Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 12:35, курсовая работа
Поэтому целью нашего исследования является анализ проблемы социально-экономического неравенства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные подходы к определению социального неравенства.
Проанализировать основные показатели, характеризующие уровень социального неравенства (на примере Нижегородской области).
Таблица 242.
Показатели уровня жизни населения области за 9 месяцев 2008-2010 гг.
Показатели | 9 мес. 2008г. | 9 мес. 2009г. | 9 мес. 2010 г |
1. Величина прожиточного минимума: | |||
в среднем на душу населения | 4555 | 5043 | 5382 |
темп роста (%) | 125,6 | 110,7 | 106,7 |
для трудоспособных | 4922 | 5424 | 5809 |
темп роста (%) | 125,2 | 110,2 | 107,1 |
для пенсионеров | 3650 | 4131 | 4357 |
темп роста (%) | 126,1 | 113,2 | 105,5 |
2. Среднедушевые доходы в месяц | 12519,9 | 13504,9 | 15141,5 |
темп роста (%) | 129,7 | 107,9 | 112,1 |
3. Реальные денежные доходы, (в % к соответствующему периоду предыдущего года) | 108,4 | 95,2 | 105,2 |
4. Среднемесячная заработная плата по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства | 14231,9 | 15395,1 | 17400,4 |
темп роста (%) | 131,7 | 108,2 | 113,0 |
5. Средний размер начисленной пенсии (по состоянию на 01.09) | 4435,68 | 5284,37 | 7498,1 |
темп роста (%) | 145,1 | 119,1 | 141,9 |
6. Сводный индекс цен (в % к соответствующему периоду предыдущего года) | 118,8 | 112,6 | 106,1 |
7. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, % | 16,07 | 15,66 | 14,02 |
В целом отмечается положительная тенденция в 2010 году по сравнению с показателями 2008 и 2009 годов. Среднедушевые доходы населения увеличились на 2622 рубля. Это произошло благодаря увеличению заработной платы, так, например, в январе-сентябре 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г. наблюдался рост заработной платы (по крупным и средним предприятиям) по всем видам экономической деятельности, кроме добычи полезных ископаемых. Наибольший рост - 117,5% - отмечается в обрабатывающих производствах43. Но все же проблемными остаются предприятия малого бизнеса, там роста заработной платы не наблюдалось. Также на увеличение среднедушевых доходов повлиял рост пенсий, которые в среднем выросли на 3000 рублей.
По увеличению прожиточного минимума Нижегородская область находится на 3 месте в рейтинге Приволжского ФО44 после Самарской области и Пермского края. Его величина составляет 5382 рубля, а прирост составил 6,7 %. Также стоит отметить, что изменилась сама структура прожиточного минимума. В 2008 году, основная его часть расходовалась на продовольственные товары, а сейчас происходит увеличение доли расходов на услуги45. Такую же тенденцию можно заметить и в изменении структуры среднедушевых доходов: сокращается доля расходов, затрачиваемых на питание. Это говорит, о улучшении материального положения населения Нижегородской области.
Но конечно необходимо подчеркнуть и тот факт, что в области все еще существует население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Но и в этом вопросе наблюдаются положительные тенденции, поскольку численность данной группы населения сократилась: в 2000 году - 1296,8 тыс. чел., в 2008 году — 455,0 тыс. чел., а в 2009 — 450,8 тыс. чел., что составляет 13,5 % населения области46. Это является достижением, что во время экономического кризиса, столь трудного не только для владельцев бизнеса, промышленников, но и для населения в целом, получилось сократить значение данного показателя практически на 5 тыс. человек.
Правительством
Нижегородской области
Неравенство групп населения по доходам в Нижегородской области заметно ниже среднего по стране, коэффициент фондов (отношение доходов 10% населения с самыми высокими и самыми низкими доходами) составляет 11 раз, в то время как в среднем по стране более 15 раз. По этому показателю область ближе к менее развитым регионами Приволжского ФО, тогда как в развитых Самарской области, Пермском крае, Башкортостане и Татарстане неравенство составляет 14-19 раз. Отраслевые различия в заработной плате стали одним из важнейших факторов неравенства доходов населения. Отставание оплаты труда в отраслях социальной сферы и агросекторе сопоставимо со средним по стране.
Территориальные различия в оплате труда в промышленности, составляющей основу экономики всех значимых городов области (кроме областного центра, где экономика наиболее диверсифицирована и в ней выше доля сектора услуг), проявляются довольно четко и зависят от специализации городов. Наибольшую заработную плату имеют рабочие нефтеперерабатывающего завода «Норси» в Кстово. Несколько ниже заработные платы в городах металлургии (Выкса и Кулебаки), отстает и г. Павлово (производство автобусов). Основным фактором этих различий является политика крупных компаний по снижению издержек производства, в том числе за счет оплаты труда.
