Принцип максимизации прибыли. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

Файлы: 1 файл

новый курсач экономика.docx

— 144.15 Кб (Скачать)

                                        LAC=P=LMC.

Прибыль равна разности валового дохода и  совокупных издержек, а они в свою очередь, включают все альтернативные издержки фирмы. Совокупные издержки включают альтернативную стоимость времени  и денег, которые собственники вкладывают в бизнес. В случае, когда прибыль  равна нулю, доход компенсирует владельцам вложенные время и деньги. В  ситуации рыночного равновесия при  нулевой экономической прибыли  бухгалтерская прибыль положительная. Именно это обстоятельство заставляет фирмы оставаться в отрасли, не стремиться покинуть ее или изменить масштаб  производства в долгосрочном периоде.

Кривая  предложения в долгосрочном периоде  имеет более пологий вид и  сохраняет положительный наклон. Это связано с тем, что некоторые ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве и с тем, что разные фирмы имеют различные издержки производства.

 Например, рассмотрим рынок ремонтных услуг.  Каждый вступает на этот рынок,  но издержки фирм не одинаковы.  И люди работают с разным  темпом, да и альтернативное использование  времени для одних выгоднее, чем  для других. При любой данной  цене в отрасль вступят фирмы  с низкими издержками. Для увеличения  объема предложения рынок должен  привлечь новых желающих работать  в отрасли. Поскольку новые  фирмы имеют более высокие  издержки, то их привлечет более  высокая цена. Таким образом, рыночная  кривая предложения имеет положительный  наклон. В этом случае цена  рынка - это средние совокупные  издержки предельной фирмы - фирмы,  которая покинула бы рынок  при падении цены ниже этого  уровня. Фирмы с более высокими  издержками войдут на рынок  только при условии повышения  цен.

    Сейчас  мы рассмотрим состояния нулевой  экономической прибыли, которая также влияет на состояние рынка в долгосрочном периоде:

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде. Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рисунке 2.

Рисунок 2. Долгосрочное равновесие фирмы в  условиях совершенной конкуренции. Равновесие ( точка О), диктующее некий уровень цен Р0, при котором фирма (рис 2а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса D1, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие ( точка равновесия O1, равновесный объем предложения   Q1¸ равновесная цена P1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей  (цена Р1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).

Экономические прибыли привлекут в отрасль  новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой приложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен Р2. Если при этом уровне цен сохраняется экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее двинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширением производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут  на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (LATC), т.е. достигнут оптимального размера предприятия.

Очевидно, что оба названных процесса будут  длиться до тех пор, пока кривая предложения  не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет – для него больше не будет стимула.

  

2.1 Несовершенная конкуренция. Понятие несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа:

  • Монополистическая конкуренция
  • Монополия
  • Олигополия

                   Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен.

Монополистическая конкуренция характеризуется:

1.      множеством мелких фирм;

2.      неоднородностью продукции;

3.      отсутствием затруднений на вход  и выход (из отрасли); 

4.      несколько ограниченным доступом  к информации;

5.      ограниченным контролем за ценами;

6.     используются методы неценовой  конкуренции: реклама, торговые  марки, знаки. 

                                  Монополия

 Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю ) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. 

Монополия характеризуется:

1.      одной фирмой;

2.      уникальностью продукции, которая  не имеет заменителей;

3.      практически непреодолимыми барьерами  на вход;

4.      несколько ограниченным доступом  к информации;

5.      обычный, иногда полный контроль  над ценами. 

                               Олигополия

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

  Олигополия характеризуется  :

1. небольшим  числом крупных фирм;

2. неоднородностью  (или однородностью) продукции;

3.возможными  затруднениями при входе, связанными  с большими инвестициями;

4. несколько  ограниченным доступом к информации;

5. всеобщей  взаимозависимостью. 

 

    1.   Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

 При несовершенной конкуренции с  увеличением количества продукции, появляющейся на рынке, цена на нее  постепенно падает. Можно сказать, что  каждая последующая единица продукции  фирмы в таких условиях продается  по более низкой цене, чем предыдущая. Это говорит о том, что фирма  монополист не заинтересована в том, чтобы производить сколь угодно большое количество продукции, так  как это может значительно  снизить цену на ее продукцию, что  поставит компанию в не выгодное экономическое  положение. Фирма не может так  же ограничить свой выпуск, значительно  подняв при этом цену. При высокой  цене на рынке данные товары могут  вообще не найти своего покупателя. Следовательно, предприятия-монополисты  вынуждены искать такое положение  на рынке, которое даст им возможность  при определенном объеме выпуска  и соответствующей цене максимизировать  свою прибыль. Задав определенные данные работы фирмы монополиста, проанализируем процесс формирования общего дохода, предельного и среднего доходов, а затем сопоставим их с общими затратами (Таблица  3).

