Проблема социально-экономического неравенства и пути ее решения в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью нашего исследования является анализ проблемы социально-экономического неравенства в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть основные подходы к определению социального неравенства.
Проанализировать основные показатели, характеризующие уровень социального неравенства (на примере Нижегородской области).

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

            за отстаивание своих классовых интересов.

  Таким образом, кроме отношения к средствам  производства и роли в системе  производства важнейшей характеристикой  класса является классовое сознание или идеология. Маркс в идеологии видит оружие классовой борьбы. Создавая свою идеологию, правящие классы навязывают свою волю всему обществу, идеология угнетаемых классов становится оружием социальной эмансипации. К.Маркс рассматривает классы как реальные социальные силы, находящиеся в конфликте, действующие и способные изменять общество. Таким образом, «класс» обретает не только социально-экономическое, но также идеологическое и политическое содержание. Разделение на классы основано на неравенстве, на различиях по отношению к собственности, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса.

  Дальнейшая  разработка системы классового анализа  осуществлялась В.И.Лениным, которому принадлежит известное марксистское определение классов, статья «Великий почин» (1919): «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»6. Коротко говоря, классы – это группы людей, находящихся в различном отношении к собственности, вследствие чего одни классы эксплуатируют других. В классическом марксизме описаны три класса, существующих при капитализме7:

  1. капиталисты, владеющие частной собственностью и имеющие возможность использовать немный труд;
  2. пролетарии, не имеющие частной собственности и вынужденные продавать свой труд;
  3. мелкие буржуа, чья собственность дает возможность не продавать свой труд, но и не позволяет эксплуатировать чужой.

  Если  у Маркса классы и отношения между  ними являются фундаментальным основанием структурирования общества, Вебер предложил трехмерный подход к стратификации, выделяя кроме экономического аспекта, также власть и престиж. Ему принадлежит заслуга выделения «трех автономных измерений стратификации».

  Класс у Вебера формируется на основе экономического фактора. Вебер подчеркивает, что  класс не может выступать субъектом действия, т.к. классы у Вебера не являются общностями. «Класс – это просто возможная и часто существующая в действительности основа коллективного действия. Можно говорить о классе в том случае, когда:

  1. для определенного числа людей некоторый каузальный компонент их жизненных возможностей является общим, 
  2. поскольку, этот компонент представлен исключительно экономическими интересами, касающимися обладания благами и возможностями для получения тех или иных доходов,
  3. и только в условиях товарного рынка и рынка труда…

  Термин  «класс» относится к любой  группе людей, находящихся в одной  и той же классовой ситуации»8.

  М. Вебер утверждает, что собственность  и отсутствие собственности —  это основные категории, в которых  можно описывать классовые ситуации. Он подчеркивает, что такая дифференциация также может быть рассмотренна более углубленно, поскольку, среди собственников обнаруживается свое неравенство, заключающееся в возможности или невозможности пускания своей собственности в оборот. А что касается класса тех, кто не имеет собственности, «но может предложить услуги, дифференцируются уже как по виду этих услуг, так и по способу их использования в постоянной или дискретной связи с реципиентами этих услуг»9.

   Что касается классовой структуры капиталистического общества, то в работах Вебера она четко не представлена, поэтому разные исследователи его работ дают различные перечни. Мне показалась более точной классификация, данная В.В Радаевым и О.И. Шкаратан:

     1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

     2. Мелкая буржуазия – класс мелких бизнесменов и торговцев.

     3. Лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция.

     4. Администраторы и менеджеры.

     5. Собственники

  • собственники, которые получают ренту от владения землей, шахтами, т.д.
  • «коммерческий класс», то есть предприниматели10.

