Принцип максимизации прибыли. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

Файлы: 1 файл

новый курсач экономика.docx

— 144.15 Кб (Скачать)

                                      Введение.

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед  экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и  поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный  экономист знает, что рынок тем  эффективнее, чем он больше удовлетворяет  условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная немыслима без  конкуренции. В этой связи возникает  настоятельная необходимость в  изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция»  представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение  к содержанию термина «конкуренция»  в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все  процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально. 
 
 
 
 
 

 

1.1 Совершенная конкуренция. Понятие и условия 

Конкуренция- это соперничество между агентами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (А.Смит).  

Совершенная конкуренция -  идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся:

- присутствием  на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей)

- равным  доступом к информации и однородным  продуктом.

 

Й. Шумпетер характеризует конкуренцию как  соперничество старого с новым. Совершено конкурентный рынок или рынок свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время. Однако модель рынка совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка:

1. Основной  чертой рынка совершенной конкуренции  является наличие большого числа  независимо действующих продавцов,  обычно предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке.  Примером может служить рынок  сельскохозяйственных товаров, фондовая  биржа и рынок иностранных  валют.

2. Конкурирующие  фирмы производят стандартизированную,  или однородную продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупается  продукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, Г, Д рассматриваются покупателем как точные аналоги продукции фирмы А. Вследствие стандартизации продукции нет основания для неценовой конкуренции, т.е конкуренции на базе различий в качестве продукций, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Экономические субъекты совершено конкурентного рынка являются «соглашающимися с ценой». На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценовой продукцией. Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях совершенной конкуренции фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать влияния на общее предложение или цену продукта.

4. Все  продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что предприятия могут свободно начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это нужным. Точно так же покупатели могут покупать товары в любом количестве, увеличить, сократить, или совсем прекратить покупать данный товар. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль: патентов или лицензий, обеспечивающих право выпускать определенную продукцию, существенных первоначальных затрат.1  

                     Условия совершенной конкуренции.

Конкуренция является одним из основных условий  для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существует несколько условий совершенной  конкуренции, при выполнении которых  возможно значительное ускорение развития экономики.

Для существования  совершенной конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

  1. Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него.

    Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие. Он может открыть свою фирму и самостоятельно трудиться; может нанять работников и стать, по терминологии К.Маркса, капиталистом; купить акции или облигации любой компании; положить деньги в банки и получать соответствующие проценты; инвестировать финансовые средства в недвижимость (землю, дом) и присваивать ренту. Модели свободного рынка присущи любые формы собственности, кроме государственной, и индивид имеет возможность выбрать любую из них. На таком рынке исключаются любые формы дискриминации потребителей. Всякий владелец денег имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

  1. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Если изменяется спрос на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно вызвать перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Когда участники конкуренции вкладывают свои деньги в какой-то актив, например в акции, то делают они это не просто так, а ради получения прибыли. Рассчитывать на нее они могут лишь в том случае, если в результате перемещения их капитала растет производство и объем продаж. А возможно, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные технологии, формы организации производства и т.д.
  2. Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях.

    а) покупатели и продавцы имеют полное представление  о спросе и предложении, знают  цены на факторы производства и готовую  продукцию на всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценовыми сигналами.

    б) нормы  прибыли действующих в отрасли  фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.

    Без перечисленных требований субъекты экономической деятельности не в  состоянии сделать рациональный выбор: между покупкой дома и приобретением  акций; между вложением денег  в ценные бумаги разных компаний; при  покупке потребительских товаров  и т.д.

4 Абсолютная однородность одноименных товаров. Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители друг друга и выбирают продавца исходя исключительно из цены его товара. Поскольку продукция фирм не различима и гомогенна, ни один покупатель не желает платить той или иной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурентов. Поскольку цены одинаковы, покупателю безразлично, продукцию какой фирмы приобретать.

