Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:57, курсовая работа
Целью данной работы является определение наиболее острых проблем развития отечественного предпринимательства, выявление перспективных направлений предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и основные черты предпринимательской деятельности;
определить принципы ведения коммерческой деятельности предприятия;
Введение.
Теоретико-правовые основы предпринимательства в РФ
Сущность и основные черты предпринимательской деятельности в России
Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия
Государственная поддержка малого предпринимательства
Анализ возможностей развития предпринимательства и оценка факторов, препятствующих развитию
Оценка перспектив развития бизнеса в России
Анализ факторов, препятствующих развитию российского бизнеса
Определение основных направлений для создания благоприятной предпринимательской среды
Заключение
Список использованной литературы
В России существует несколько форм хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.
Коммерческая организация – это организация, основной целью которой является извлечение прибыли. Существует несколько видов: хозяйственные товарищества и общества, товарищества, полное хозяйственное товарищество, товарищество на вере, хозяйственные общества, общества с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие, казенное предприятие.
Некоммерческая организация – извлечение прибыли не является основной целью. К ним относятся: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, объединение юридических лиц.
Существует огромное количество коммерческих предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в различных областях экономики: производство, сельское хозяйство, строительство, предприятия платных медицинских услуг, оптовая и розничная торговля, кредитование, финансы, страхование и т.д.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижения осуществляется чрез определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:
- увеличение объема продаж;
- достижение более высоких темпов роста;
- увеличение доли рынка;
- увеличение прибыли по
отношению к вложенному
- увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
- увеличение рыночной
стоимости акций (если это
- изменение структуры капитала.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, часто не столько ради достижения определения уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизация прибыли. Эти два понятия неразрывно связанны между собой. Будучи ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков. Предприниматель вынужден изучать риск, возникающий при производстве, закупке, продажи продукции и при всех других видах деятельности. Элементами риска являются непредсказуемость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения потребителя. Анализ риска прежде всего связан с изучением потерь. Потери бывают нескольких видов:
Следовательно, осваивая предпринимательство,
приходится иметь дело с неопределенностью
и повышенным риском. Задача подлинного
предпринимателя уметь
Для организации бизнеса приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, который расходуется на регистрацию предприятия, покупку здания или права на аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов и лицензий. Текущие же расходы включают покупку сырья и материалов, арендная плата, зарплата, отчисления в социальные фонды и т.д.
Источники покрытия стартового
капитала и пополнения средств могут
быть как собственные
К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, уставный фонд, амортизационный фонд и т.д.
К заемным источникам относят кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.
Следует помнить, что чем больше используется различных источников финансирования, тем больше проблем испытывает предприятие в своем росте.
Для развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов РФ. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по развитию малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов4. Малый бизнес по своей сути регионален: малые предпринимательские структуры действуют на локальных рынках, ориентированных на местных потребителей, изыскивают потребительские ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, служат решению социально-экономических проблем именно данного региона. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса направлена на достижение как политической цели, связанной с формированием среднего класса собственников, так и экономической, путем насыщения потребительского рынка, а также социальной – посредством создания новых рабочих мест. В этой связи в субъектах РФ создаются структуры государственной поддержки и развития малого предпринимательства (комитеты) и государственные фонды поддержки малого предпринимательства. Можно отметить, что в 37 субъектах РФ приняты нормативные правовые акты о поддержке малого предпринимательства, а более чем в 70 субъектах РФ организованы фонды поддержки малого предпринимательства. В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка малого предпринимательства в субъектах РФ осуществляется и в форме разработки региональных программ, заказчиками которых выступают администрации субъектов РФ.
В этой связи следовало бы осуществить систематизацию законодательства о предпринимательской деятельности в субъектах РФ, выявить наметившиеся тенденции в регулировании данных отношений, использовать международный опыт поддержки предпринимателей и организации предпринимательской деятельности. Все больше возрастает необходимость в создании единого общественного центра, единой информационной сети, максимально открытой и доступной. К сожалению, выработанные ограниченные формы предпринимательской деятельности в субъектах РФ не способствуют дальнейшему ее развитию, сковывают инициативу предпринимателей.
В значительной степени условия для развития предпринимательства определяются в ст.8 Конституции РФ, где установлено, что в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности5. Эти положения подкреплены ст.74 Конституции РФ, где указывается, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств6. К сожалению, именно на этом направлении часто осуществляется «удушение» предпринимательства. Во многих субъектах РФ принимаются политические решения, которые противоречат Конституции РФ, в частности речь идет о запрещении вывоза тех или иных товаров, особенно сельскохозяйственной продукции, кроме того, различные препятствия возникают и при перемещении финансовых средств.
Необходимым условием развития
предпринимательской
Немаловажное значение для
становления и развития предпринимательской
деятельности имеет то, что предприниматели
обладают возможностями эффективно
защищать свои законные устремления, под
которыми понимаются признанные и закрепленные
в законодательстве права и интересы,
обеспечивающие удовлетворение разнообразных
потребностей человека в процессе осуществления
предпринимательской
В условиях становления гражданского общества все большее значение приобретает судебный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей. В ст. 5 ФЗ РФ об арбитражных судах в РФ определяется, что одной из основных задач арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организации и граждан в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности. За нарушение налогового, финансового, административного, экологического, земельного и другого законодательства к предпринимателям могут применяться меры административного взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения лицензии и др.
В последнее время
Также уже было правильно замечено в необходимости разработки комплексного нормативного правового акта «О защите прав предпринимателей», в первую очередь защиты от неблагоприятного государственного воздействия.
Вместе с тем нормы
ст. 10 ГК РФ требуют от граждан и
юридических лиц разумно и
добросовестно осуществлять свои гражданские
права, а также запрещают
Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательства в экономической системе