Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:44, курсовая работа
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.
Главной
отличительной чертой, раскрывающей
преимущества рыночной экономики перед
экономикой с централизованным планированием,
является конкуренция. Именно она способствует
прогрессу рыночного общества и
поступательному движению цивилизации.
Каждый действительно грамотный
экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет
условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат
надежной информацией о том, что,
как и сколько нужно
1.1
Совершенная конкуренция.
Понятие и условия
Конкуренция- это соперничество между агентами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (А.Смит).
Совершенная конкуренция - идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся:
- присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей)
- равным
доступом к информации и
Й. Шумпетер характеризует конкуренцию как соперничество старого с новым. Совершено конкурентный рынок или рынок свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время. Однако модель рынка совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка:
1. Основной
чертой рынка совершенной
2. Конкурирующие
фирмы производят
3. Экономические субъекты совершено конкурентного рынка являются «соглашающимися с ценой». На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценовой продукцией. Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях совершенной конкуренции фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать влияния на общее предложение или цену продукта.
4. Все
продавцы и покупатели обладают
полной свободой входа в отрасль и выхода
из нее. Это значит, что предприятия могут
свободно начать производство данной
продукции, продолжить или прекратить
его, если сочтут это нужным. Точно так
же покупатели могут покупать товары в
любом количестве, увеличить, сократить,
или совсем прекратить покупать данный
товар. Нет никаких легальных или финансовых
барьеров на вход в отрасль: патентов или
лицензий, обеспечивающих право выпускать
определенную продукцию, существенных
первоначальных затрат.1
Условия совершенной конкуренции.
Конкуренция является одним из основных условий для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существует несколько условий совершенной конкуренции, при выполнении которых возможно значительное ускорение развития экономики.
Для существования
совершенной конкуренции
Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие. Он может открыть свою фирму и самостоятельно трудиться; может нанять работников и стать, по терминологии К.Маркса, капиталистом; купить акции или облигации любой компании; положить деньги в банки и получать соответствующие проценты; инвестировать финансовые средства в недвижимость (землю, дом) и присваивать ренту. Модели свободного рынка присущи любые формы собственности, кроме государственной, и индивид имеет возможность выбрать любую из них. На таком рынке исключаются любые формы дискриминации потребителей. Всякий владелец денег имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.
а) покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию на всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценовыми сигналами.
б) нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.
Без
перечисленных требований субъекты
экономической деятельности не в
состоянии сделать рациональный
выбор: между покупкой дома и приобретением
акций; между вложением денег
в ценные бумаги разных компаний; при
покупке потребительских
4 Абсолютная однородность одноименных товаров. Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители друг друга и выбирают продавца исходя исключительно из цены его товара. Поскольку продукция фирм не различима и гомогенна, ни один покупатель не желает платить той или иной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурентов. Поскольку цены одинаковы, покупателю безразлично, продукцию какой фирмы приобретать.
Товары могут быть физически различными, но экономически однородными. Например, каждый работник является физической индивидуальностью, но в некоторой группе работники могут обладать одинаковой способностью к выполнению работы, и поэтому группа может рассматриваться фирмой как однородная.
Однородность
одноименных товаров
5.
Ни один участник свободной
конкуренции не может
оказывать влияния на
решения, принимаемые
другими участниками.
Поскольку число рыночных субъектов очень
велико, вклад каждого производителя в
общий объем производства ничтожно мал.
Это означает, что каждый из них в отдельности
не в состоянии повлиять на цену товара.
Рыночную цену они формируют лишь совместными
действиями. Каждый же в отдельности производитель
продает свой товар по одной и той же, не
зависящей от него рыночной цене, поэтому
графически кривая спроса на продукцию
отдельного производства абсолютно эластична.
1.2 Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.
Достижение
максимальной прибыли и минимальных
убытков возможно при различных
обстоятельствах и ценах, на которые
конкурентная фирма не в силах
повлиять, при условии выполнении
фирмой условия равновесия
В краткосрочном
периоде конкурентная фирма располагает
неизменным оборудованием и пытается
максимизировать свои прибыли или
минимизировать свои убытки, приспосабливая
свой объем производства посредством
изменений в величине переменных
ресурсов (материалов, труда и т.д.),
которые она использует. Экономические
прибыли, к которым фирма стремится,
определяются как разность между
валовым доходом и валовыми издержками.
И это действительно указывает
направление нашего анализа. Данные
о доходе и данные об издержках
должны быть сведены вместе, с тем
чтобы можно было определить для
фирмы объем производства, максимизирующий
прибыль.
Существует
два дополнительных подхода (принципа)
к определению уровня производства,
при котором конкурентная фирма
будет получать максимальные прибыли
или минимальные убытки. Первый включает
сравнение валового дохода и валовых
издержек; второй - сравнение предельного
дохода и предельных издержек. Оба
подхода применимы не только к
чисто конкурентной фирме, но также
и к фирмам, функционирующим в
условиях любой из трех рыночных структур.
Чтобы облегчить понимание
Учитывая, что для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена ее продукции задается извне, то при принятии фирмой текущих решений цена принимается в качестве постоянной величины (Р=const). В этом случае средняя и предельная выручка фирмы равны рыночной цене:
ARf = MRf = P
Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли МR = MC, поскольку для данного типа фирмы MR = P*. Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, при котором предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции. Так как для совершенно конкурентной фирмы цена на ее продукт является величиной заданной, то в этом случае будет выполняться равенство AR = MR = P*. Совершенно очевидно, что при этом величина общей выручки (TR) будет зависеть только от объема реализации (q), то есть TR(q) = AR × q. Графически она примет вид прямой возрастающей линии TR(q), как показано на рисунке 1.
Рисунок 1. Выпуск, выручка и прибыль совершенно конкурентной фирмы.
Так
как получаемая фирмой прибыль
определяется как = TR(q) – TC(q), то,
учитывая изменения общих издержек производства
TC(q), фирма может легко определить приемлемые
для себя параметры выпуска. На первоначальном
этапе выпуска, где общие издержки превышают
размер общей выручки, фирма несет убытки.
Только при объеме выпуска q1 она
добивается безубыточности производства
(TR = TC). Выпуск, превышающий q1, приносит
фирме уже положительную прибыль, достигающую
своего максимума при объеме выпуска q2,
при котором выполняется условие MR = MC.
На графике это точка, в которой наклон
кривой общих издержек (∆TC = ∆q) равен
наклону линии общей выручки (∆TR = ∆q).
Дальнейшее наращивание выпуска приведет
к снижению прибыли, а в конечном счете
и ее исчезновению (q3).
1.3
Максимизация прибыли
в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность приспособиться к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить производство. В условиях совершенной конкуренции фирма считает, что текущие цены - лучший прогноз для будущих цен. Если Q1- равновесный выпуск в краткосрочном периоде при цене Р1, то условие равновесия SMC1=P1=MR. В этом случае фирма получает экономическую прибыль. Эта прибыль вызывает два основных процесса.
В долгосрочном периоде процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.
Таким образом, в долгосрочном периоде конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда
Информация о работе Принцип максимизации прибыли. Совершенная и несовершенная конкуренция