Проблемы акционирования государственных предприятий и объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:19, реферат

Краткое описание

В настоящее время в сфере экономической реформы сложилась парадоксальная ситуация, когда ее содержание практически подменяется программами приватизации и изменениями форм собственности. При этом меняется, как правило, только титул собственности, механизм же реализации прав собственника и условия хозяйствования для предприятий различных организационно-правовых форм не претерпевают сколь-либо существенных корректировок и более того являются одинаковыми для всех предприятий независимо от форм собственности.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ АКЦИОНИРОВАНИЯ.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Однако действующий  порядок распределения акций  не способствует решению ключевой проблемы российской экономики - проблемы инвестиций. В этой связи было бы целесообразным, при акционировании предприятии, предусматривать возможность продажи части акций предпринимательским структурам на инвестиционных торгах, а также населению, а вырученные от продажи акций средства направлять на реализацию программ развития, реконструкции и конверсии производства.

При этом часть выручки можно было бы оставлять на цели развития данного предприятия, а часть использовать целевым образом для реализации государственных инвестиционных программ.

Следовало бы также  предусмотреть возможность преобразования государственных предприятий в акционерные общества закрытого типа. Отличия акционерных обществ закрытого типа от открытых состоят в том, что, во-первых, акции реализуются по закрытой подписке (среди членов трудового коллектива, участников инвестиционных торгов), во-вторых, владельцы акций не могут отчуждать свои акции без согласия общества, что позволяет контролировать процесс смены собственников и предотвращать нежелательную для предприятий структурообразующих отраслей концентрацию крупных пакетов акций в одних руках. Последнее обстоятельство важно учитывать при акционировании предприятий оборонных отраслей промышленности, особенно в том случае, когда государству принадлежит не абсолютный (51%), а относительный (менее 50%) контрольный пакет акций.

Анализ законодательства, регулирующего процессы преобразования государственных предприятий в акционерные общества, включая создание холдинговых компаний, а также приватизацию имущества государственных предприятий, сданного в аренду, свидетельствует о неотработанности правовой базы приватизации, нестыковке законодательных и подзаконных актов.

Одним из наиболее крупных  недостатков действующего законодательства является отсутствие закона об акционерных  обществах, фактически единственным нормативным  актом в этой сфере является типовой  устав акционерного общества открытого типа.

Как показывает анализ зарубежного опыта, функционирование акционерных обществ требует  создания развитой законодательной  базы, которая могла бы резко сузить возможности злоупотреблений и  коррупции, вполне допускаемые недостатками законодательства Российской Федерации, защитить права акционеров, в том числе и государства.

При акционировании крупных  предприятий, контрольные пакеты акций  которых сохраняются в государственном  собственности, целесообразно предусмотреть  создание крупных производственных и промышленно-финансовых групп, состоящих из холдинговых и дочерних компаний самого разного типа: вертикальные, горизонтальные, диверсифицированные. Такие крупные структуры могли бы создаваться не только на добровольной основе, с согласия трудовых коллективов дочерних предприятий, но и по решению органов государственного управления без согласования с трудовыми коллективами, если предприятия связаны тесными технологическими и кооперационными отношениями.

Во Временном положении  о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (п.4.1) предусмотрено их создание путем выделения из состава крупных предприятий, подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий. Причем эти предприятия и выделяемые подразделения согласно п. 4.7 преобразуются в акционерные общества в порядке, закрепленном "Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", где зафиксировано (п. 10, разд. 1),что акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Вместе с тем во Временном положении о холдинговых компаниях (п. 2.6) определено, что создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших объединений предприятий.

В условиях, когда  до 1992 г. значительная часть крупных  предприятий имела организационную  форму производственного объединения (включающего в свой состав как  производственные единицы, так и юридически самостоятельные предприятия), за аппаратом управления которого закреплялись широкие права и обязанности по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности структурных единиц (заключение договоров, материально-техническое снабжение и т.д.). Пункт 2.6 Временного положения о холдинговых компаниях следует скорректировать с учетом реалий хозяйственной практики.

Необходимо четко  установить для холдинговых компаний пределы правопреемственности, так  как холдинги как материнские компании обязаны отвечать по обязательствам, долгам и убыткам дочерних акционерных обществ в пределах своей доли в уставном капитале.

Необходимо отметить, что в случае продолжения акционирования всех предприятий по заданным моделям  приватизации создание холдинговых систем по инициативе государственных органов управления станет невозможным. Дело в том, что государственные пакеты акций предприятий окажутся распроданными на аукционах и исчезнет имущественная база, тот государственный капитал, который позволяет проводить структурную политику в промышленности.

Крупные производственные системы на холдинговой основе формируются  путем передачи принадлежащих государству  контрольных пакетов акций акционируемых  предприятий в уставный капитал  холдинга. Во Временном положении о холдинговых компаниях совершенно справедливо отмечается, что холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Это же положение предписывает при акционировании предприятий создавать холдинговые компании только в форме акционерных обществ открытого типа, что ограничивает возможности использования других организационно-правовых форм.

Холдинговые компании могут образовываться и в форме акционерных обществ закрытого типа, контрольный пакет акций которых принадлежит государству; в форме государственных компаний, весь пакет акций которых принадлежит государству. Холдинги могут создаваться и как государственные организации без выпуска акций.

Дифференцированный  подход следует использовать и при  решении вопроса о функциях холдинговых  компаний и степени жесткости  управления дочерними предприятиями. В зависимости от специфики создаваемых  крупных производственных структур, холдинговые компании могут осуществлять только инвестиционную деятельность, сочетать инвестиционную деятельность с производственной, коммерческой, внешнеэкономической и другими видами деятельности.

Функции холдинга по управлению дочерними предприятиями  могут быть разнообразными, от мягких до весьма жестких. Холдинги могут централизовать функции снабжения, сбыта, осуществления внешнеэкономических связей, исследований, разработок, маркетинга, назначения должностных лиц администрации дочерних предприятий, координации деятельности дочерних предприятий, определения их производственной программы, программ развития и т.д.

Одним из важнейших  требований к созданию холдинговых  компаний является обеспечение стабильности их производственных структур. Данное условие приходит в противоречие с требованием создания холдингов только в форме открытых акционерных обществ, заложенном во Временном положении о холдинговых компаниях.

В условиях неотработанности механизма организации аукционов  и грубых нарушений регламента при  их проведении государство может потерять контроль над структурообразующими и оборонными предприятиями, определением профиля их деятельности. Требование закрытости предполагает только сохранение контроля за продажей государственных пакетов акций сторонним акционерам и представляется совершенно оправданным как в отношении организационно-правовой формы холдинга, так и в отношении его дочерних предприятий и холдинговых компаний.

В данной связи представляется необходимой корректировка данного  положения по отношению ко всем предприятиям, входящим в холдинговые компании. В противном случае холдинги не смогут сохранить устойчивость конфигурации своих производственных систем.

Вопросы создания и  деятельности предприятий и их объединений  во всех формах собственности регулируются в настоящее время Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Многие положения этого закона требуют корректировки и ощущается острая практическая потребность в специальных нормативных актах, регулирующих организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 

Информация о работе Проблемы акционирования государственных предприятий и объединений