Большая часть малообеспеченных концентрируется в сельской местности и малых городах. Все еще высок уровень бедности в некоторых социальных группах (одинокие пенсионеры, многодетные и неблагополучные семьи). Решить эту проблему призвана система социальной защиты, которая развита в Нижнем Новгороде, но значительно слабее в других муниципалитетах области, а также различные социальные программы, которые активно разрабатываются в области. Все-таки также важно отметить и наличие положительной динамики в решении вопроса о сокращении социального неравенства, тем более что это происходит в достаточно проблемный период развития экономики как Нижегородской области, так и государства в целом, которая пострадала от действий экономического кризиса.
Подводя
итог, можно следать следующие
выводы. К определению понятия
социального неравенства
Что
касаается рассмотрения основных показателей,
характеризующих социально-
Проанализировав показатели уровня жизни и доходов в Нижегородской области, можно сделать вывод о том, что наблюдается сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (13,5%). Большая часть малообеспеченных концентрируется в сельской местности и малых городах. Все еще высок уровень бедности в некоторых социальных группах (одинокие пенсионеры, многодетные и неблагополучные семьи). Решить эту проблему призвана система социальной защиты, которая развита в Нижнем Новгороде, но значительно слабее в других муниципалитетах области.
Все-таки также важно отметить и наличие положительной динамики в решении вопроса о сокращении социального неравенства как в Нижегородской области, так и в стране в целом, тем более что это происходит в достаточно проблемный период развития экономики, которая значительно пострадала от действий экономического кризиса.
Приложение 148.
ИРЧП за 2008 год по регионам России.
Приложение 249.
Индекс
развития человеческого
потенциала стран мира 2010 года.
Страны с очень высоким уровнем Индекс развития человеческого потенциала | ||
Место | Страна | ИРЧП |
1 | Норвегия | 0,938 |
2 | Австралия | 0,937 |
3 | Новая Зеландия | 0,907 |
4 | Соединенные Штаты Америки | 0,902 |
5 | Ирландия | 0,895 |
6 | Лихтенштейн | 0,891 |
7 | Нидерланды | 0,890 |
8 | Канада | 0,888 |
9 | Швеция | 0,885 |
10 | Германия | 0,885 |
11 | Япония | 0,884 |
12 | Республика Корея | 0,877 |
13 | Швейцария | 0,874 |
14 | Франция | 0,872 |
15 | Израиль | 0,872 |
16 | Финляндия | 0,871 |
17 | Исландия | 0,869 |
18 | Бельгия | 0,864 |
19 | Дания | 0,866 |
20 | Испания | 0,863 |
21 | Гонконг (Китай) | 0,862 |
22 | Греция | 0,855 |
23 | Италия | 0,854 |
24 | Люксембург | 0,852 |
25 | Австрия | 0,851 |
26 | Великобритания | 0,849 |
27 | Сингапур | 0,846 |
28 | Чехия | 0,841 |
29 | Словения | 0,828 |
30 | Андорра | 0,824 |
31 | Словакия | 0,818 |
32 | Объединенные Арабские Эмираты | 0,815 |
33 | Мальта | 0,815 |
34 | Эстония | 0,812 |
35 | Кипр | 0,810 |
36 | Венгрия | 0,805 |
37 | Бруней Даруссалам | 0,805 |
38 | Катар | 0,803 |
39 | Бахрейн | 0,801 |
40 | Португалия | 0,795 |
41 | Польша | 0,795 |
42 | Барбадос | 0,788 |
Страны с высоким уровнем Индекса развития человеческого потенциала | ||
Место | Страна | ИРЧП |
43 | Багамы | 0,784 |
44 | Литва | 0,783 |
45 | Чили | 0,783 |
46 | Аргентина | 0,775 |
47 | Кувейт | 0,771 |
