Проблемы и перспективы развития предпринимательства в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение наиболее острых проблем развития отечественного предпринимательства, выявление перспективных направлений предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и основные черты предпринимательской деятельности;
определить принципы ведения коммерческой деятельности предприятия;

Оглавление

Введение.
Теоретико-правовые основы предпринимательства в РФ
Сущность и основные черты предпринимательской деятельности в России
Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия
Государственная поддержка малого предпринимательства
Анализ возможностей развития предпринимательства и оценка факторов, препятствующих развитию
Оценка перспектив развития бизнеса в России
Анализ факторов, препятствующих развитию российского бизнеса
Определение основных направлений для создания благоприятной предпринимательской среды
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.01 Кб (Скачать)

Защита предпринимателей и бизнеса также осуществляется и политическими способами.

    1. Преодоление сложившегося негативного отношения  к предпринимателям, которое долгие годы формировалось командно-административной системой, а также было связано с некоторыми особенностями проявления предпринимательской деятельности – коррупцией, недобросовестной приватизацией и т.п. Этого можно добиться с помощью средств массовой информации, путем проведения различных дискуссий о направлениях и формах осуществления предпринимательства, организации конкурса среди молодых бизнесменов, конкурсы на лучшие проекты и т.д.
    2. Защита своих прав и интересов с помощью депутатов различных уровней представительных органов власти, выдвигая нужных им кандидатов в депутаты, программы которых содержат положения о развитии и защите предпринимательства; путем финансовой поддержке тех политических партий и движений, которые откликаются на нужды предпринимателей.
    3. Создание своих политических организаций, объединений и движений, выражающих интересы предпринимателей. Во многих субъектах РФ существуют союзы, советы и другие общественные объединения и организации предпринимателей, которые оказывают бизнесменам практическую помощь в конфликтных и потенциально опасных ситуациях, осуществляют различные виды юридических услуг.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что развитие предпринимательства в России – это уже необратимый процесс, способный вывести страну из глубокого экономического кризиса. И именно развитие предпринимательство (в частности малого) является перспективой будущего для экономики. В настоящий момент главной задачей государства (не только экономистов, но и политиков) является создание наиболее благоприятной среды для развития бизнеса, помощь начинающим предпринимателям.

В следующей главе проанализированы проблемы развития, некоторые пути их решения.

 

Анализ возможностей развития предпринимательства и оценка факторов, препятствующих развитию

 

      1.  Оценка перспектив развития бизнеса в России

 

Доминирование в экономической  политике интересов олигархий и монополий, определяющееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и новаторской сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темпы экономического роста. Следовательно, теория, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала страны начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета государства в мире.

В структуре малого предпринимательства  преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту  и услугам. В течение последних  пяти-шести лет отраслевая структура  малых предприятий остается без  существенных изменений.

В развитии бизнеса большую  роль играет конкуренция. От конкурентоспособности  того или иного предприятия зависит  не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и  т.д. Выделяют несколько основных факторов конкурентоспособности: открытость и  прозрачность экономики; политика и  роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительность труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства.

Развитие предпринимательства  в значительной мере зависит от масштабов  его финансовой поддержки со стороны  государства. Рост числа новых малых  предприятий, увеличение объемов выпуска  продукции, продаж и оказание услуг  действующими малыми предприятиями  и индивидуальными предпринимателями  без образования юридического лица зависят от нескольких условий:

    1. Формирование благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходимо существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей. В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы.
    2. Необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки ,прежде всего для начинающих предпринимателей.
    3. Необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях,  как:

- создание системы гарантий, что позволит коммерческим банкам  активнее включаться в процесс  кредитования начинающих и закрепившихся  предпринимателей;

- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное использование   возможностей финансового лизинга  и франчайзинга как гибких  финансовых технологий.

    1. Налаживание межведомственной  координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. Важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, отвечающих за формирование поддержки и контроль по реализации федеральных программ.
    2. Активизация потребительского спроса. Одно из важных условий. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Для оценки возможностей повышения  темпов развития малого предпринимательства  и влияния этого процесса на экономическую  динамику в РФ предусматриваются  показатели, сочетающие основные экономические, социальные, демографические институциональные  факторы.

Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие и экспортоориентированные  отрасли, а на перерабатывающий сектор уже почти ничего не остается. В  итоге большинство отечественных  производителей не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Импорт продукции продолжает расти.