 

Рисунок 3. Процесс формирования общего дохода, предельного и среднего доходов. 

По данным таблицы 3 построим кривые общего дохода (TR), общих затрат (TC), среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR) - рисунок 4.

 Рисунок 4. Кривые общего дохода (TR), общих затрат (TC), среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR). 

При анализе  приведенных данных видно, что в  результате постоянного снижения цены совокупный доход (TR) сначала увеличивается  от 0 до 25, а затем начинает убывать, так как уменьшение цены уже не компенсируется ростом объема производства.

Постоянное  уменьшение цены имеет еще одно последствие - это убывающий характер среднего и предельного доходов. Действительно, в условиях несовершенной конкуренции  каждая дополнительная единица проданной  продукции приносит средний доход  меньшей величины, чем предыдущая. На рисунке 2 показан убывающий характер AR и MR, причем MR уменьшается более  быстрыми темпами, чем AR, хотя первоначально  при минимальном объеме выпуска (изменение Q от 0 до 1) они равны. Средний  доход принимает нулевое значение тогда, когда общий доход также равен нулю, в то время как MR пересекает ось абсцисс при максимуме TR.

Совместив график общих затрат и общего дохода, можно выделить три сектора. В  первом TC превышает TR, поэтому фирма  имеет отрицательную прибыль, или терпит убытки (Рис. 4а). В точке A, при объеме выпуска равном двум единицам, TR = TC, поэтому общая прибыль равна нулю. Фирма начинает получать прибыль как только общий доход превышает общие затраты. По мере возрастания последних, разница между TR и TC, достигнув своего максимума, начинает уменьшаться, и в точке C возвращается к нулевому значению. При дальнейшем увеличении объема производства фирма опять терпит убытки.

Необходимо  объяснить, при каком объеме выпуска  фирма монополист максимизирует  свою прибыль?

Из таблицы 3 видно, что TPr достигает наибольшего значения при объеме производства равном четырем единицам. Именно в этой точке значение MC ближе всего приближается к MR, а на графике (рис. 4а) угол наклона касательной в точке B равен углу наклона касательной к кривой общих затрат в точке C. Следовательно, именно при этом объеме фирма в условиях несовершенной конкуренции максимизирует свою прибыль.

Данный  подход к определению точки максимизации прибыли не единственный. При таком  подходе «за кадром» остается анализ многих показателей работы фирмы, в частности, не используются показатели средних величин, таких как средние  общие затраты (ATC) и средние переменные затраты (AVC). Отсутствует возможность  анализа поведения фирмы при  изменяющейся цене, что очень важно  для фирмы монополиста. Определение  точки максимума фирмы при  несовершенной конкуренции путем  сравнения общего дохода и затрат фирмы не дает ответа, какая будет  при этом цена.

 

    2.3 Максимизация прибыли на рынке чистой монополии 

Монополия представляет собой такую модель, на которой поставщиком определенного товара является один продавец. Продукция предприятия монополиста удовлетворяет спрос всех покупателей в рамках местного или национального рынка. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей.  

У монополиста  нет прямых конкурентов, но всеобщая конкуренция за деньги покупателей  отражается на характере его кривой спроса, она нисходящая и является отраслевой кривой спроса на товар. Если совершено конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем производства, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно. 

Существует  несколько видов монополии. Естественная монополия возникает, если экономия от масштаба, низкие издержки и получаемая экономическая прибыль позволяют  одной, а не нескольким конкурентным фирмам, удовлетворять рыночный спрос. Примеров такого рода множество: городской  водопровод, электрические сети, телефонная связь и другие предприятия.

Классические  формы монополий – картель, синдикат, трест, концерн. Наиболее распространенными  формами являются картели и концерны. 2 

Рисунок 5 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Pm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам, и конкурентные цена Рс и количество продукций Qс должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек если мы перемещаемся с равновесных цен Pc и количества Qc к монопольным цене Pm и количеству продукции Qm.  

 

Рисунок 5. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти. 

При монополии  цена выше, и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой  цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар  по цене Pc, так же теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А+В. Производитель получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенного треугольником С, который представляет собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qс - Qm) по цене Pc.  Общая прибыль производителя, следовательно, составит А – С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принцип максимизации прибыли. Совершенная и несовершенная конкуренция