Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт и результаты проведенных опытов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Янбековой 1 (2).doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Тема  курсовой «Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт и результаты проведенных опытов в России».

      Тема  приватизации очень актуальна, т.к. в России эта одна из наиболее острых проблем. Многие до сих пор не знают, как к ней относится, помня неудачный опыт 90-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в собственность отдельных немногочисленных людей. При этом часто утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России.

    Большая часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация». Российская общественность все в большей мере интересуется и все чаще в открытой прессе задает вопрос о том, когда и каким образом в стране появился слой олигархов. Одновременно многие, кто ставит этот вопрос, пытаются сформулировать и ответ на него. Для того чтобы в какой-то мере понять эту ситуацию и ответить на сформулированный российским обществом вопрос, необходимо вернуться к первым годам нашей капиталистической перестройки .В связи с тем, что российские реформы 90-х гг. XX столетия проходили,  прежде всего, по инициативе сверху, то есть той прослойки российского общества, которая ближе всего прислонилась к общенародной собственности и фактически владела и распоряжалась этой собственностью, то наиболее значительным и вместе с тем потаенным и криминальным сценарием в рамках данной реформы стал сценарий разгосударствления крупного производства, и прежде всего монополизированных его отраслей. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

    Также необходимо сказать, что в настоящее  время в экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

    Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

      Следует иметь в  виду, что  до сих пор по-разному трактуется  даже само понятие “приватизация”, его соотношение с категориями  “частная собственность”, “разгосударствление”. Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Глава 1.  Приватизация и разгосударствление собственности

      1.1.  Сущность разгосударствления собственности

 

     В развитии человеческой цивилизации, экономических  систем, становлении и развитии товарного  производства наряду с разделением  труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства. Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой.

     Известны  два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под  прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

     Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.

     Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

     Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

    Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

    Основными способами разгосударствления являются:

    1) либерализация рынков;

    2) коммерциализация;

    3)стимулирование  создания и расширение сферы  деятельности смешанных предприятий  (государственно-частных);

    4) денационализация.

    Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

    1) снятии различного рода запретов  и устранении барьеров, препятствующих  доступу на тот или иной  рынок новых конкурентов;

    2) о диверсификации производства  и продаж, в результате чего  растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать  на самые разные рынки.

    Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация  рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

    Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

    Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

    И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

    Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

       Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от “административно-командной” системы к “социальному рыночному хозяйству”, но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек. Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

1.2.   Способы приватизации

   Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

      Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

      Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в “частную”, “общую долевую” или “акционерную” собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

      Содержание системы отношений  приватизации раскрывается через  ее цели. В этом аспекте приватизация  – не цель реформы,  а ее  инструмент.

Непосредственными целями приватизации являются:

1) формирование слоя мелких и средних собственников;

  1.    сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

   3) перераспределение экономических основ власти.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт и результаты проведенных опытов в России