Применение концепции эластичности в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

В конце 19 века шла ожесточенная борьба между трудовой теорией стоимости (Смит Рикардо) . После ознакомления с трудовой теорией стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории рыночного ценообразования в целом возникло серьезное противоречие. Английские классики политической экономии решающую роль в установлении цены приписывали предложению производителей, которые исходят из учета труда, затраченного на создание товара.

Оглавление

1.Классический и неоклассический подход к раскрытию понятия «спроса и предложения».
1.1.Понятие эластичности.
1.2.Виды эластичности.
1.3.Роль концепции эластичности в развитии современной рыночной экономики.
2.Государственное регулирование эластичности рынка.
2.1.Налоги и дотации
2.2Установление предельных цен.
3.Применение концепции эластичности в современной экономике.
3.1. Переговоры об уровне заработной платы.
3.2. Небывалый урожай.
3.3. Автоматизация.
3.4. Дерегулирование воздушного транспорта.
3.5. Акцизный налог.
3.6. Минимум заработной платы.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Концепция эластичночти спроса и предложения.docx

— 224.27 Кб (Скачать)

 х 100% , гдеQ2  и Q1- - конечный  и начальный  спрос, где

P2 и P1 - конечная  и  начальная цена.

Выделяют несколько  видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента  эластичности.

E > 1 - эластичный  спрос (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный  спрос (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной  эластичностью (зависит от индивидуального  выбора)

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

E - совершенно эластичный  спрос (в условиях совершенного  рынка). /1/

На графике спрос  разной степени эластичности можно представить следующим образом:

Рис 1.Эластичность спроса

Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к.  эластичности  действительны  для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с  эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются  лишь совершенно эластичные и совершено  неэластичные кривые спроса, на которых  каждая точка представляет одну и  ту же эластичность. /7/

  Эластичность спроса  по доходу.

Это числовой параметр, который показывает, какова реакция  потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.

  ,  где

d Y (%) - процентное  изменение дохода

 

Рис2.Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага

Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться.

Спрос на эластичные блага (например предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается. /7/

Значение  эластичности по доходам тесно связано  с понятием нормальных товаров и  товаров низшего качества. Для  нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку  в этом случае доход и спрос  меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров  низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход  и спрос меняются в противоположных  направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается  при увеличении дохода, эластичность является нулевой. /6/

Перекрестная  эластичность.

Она характеризует  чувствительность спроса на  один товар при изменении цен на другой.

 

С помощью  коэффициента   эластичности можно  определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0  для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для  индифферентных (независимых) товаров.

Эластичность  предложения товара (по цене) - это  процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

Одним из определяющих элементов эластичности предложения  какого-либо товара или услуги является мобильность  факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой  необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как  и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию  увеличиваться на долгосрочных временных  интервалах. Частично это связано  с мобильностью ресурсов, но также  зависит  и от применяемых технологий, состояния производственной базы и  т.д. С течением  времени адаптация  производителей к рыночным условиям  улучшает конъюнктурные возможности  соответствия выпуска их продукции  возросшему спросу, что приводит к  повышению эластичности предложения. /7/

1.3.Роль  концепции эластичности  в развитии современной  рыночной экономики.

Формула эластичности спроса подходит и для определения  степени эластичности предложения. Единственное необходимое изменение  заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение  количества предлагаемой продукции».

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для  того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее  время, которым располагает производитель  для того, чтобы приспособиться к  данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и  тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что  реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности  перераспределять ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.

Кратчайший (мгновенный) рыночный период

Это такой  период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. /14/

 
 

Краткосрочный период

Это период, когда производственные мощности можно  использовать более или менее  интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция  со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения  продуктов, а цена будет ниже, чем  в примере с кратчайшим рыночным периодом.

Долговременный период

Это (долгий) период, когда фирмы успевают принять  все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям  изменившейся рыночной ситуации. Отдельные  фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые  фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения  означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного  равновесия дает новую цену, несколько  более высокую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен  на потребляемые в ней ресурсы. Иначе  говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам. /14/

В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной цене.

