Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа
В конце 19 века шла ожесточенная борьба между трудовой теорией стоимости (Смит Рикардо) . После ознакомления с трудовой теорией стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории рыночного ценообразования в целом возникло серьезное противоречие. Английские классики политической экономии решающую роль в установлении цены приписывали предложению производителей, которые исходят из учета труда, затраченного на создание товара.
1.Классический и неоклассический подход к раскрытию понятия «спроса и предложения».
1.1.Понятие эластичности.
1.2.Виды эластичности.
1.3.Роль концепции эластичности в развитии современной рыночной экономики.
2.Государственное регулирование эластичности рынка.
2.1.Налоги и дотации
2.2Установление предельных цен.
3.Применение концепции эластичности в современной экономике.
3.1. Переговоры об уровне заработной платы.
3.2. Небывалый урожай.
3.3. Автоматизация.
3.4. Дерегулирование воздушного транспорта.
3.5. Акцизный налог.
3.6. Минимум заработной платы.
Список использованных источников.
Существуют, однако, и исключения. Пусть перед нами товар первейшей необходимости, заменить который очень трудно (ряд лекарств, некоторые врачебные и юридические услуги и т.п.). Кривая спроса на такие товары близка к вертикальной по крайней мере в определенном ценовом диапазоне, т.е. величина спроса не падает при возрастании цены. В этом случае равновесная цена увеличится ровно на величину налога, а, значит, весь налог будет уплачен потребителем.
Существуют и обратные примеры. Некий товар очень легко заменить (Кока-колу, например, Пепси-колой). Это означает, что никто из потребителей не согласен покупать его дороже, чем по нынешней цене, т.е. при малейшем повышении цены такого товара потребители в массовом порядке переключатся на товар-заменитель (при условии, разумеется, что цена последнего останется прежней. В таком случае никакой налог на деле не приведет к росту цены, и его бремя целиком ляжет на продавцов. /10/
Распределение налогового бремени зависит и от наклона кривой предложения (при горизонтальной кривой цена возрастает как раз на величину налога, а при вертикальной - не возрастает вообще). В конечном же счете все это приведет его к открытию: чем положе кривая предложения и круче кривая спроса, тем большую часть налога платит потребитель. И наоборот.
б) Дотации
Дотации противоположны налогам. Потоварная дотация уменьшает затраты производителей, а потому сдвигает линию предложения вниз на величину дотации. В результате равновесная цена снижается, а равновесное количество возрастает. /2/
2.2.Фиксация цен
а) Максимальная цена
На рынке некоторого товара массового потребления сложилось определенное равновесие. Тем не менее в правительстве решили, что сложившаяся цена чересчур высока и исключает из круга потребителей лиц с невысокими доходами. Движимые наилучшими побуждениями чиновники устанавливают максимальную цену на товар ниже равновесной, и запрещают кому бы то ни было продавать его дороже.
Но пониженная цена быстро отбивает охоту у производителей продавать данный товар, в результате чего величина его предложения сокращается. Величина же спроса, напротив, растет. Образуется дефицит как первый итог правительственной политики.
Реагируют на такое положение обычно тремя способами:
1. Дотации производителям. Они сдвигают линию предложения товара вправо - и тогда, возможно, государственная цена станет равновесной. Проблема лишь в том, что денег на дотации, как правило, нет. А если бы они были, то установление максимальной государственной цены стало бы излишним: рыночную цену можно было бы снизить просто путем дотирования производителей. /4/
2. Все остается
как есть, и товары распределяются
по принципу очереди: первый
пришел - первый получил. Здесь
возникает интересный вопрос: кто
выигрывает от такой системы?
Ну перекупщики, перепродающие
товары на черном рынке - это
понятно. А еще кто? Для
3. Карточки.
«Пусть товара на всех не
хватает, - рассуждает правительство,
- но зато каждый нуждающийся
хоть понемногу, но получит». Все
рассмотренные способы были
Ключевая проблема при этом - дефицит. Продавцы видят, что многие потребители были бы рады купить товар по более дорогой цене, а потому стремятся продать его на черном рынке. Там, однако, их затраты оказываются больше тех, что складываются на нормальном, «белом рынке», ибо включают в себя не только обычные расходы на производство и реализацию, но и компенсации за риск разоблачения: штрафы, взятки и т.п. В результате кривая предложения на черном рынке уходит вверх в сравнении с «нормальной» кривой.
