возрос на 4%
и составил 104,0 %. Таким образом, в
Республике Казахстан сложились
благоприятные условия для
Для продолжения
поступательного движения экономики
и реализации последующих реформ
правительству поручено разработать
десятилетний стратегический План социально-экономического
развития до 200 года и Программу индустриально-
Правовые аспекты.
Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.
В процессе приватизации
Казахстан использует помощь иностранных
экспертов и консультантов
Завершение приватизации:
В своей работе
наш президент Н.А.Назарбаев
«Приватизация
предприятий в основном завершена.
Теперь необходима ее окончательная
«доводка», прежде всего в аграрном
комплексе и социальной сфере
и четкая регламентация процесса
обращения акций. Государственные
же пакеты акций на предприятиях стратегического
характера будут разумно
Глава 3 Опыт зарубежных стран.
Для примера я решил взять опыт стран Восточной Европы, так называемых «постсоциалистических» стран. Их опыт ближе России, так как в них приватизация не всегда проходила гладко и по плану, как во многих странах Западной Европы.
Опыт ваучерной приватизации.
Приватиза-ция
в постсоциалистических странах
не была равномерным посту-пательным
процессом смены титула собственности
предприятий с государственного
на частный или смешанный. Формирование
структуры экономики, по критерию форм
собственности отвечаю-щей
Единственным
примером быстрой и успешной ваучерной
при-ватизации в Восточной
Информация о работе Проблемы разгосударствления и приватизация