Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:19, реферат
В настоящее время в сфере экономической реформы сложилась парадоксальная ситуация, когда ее содержание практически подменяется программами приватизации и изменениями форм собственности. При этом меняется, как правило, только титул собственности, механизм же реализации прав собственника и условия хозяйствования для предприятий различных организационно-правовых форм не претерпевают сколь-либо существенных корректировок и более того являются одинаковыми для всех предприятий независимо от форм собственности.
Однако действующий порядок распределения акций не способствует решению ключевой проблемы российской экономики - проблемы инвестиций. В этой связи было бы целесообразным, при акционировании предприятии, предусматривать возможность продажи части акций предпринимательским структурам на инвестиционных торгах, а также населению, а вырученные от продажи акций средства направлять на реализацию программ развития, реконструкции и конверсии производства.
При этом часть выручки можно было бы оставлять на цели развития данного предприятия, а часть использовать целевым образом для реализации государственных инвестиционных программ.
Следовало бы также
предусмотреть возможность
Анализ законодательства, регулирующего процессы преобразования государственных предприятий в акционерные общества, включая создание холдинговых компаний, а также приватизацию имущества государственных предприятий, сданного в аренду, свидетельствует о неотработанности правовой базы приватизации, нестыковке законодательных и подзаконных актов.
Одним из наиболее крупных недостатков действующего законодательства является отсутствие закона об акционерных обществах, фактически единственным нормативным актом в этой сфере является типовой устав акционерного общества открытого типа.
Как показывает анализ зарубежного опыта, функционирование акционерных обществ требует создания развитой законодательной базы, которая могла бы резко сузить возможности злоупотреблений и коррупции, вполне допускаемые недостатками законодательства Российской Федерации, защитить права акционеров, в том числе и государства.
При акционировании крупных
предприятий, контрольные пакеты акций
которых сохраняются в
Во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (п.4.1) предусмотрено их создание путем выделения из состава крупных предприятий, подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий. Причем эти предприятия и выделяемые подразделения согласно п. 4.7 преобразуются в акционерные общества в порядке, закрепленном "Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", где зафиксировано (п. 10, разд. 1),что акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Вместе с тем во Временном положении о холдинговых компаниях (п. 2.6) определено, что создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших объединений предприятий.
В условиях, когда
до 1992 г. значительная часть крупных
предприятий имела
Необходимо четко установить для холдинговых компаний пределы правопреемственности, так как холдинги как материнские компании обязаны отвечать по обязательствам, долгам и убыткам дочерних акционерных обществ в пределах своей доли в уставном капитале.
Необходимо отметить, что в случае продолжения акционирования всех предприятий по заданным моделям приватизации создание холдинговых систем по инициативе государственных органов управления станет невозможным. Дело в том, что государственные пакеты акций предприятий окажутся распроданными на аукционах и исчезнет имущественная база, тот государственный капитал, который позволяет проводить структурную политику в промышленности.
Крупные производственные
системы на холдинговой основе формируются
путем передачи принадлежащих государству
контрольных пакетов акций
Холдинговые компании могут образовываться и в форме акционерных обществ закрытого типа, контрольный пакет акций которых принадлежит государству; в форме государственных компаний, весь пакет акций которых принадлежит государству. Холдинги могут создаваться и как государственные организации без выпуска акций.
Дифференцированный подход следует использовать и при решении вопроса о функциях холдинговых компаний и степени жесткости управления дочерними предприятиями. В зависимости от специфики создаваемых крупных производственных структур, холдинговые компании могут осуществлять только инвестиционную деятельность, сочетать инвестиционную деятельность с производственной, коммерческой, внешнеэкономической и другими видами деятельности.
Функции холдинга по управлению дочерними предприятиями могут быть разнообразными, от мягких до весьма жестких. Холдинги могут централизовать функции снабжения, сбыта, осуществления внешнеэкономических связей, исследований, разработок, маркетинга, назначения должностных лиц администрации дочерних предприятий, координации деятельности дочерних предприятий, определения их производственной программы, программ развития и т.д.
Одним из важнейших требований к созданию холдинговых компаний является обеспечение стабильности их производственных структур. Данное условие приходит в противоречие с требованием создания холдингов только в форме открытых акционерных обществ, заложенном во Временном положении о холдинговых компаниях.
В условиях неотработанности
механизма организации
В данной связи представляется
необходимой корректировка
Вопросы создания и деятельности предприятий и их объединений во всех формах собственности регулируются в настоящее время Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Многие положения этого закона требуют корректировки и ощущается острая практическая потребность в специальных нормативных актах, регулирующих организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Информация о работе Проблемы акционирования государственных предприятий и объединений