Для стабильной работы малых  и средних предприятий важно, чтобы государство обеспечило условия  для создания оперативно действующей  справочно-информационной системы  о положении дел в России и  других странах. Для эффективной  работы малые предприятия должны знать ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции и т.п., что  в данное время в нашей стране затруднено.

 

      1. Анализ факторов, препятствующих развитию российского бизнеса.

 

Ассоциация менеджеров России и журнал «Деньги» представляют результаты исследования «Что препятствует развитию российского бизнеса?». Итоги этого исследования представлены в диаграмме.

Что мешает развитию бизнеса вРоссии?

Как в последнем квартале 2010 г., так и на протяжении всего  прошлого года в лидерах оказались  два фактора, прямо связанные  с деструктивным влиянием на бизнес государства: коррупция и административные барьеры.

Фактор «коррупция» остался  лидером – 69,57%. По количеству первых мест в ответах респондентов он также  продолжил лидировать, заняв первое место с результатом  30,43%. Это  препятствие признавалось основным представителями бизнеса весь 2010 год. Уровень его значимости также рос весь год. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что государство не принимает эффективных мер для снижения уровня коррупции, да, наверное, и не может быть никакого снижения, пока она составляет основу функционирования всей российской экономики от самого низа до самого верха.  

На втором месте в рейтинге препятствий остался фактор «административные  барьеры» - 60,43%. Отметим, что это препятствие  тесно связано с первым (коррупцией), так что снижения его значимости ожидать едва ли следовало.

Самая интересная ситуация – с замыкающим первую тройку фактором «нехватка квалифицированных кадров», чей результат в четвертом  квартале составил 53,91%. Это первый по значимости внутренний фактор, сдерживающий развитие бизнеса.

Фактор «налогообложение»  сохранил свою четвертую позицию – 51,74%.

Значимость фактора «неразвитость  судебной системы» в последнем квартале прошлого года несколько увеличилась до 46,52%. Рост в целом за год значимости этого фактора – лишнее подтверждение необходимости полноценной судебной системы для эффективной деятельности бизнеса.

Фактор «неразвитость  и изношенность инфраструктуры» - результат 40,43%. Состояние инфраструктуры в  стране по-прежнему неблестящее, причем оно значительно меняется в зависимости  и от удаленности от центральной  части России, и от размера населенного  пункта. Все это сужает поле деятельности бизнеса и приводит к росту  издержек.

Фактор «общая политическая и экономическая нестабильность» - 38,26%.

Фактор «изношенность  основных фондов предприятий» - 35,22%.

Фактор «недостаток инвестиционных ресурсов», его результат – 33,04%.

Исходя из этого исследования, можно сделать вывод, что первоочередной задачей государства является борьба с коррупцией. При удачном разрешении этой проблемы, следом исчезнет такая  проблема как административные барьеры. А после ликвидации этих проблем, можно спокойно взяться за другие.

 

      1.  Определение основных направлений для создания благоприятной предпринимательской среды.

 

Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни.

1. Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства  путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

2. Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.

При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много:

- каждый из каналов  действует самостоятельно, и они в совокупности представляют единую,  скоординированную систему.

- имеются большие сложности, как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

3. Составной частью политики  протекционизма является налоговая  система.  Налоги отражают суть  отношения государства и предпринимателя.  Несовершенство налоговой системы  становится все более очевидным.  Она должна быть подчинена  развитию производства. Необходимо  дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от района.

С экономической точки  зрения в науке выделяют четыре группы регионов: регионы с достаточно высоким  уровнем социально-экономического развития; депрессивные регионы; регионы  с преобладающей добычей и  переработкой первичных природных  ресурсов; регионы аграрного типа8. Очевидно, для регионов  первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследуя конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.

Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства  следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов  по налогообложению. Их частая смена  вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с  перспективой, нарушает планы. Поэтому  следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия  порядок налогообложения не может  быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.

4.Следующая проблема, с  которой сталкиваются предприниматели,  это произвол чиновников. С ней  сталкивается предприниматель с  самого начала деятельности. С момента регистрации. В настоящее время процесс регистрации  малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных бумаг и значительных трат. Еще до начала работы предприятия, получения прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы денег: внести часть уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики и др.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательства в экономической системе