48 | Латвия | 0,769 |
49 | Черногория | 0,769 |
50 | Румыния | 0,767 |
51 | Хорватия | 0,767 |
52 | Уругвай | 0,765 |
53 | Ливия | 0,765 |
54 | Панама | 0,765 |
55 | Саудовская Аравия | 0,752 |
56 | Мексика | 0,750 |
57 | Малайзия | 0,744 |
58 | Болгария | 0,743 |
59 | Тринидад и Тобаго | 0,736 |
60 | Сербия | 0,735 |
61 | Беларусь | 0,732 |
62 | Коста-Рика | 0,725 |
63 | Перу | 0,723 |
64 | Албания | 0,719 |
65 | Россия | 0,719 |
66 | Казахстан | 0,714 |
67 | Азербайджан | 0,713 |
68 | Босния и Герцеговина | 0,710 |
69 | Украина | 0,710 |
70 | Иран | 0,702 |
71 | Македония | 0,701 |
72 | Маврикий | 0,701 |
73 | Бразилия | 0,699 |
74 | Грузия | 0,698 |
75 | Венесуэла | 0,696 |
76 | Армения | 0,695 |
77 | Эквадор | 0,695 |
78 | Белиз | 0,694 |
79 | Колумбия | 0,689 |
80 | Ямайка | 0,688 |
81 | Тунис | 0,683 |
82 | Иордания | 0,681 |
83 | Турция | 0,679 |
84 | Алжир | 0,677 |
85 | Тонга | 0,677 |
Страны со средним уровнем Индекса развития человеческого потенциала | ||
Место | Страна | ИРЧП |
86 | Фиджи | 0,669 |
87 | Туркменистан | 0,669 |
88 | Доминиканская Республика | 0,663 |
89 | Китай | 0,663 |
90 | Сальвадор | 0,659 |
91 | Шри-Ланка | 0,658 |
92 | Таиланд | 0,654 |
93 | Габон | 0,648 |
94 | Суринам | 0,646 |
95 | Боливия | 0,643 |
96 | Парагвай | 0,640 |
97 | Филиппины | 0,638 |
98 | Ботсвана | 0,633 |
99 | Молдова | 0,623 |
100 | Монголия | 0,622 |
101 | Египет | 0,620 |
102 | Узбекистан | 0,617 |
103 | Микронезия | 0,614 |
104 | Гайана | 0,611 |
105 | Намибия | 0,606 |
106 | Гондурас | 0,604 |
107 | Мальдивы | 0,602 |
108 | Индонезия | 0,600 |
109 | Кыргызстан | 0,598 |
110 | Южно-Африканская Республика | 0,597 |
111 | Сирия | 0,589 |
112 | Таджикистан | 0,580 |
113 | Вьетнам | 0,572 |
114 | Марокко | 0,567 |
115 | Никарагуа | 0,565 |
116 | Гватемала | 0,560 |
117 | Экваториальная Гвинея | 0,538 |
118 | Кабо-Верде | 0,534 |
119 | Индия | 0,519 |
120 | Тимор-Лешти | 0,502 |
121 | Свазиленд | 0,498 |
122 | Лаос | 0,497 |
123 | Соломоновы острова | 0,494 |
124 | Камбоджа | 0,494 |
125 | Пакистан | 0,490 |
126 | Конго | 0,489 |
127 | Сан-Томе и Принсипи | 0,488 |
Страны с низким уровнем Индекса развития человеческого потенциала | ||
Место | Страна | ИРЧП |
128 | Кения | 0,470 |
129 | Бангладеш | 0,469 |
130 | Гана | 0,467 |
131 | Камерун | 0,460 |
132 | Мьянма | 0,451 |
133 | Йемен | 0,439 |
134 | Бенин | 0,435 |
135 | Мадагаскар | 0,435 |
136 | Мавритания | 0,433 |
137 | Папуа — Новая Гвинея | 0,431 |
138 | Непал | 0,428 |
139 | Того | 0,428 |
140 | Коморские острова | 0,428 |
141 | Лесото | 0,427 |
142 | Нигерия | 0,423 |
143 | Уганда | 0,422 |
144 | Сенегал | 0,411 |
145 | Гаити | 0,404 |
146 | Ангола | 0,403 |
147 | Джибути | 0,402 |
148 | Танзания | 0,398 |
149 | Кот-ди-Ивуар | 0,397 |
150 | Замбия | 0,395 |
151 | Гамбия | 0,390 |
152 | Руанда | 0,385 |
153 | Малави | 0,385 |
154 | Судан | 0,379 |
155 | Афганистан | 0,349 |
156 | Гвинея | 0,340 |
157 | Эфиопия | 0,328 |
158 | Сьерра-Леоне | 0,317 |
159 | Центрально-Африканская Республика | 0,315 |
160 | Мали | 0,309 |
161 | Буркина Фасо | 0,305 |
162 | Либерия | 0,300 |
163 | Чад | 0,295 |
164 | Гвинея-Бисау | 0,289 |
165 | Мозамбик | 0,284 |
166 | Бурунди | 0,282 |
167 | Нигер | 0,261 |
168 | Демократическая Республика Конго | 0,239 |
169 | Зимбабве | 0,140 |