  Что касается понятия статусные группы, то это в противоположность классам  — как правило, общины. Выделение  статусных групп обусловлено сложившейся в обществе негативной или позитивной оценкой уважения.  Это уважение может быть связано с любым качеством, присущим множеству людей и, конечно, оно может быть связано также с классовой ситуацией: классовые различия самыми разными путями связаны с различиями статусными. Собственность как таковая не всегда признается определителем статуса, но она является таковой, когда речь идет о продолжительных временных периодах и эта связь регулярна. «В условиях натуральной экономики организованного соседства очень часто самый богатый человек является главой всего. Но часто это означает только предпочтение в системе уважения»11. Статусный престиж связан, в основном, с тем, что те, кто хотят принадлежать к определенной статусной группе, должны вести соответствующий образ жизни (например, ограничение социальных взаимодействий). Со всех точек зрения, дифференциация по статусу идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных благ и возможностей. «Наряду с особым статусным престижем, который всегда предполагает дистанцию и какую-то исключительность, мы обнаруживаем также монополию на материальные блага всех видов»12. Вебер утверждает, что статусные группы — это носители определенных «условностей», достижение и демонстрация которых ведет к полной стилизации жизни, которая в свою очередь и является основой статусной группы.

     Сильно  упрощая, можно сказать, что классы стратифицированы по их отношению к производству и способам доступа к благам, статусные же группы - по своим принципам потребления  благ, выраженных в  образах  жизни.

     Если  экономическая ситуация относительно стабильна, то это благоприятствует статусной стратификации. Но как  только обстановка изменяется: технические  перевороты и экономические преобразования — тогда на первый план выходит классовое положениие людей, а не статусная стратификация.

     Таким образом, место классов - внутри экономического порядка, место статусных групп - внутри порядка социального, т.е. в сфере распределения престижа. «Но для партий их "родная” сфера - сфера распределения влияния, власти»13. Действия партий всегда направленны на такие цели, которые можно достигнуть только планомерой деятельностью. Партии существуют только в тех социальных общинах, в которых есть некоторый рациональный порядок и есть штат лиц, готовый проводить его в жизнь.  Партии и стремятся к влиянию на этот штат и к тому, чтобы иметь возможность выбирать из этих лиц себе сторонников. В любом случае партии могут использовать в своих интересах классовый или статусный порядок и «рекрутировать себе сторонников преимущественно из тех или других структур»14. Стоит подчеркнуть, что партии, как утверждал М. Вебер, никогда не бывают чисто классовыми или чисто статусными.

     Одним из наиболее ярких представителей стратификационного подхода является Питирим Александрович Сорокин (1889—1968).

     Он  одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие «социального пространства», которое он определяет как «некая вселенная, состоящая  из народонаселения Земли»15. В данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Позицию любого человека П. Сорокин называет «социальным положением», определяя его как совокупность связей индивида со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с её членам. Также он говорит о движении индивидов в этом пространстве, разделяя его на два класса:

  • «вертикальную мобильность»,
  • «горизонтальную мобильность».

  В соответствии с этим «передвижение  по социальной лестнице вверх принято  считать социальным восхождением, а перемещение вниз – социальным спуском»16. Горизонтальная мобильность же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места жительства, веры исповедания и т.д.

     После этих замечаний Сорокин дает определение «социальной стратификации». «Социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества»17. Социальная стратификации – это социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

     По  мнению Сорокина, не стратифицированного, «плоского» общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство – это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую  три основных направления: экономическую, политическую и профессиональную. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства (накопления), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

     Однако  этими тремя характеристиками стратификации  он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими «простыми» расслоениями, Сорокин считает расслоения:

  1. по семейной принадлежности
  2. по государственной
  3. по расовой
  4. по профессиональной
  5. по имущественной
  6. по религиозной
  7. по объемно-правовой
  8. по партийной

     Из  сочетаний простых расслоений (группировок) складываются сложные группы. Сложные  группы бывают:

  • типичные и не типичные для данного населения. Причем, из типичных важны класс и национальность.
  • внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

     Сорокин считает, также как и Вебер, что  индивид, имеющий определенную позицию  в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том  же уровне и политическую, и профессиональную: Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства: «Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях»18.

     Говоря  об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической  стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет две характеристики: экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации (так называемая структурная пирамида). П. Сорокин пишет об этом так: «Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения…которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения»19.

Информация о работе Проблема социально-экономического неравенства и пути ее решения в России на современном этапе