Теперь можно подводить итоги: государственная забота о бедных на деле привела к бесконечным очередям, карточкам и вымыванию товаров из открытой торговли. С другой стороны, на черном рынке, куда переместилась основная масса товара, цена оказалась еще выше, а товара - меньше, чем было в свободной продаже до начала государственных экспериментов. Если вдуматься, не только одни продавцы выиграли на черном рынке. Значительная часть доходов от продаж попала разного рода контролерам-взяточникам. /12/
б) Минимальная цена
Иногда государство
поступает прямо
Обычно с подобной безработицей борются путем сокращения предложения труда за счет ограничения притока в страну иностранной рабочей силы. В самом деле, если некое государство ставит препоны на пути найма иностранцев, то кривая предложения на соответствующем рынке труда уходит влево-вверх и тогда, возможно, государственная минимальная заработная плата станет равновесной ценой труда. Безработица в таком случае исчезнет. /9/
«Сотовая связь отказалась от регулирования
ТАТЬЯНА КАПУСТИНА
© ComNews
09.09.2010
Рынок сотовой связи России давно преодолел порог развивающегося и не нуждается в усилении государственного вмешательства. К такому выводу пришли аналитики ComNews Research, изучившие мировой и российский опыт развития отрасли сотовой связи. Российские операторы сотовой связи также полагают, что попытки усилить регулирование и государственный контроль этого рынка приведут к снижению активности его игроков.
Для анализа развития рынка сотовой связи РФ и других стран специалисты ComNews Research сравнили ключевые показатели эффективности отрасли и уровня государственного вмешательства в рынок свободной конкуренции.
По оценкам ComNews Research, по количеству активных абонентов и уровню проникновения услуг сотовой связи Россия входит в топ-5 среди развитых стран Европы и Северной Америки, а также стран СНГ. Абонентов сотовой связи в России насчитывается 230 млн человек, а уровень проникновения услуг сотовой связи в стране составляет 163%. При этом по плотности населения Россия входит в пятерку самых непривлекательных стран для развития сотового бизнеса. Этот показатель меньше лишь в Канаде, Исландии и Казахстане. Тем временем конкурентная ситуация на рынке сотовой связи в России на конец 2009 г. соответствовала ситуации на самых развитых рынках мира. В 48 странах из 55 рассмотренных, включая Россию, рынок сотовой связи представлен тремя или четырьмя основными федеральными игроками, а лидирующий оператор по количеству абонентов занимает рыночную долю от 30% до 45%. "Данные показатели являются свидетельством развитости рынка", - полагают эксперты ComNews Research.
Аналитики
пришли к выводу, что темпы развития
отрасли сотовой связи в России
опережают общемировую
При этом они
отмечают, что с точки зрения регуляторной
политики в отрасли Россия пока не
соответствует международной
"Более
того, обязанности главы отраслевого
регулирующего органа
По мнению аналитиков ComNews Research, излишнее вмешательство регулирующих органов в рынок сотовой связи может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности отрасли, а также привести к замедлению строительства физической инфраструктуры, к снижению эластичности рынка и уровня конкуренции, что в конечном итоге негативно отразится на потребителях. "Усиление государственного вмешательства в экономическую деятельность игроков рынка без решения общих проблем рыночной среды и в отсутствие независимого регулятора приведет к замедлению динамики развития одной из наиболее успешных и конкурентных отраслей российской экономики", - резюмируют специалисты ComNews Research.
Российские
сотовые операторы также
По мнению
пресс-секретаря компании "ВымпелКом"
Анны Айбашевой, понятия "доминирующий
оператор", которое активно используется
в антимонопольном
Пресс-секретарь
компании "МегаФон" Татьяна Иванова
также считает, что институт существенных
операторов является избыточным, а
термин "оператор, занимающий доминирующее
положение на рынке" является достаточным
для регулирования. "Усиление государственного
вмешательства может замедлить
темпы роста отрасли, что в
первую очередь скажется на абонентах
сотовой связи, - отмечает Татьяна Иванова.
- Мы выступаем за взвешенное решение по
данному вопросу, которое даст рынку возможность
для дальнейшего эффективного роста. Очевидно,
что стимулирование конкуренции - более
эффективный рычаг для снижения стоимости
услуг связи, а жесткое вмешательство
регулятора - наоборот".» /11/
1.Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 N 1193-р <О Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы>
2.Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года>
3.Приказ Минсельхозпрода РФ N 292, Роскомторга N 95 от 01.12.1994 "Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке"
4.Приказ Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 N 119 "Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года"
5.Приказ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года"
6.Постановление
ГД ФС РФ от 20.02.2009 N 1757-5 ГД "О Заявлении
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "О действиях
Правительства Российской Федерации,
направленных на оздоровление ситуации
в финансовом секторе и отдельных отраслях
экономики". /16/
Информация о работе Применение концепции эластичности в современной экономике