Товары  могут быть физически различными, но экономически однородными. Например, каждый работник является физической индивидуальностью, но в некоторой  группе работники могут обладать одинаковой способностью к выполнению работы, и поэтому группа может  рассматриваться фирмой как однородная.

Однородность  одноименных товаров недостижима, если существуют реальные или мнимые различия между ними. Все эти и  другие различия могут ставить продавца в привилегированное положение, поэтому повышение им цены не обязательно  приведет к потере клиентов. В случае, если продукт не однороден, а дифференцирован, то кривая спроса фирмы будет иметь отрицательный наклон.

5.  Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал. Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями. Каждый же в отдельности производитель продает свой товар по одной и той же, не зависящей от него рыночной цене, поэтому графически кривая спроса на продукцию отдельного производства абсолютно эластична.  
 
 
 
 
 
 

  

 

1.2 Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.

Достижение  максимальной прибыли и минимальных  убытков возможно при различных  обстоятельствах и ценах, на которые  конкурентная фирма не в силах  повлиять, при условии выполнении фирмой условия равновесия                             

                                          P=MR=MC.

В краткосрочном  периоде конкурентная фирма располагает  неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или  минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством  изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует. Экономические  прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разность между  валовым доходом и валовыми издержками. И это действительно указывает  направление нашего анализа. Данные о доходе и данные об издержках  должны быть сведены вместе, с тем  чтобы можно было определить для  фирмы объем производства, максимизирующий  прибыль. 

Существует  два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма  будет получать максимальные прибыли  или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых  издержек; второй - сравнение предельного  дохода и предельных издержек. Оба  подхода применимы не только к  чисто конкурентной фирме, но также  и к фирмам, функционирующим в  условиях любой из трех рыночных структур. Чтобы облегчить понимание определения  объема производства в условиях чистой конкуренции, мы используем оба подхода, делая упор на втором подходе.  
 

Учитывая, что для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена ее продукции  задается извне, то при принятии фирмой текущих решений цена принимается  в качестве постоянной величины (Р=const). В этом случае средняя и предельная выручка фирмы равны рыночной цене:

                                    ARf = MRf = P 

Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли МR = MC, поскольку для данного типа фирмы MR = P*. Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, при котором предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции. Так как для совершенно конкурентной фирмы цена на ее продукт является величиной заданной, то в этом случае будет выполняться равенство AR = MR = P*. Совершенно очевидно, что при этом величина общей выручки (TR) будет зависеть только от объема реализации (q), то есть TR(q) = AR × q. Графически она примет вид прямой возрастающей линии TR(q), как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Выпуск, выручка и прибыль совершенно конкурентной фирмы.

 Так  как получаемая фирмой прибыль  определяется как  = TR(q) – TC(q), то, учитывая изменения общих издержек производства TC(q), фирма может легко определить приемлемые для себя параметры выпуска. На первоначальном этапе выпуска, где общие издержки превышают размер общей выручки, фирма несет убытки. Только при объеме выпуска q1 она добивается безубыточности производства (TR = TC). Выпуск, превышающий q1, приносит фирме уже положительную прибыль, достигающую своего максимума при объеме выпуска q2, при котором выполняется условие MR = MC. На графике это точка, в которой наклон кривой общих издержек  (∆TC = ∆q) равен наклону линии общей выручки (∆TR = ∆q). Дальнейшее наращивание выпуска приведет к снижению прибыли, а в конечном счете и ее исчезновению (q3).  
 
 
 

 

1.3 Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.  

В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность  приспособиться к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить  производство. В условиях совершенной  конкуренции фирма считает, что  текущие цены - лучший прогноз для  будущих цен. Если Q1- равновесный  выпуск в краткосрочном периоде  при цене Р1, то условие равновесия SMC1=P1=MR. В этом случае фирма получает экономическую прибыль. Эта прибыль вызывает два основных процесса.

В долгосрочном периоде процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Таким образом, в долгосрочном периоде  конкурентная фирма максимизирует  свою прибыль при таком объеме производства, когда 

Информация о работе Принцип максимизации прибыли. Совершенная и несовершенная конкуренция