Согласно  закону предложения зависимость  между ценой и количеством  предлагаемой продукции является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому  независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный  доход всегда изменяются в одном  и том же направлении.

В некоторых  случаях правительство может  вмешиваться, законодательно устанавливая пределы роста или падения  цен. Что происходит с рыночным механизмом в случае государственного регулирования  цен? Государство может устанавливать  потолок цен (высший) и нижний уровень  цен.

Потолок цен  представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую  продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. /9/

Эти потолки  цен позволяют потребителям приобретать  некоторые товары первой необходимости  или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. В широких масштабах потолки  цен или общий контроль за ценами применяются для ограничения  инфляционных процессов в экономике.

Установление  ценового потолка создает и более  серьезную проблему — препятствует изменению цен, что абсолютно  необходимо для эффективности распределения  ресурсов. Например, контроль за квартирной платой не позволяет ей увеличиваться  и таким образом сигнализировать  о прибыльности перераспределения  ресурсов в пользу жилищного строительства.

Нижний уровень  цены — это минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия.

Обычно он применялся в таких случаях, когда  обществу представлялось, что свободное  функционирование рыночной системы  не способно обеспечить достаточный  уровень доходов определенным группам  поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен  на сельскохозяйственную продукцию — вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен.

Итак, ценовые  потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения присущей ему  способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей  о спросе. Свободно устанавливающиеся  цены автоматически нормируют продукт  для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно правительству  приходится брать на себя решение  проблемы нормирования, порождаемой  установлением ценовых потолков, а также проблем закупки или  уничтожения излишков, возникающих  вследствие введения минимальных цен. Государственное регулирование  цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых  потолков и нижних уровней цен  для потребителей и производителей в отдельности следует сопоставлять с потерями, проистекающими из возникающих  в связи с этим дефицитов и  товарных излишков. /9/ 

2.Государственное  регулирование эластичности  рынка.

Существуют  два основных способа государственного вмешательства в рыночную деятельность: посредством налогов и дотаций  и посредством установления предельных (максимальных и минимальных) цен  на товары.

2.1. Налоги и дотации

а) Налоги

Предположим, государство ввело потоварный налог, уплачиваемый производителями. Потоварный налог это налог, взимаемый в  фиксированном размере с каждой единицы продаваемого товара. Примеры - таможенная пошлина или акциз. Введение такого налога увеличивает затраты  производителей, а значит сдвигает кривую предложения вверх на величину налоговой ставки. Соответственно кривая предложения смещается.

Следствиями такого сдвига являются рост равновесной цены и сокращение равновесного количества товара. В результате выигрыш потребителей уменьшается . /9/

 До введения  налога производители всю выручку  клали в свой карман. Теперь  они продают товар дороже, но  им приходится делиться с государством, а потому с каждой единицы  товара они фактически получают  меньше, чем прежде. Товар продается по большей цене , но вычитается налог. Таким образом, на руках у производителей остается сумма , и именно эту сумму надо принимать в расчет при исчислении выигрыша производителей.

Часть потерь перешла к государству в форме совокупного налогового сбора, который исчисляется как произведение налоговой ставки, взимаемой с каждой единицы продукции, на количество продукции, продаваемой после введения налога .

Из вышесказанного видно, что часть потерь производителей и потребителей от налога не получил никто. Это чистые потери общества от налога - т.н. «потери мертвого груза». Потери мертвого груза возникают из-за того, что налог ведет к сокращению производства. /3/

Кто платит налог?

Весьма распространено мнение, что налоги затрагивают интересы лишь потребителей, но не производителей, ибо последние всегда имеют возможность  переложить налог на покупателей, увеличив цену товара. Все только что сказанное  вполне доказывает неверность данного  положения: производители действительно  включают налог в свои цены предложения, вследствие чего кривая предложения  смещается вверх на величину налога. Но потребители, со своей стороны, отказываются покупать товар дороже, чем по своим  ценам спроса. В результате при  традиционной наклонной кривой спроса цена товара увеличивается в меньшей  степени, чем величина налога. Иными  словами, бремя налога обычно делится  между производителями и потребителями.

Информация о работе Применение концепции эластичности в современной экономике