Причины и последствия финансового кризиса в США начала ХХ1 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

В XXl веке мировая экономика начинает сталкиваться с качественно иной геоэкономической и геополитической ситуацией в своей истории. 21 сентября 2008 года компании Lehman Brothers было разрешено заявить о банкротстве без обычных подготовительных процедур. До этого власти всегда приходили на помощь если система оказывалась на грани краха. Но на этот раз они не вмешались. Последствия были катастрофическими.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 121.13 Кб (Скачать)

В кризисных условиях страны ЕС предприняли меры по выработке европейского варианта согласованных усилий по выходу из кризиса. При этом выявились немалые расхождения. Если в США модель Дж. Буша основывалась на неолиберальных и монетаристских постулатах в форме прежде всего накачивания государственных средств в банковско-предпринимательские структуры, то в Европе, например, президент Н. Саркози выступил с труднореализуемой моделью «предпринимательского капитализма», отказа от модели «финансового капитализма», т. е. ограничения всесилия финансового капитала, отказа от экономической бесконтрольности, чреватой кризисом.

Премьер-министр Великобритании Дж. Браун стремился использовать финансовую поддержку государства для повышения эффективного государственного контроля на основе расширения доли в капитале получателей этой помощи.

Министр финансов Германии П. Штайнбрюк раскритиковал безответственную веру в «свободный рынок», модель которого и привела к кризису. При этом обращалось внимание на то, что план оздоровления финансовой системы и экономики будет реализовываться за счет огромного бюджетного дефицита США и роста государственного долга. Если будет продолжена практика иностранных инвестиций в казначейские облигации, это будет означать финансирование антикризисных мер Вашингтона за счет других стран (Китая, Японии, стран Европы и т. п.).

В ЕС первоначальные антикризисные ассигнования оценивались в 600 млрд дол., но в условиях обострившегося кризиса достигли 1,5 трлн дол. Обнаружились противоречия по вопросам их расходования: страны Восточной Европы (Прибалтика, Польша, Румыния и др.) считают необходимым значительно увеличить их долю (до 300 млрд дол.).

3.2 Влияние экономического  кризиса на мировую экономику

Мировая рецессия сопровождалась дефляцией (либо нулевой инфляцией). Несмотря на то, что рецессия признана официально завершенной, безработица остается ключевой проблемой для мировой экономики. В Японии безработица выросла не так сильно, как в других развитых странах, что объясняется распространенной системой пожизненного найма. В Китае безработица практически не увеличилась, что неудивительно, учитывая высокие темпы роста ВВП.

Кризис повлиял на объем общемировой задолженности. Так как правительства, пытаясь стабилизировать экономику, прибегали к кейнсианским рецептам и раздували бюджетные дефициты. А долг Китая в противоположность мировой тенденции снизился , что еще раз подтверждает стабильное состояние китайской экономики. Международная торговля сократилась на 11% в 2009г. В странах НАФТА экспорт сократился на 15%, а импорт на 17%; в ЕС экспорт и импорт сократились на 15%, в Китае экспорт сократился на 11%, а импорт вырос на 3% (что объясняется ревальвацией юаня), в Японии экспорт упал на 25%, а импорт на 13% .

И, если до поры до времени экономика еврозоны выглядела несколько стабильней американской, то сейчас становится понятно, что это, скорее, иллюзия, нежели реальность. И экономические и финансовые условия региона оставляют желать лучшего. Рост экономики Е17(по данным за 2 квартал 2011 года) замедлился (0,2% кв/кв против 0,8% кв/кв в 1-м квартале). Это стало наихудшим показателем со времен восстановления от рецессии 2009 года. А если вспомнить, что над странами еврозоны дамокловым мечом висят проблемы суверенного долга периферийных стран, то картина складывается весьма мрачная. И, что самое досадное, так это то, что пока выхода из сложившейся ситуации не видится.

Экономические новости, которые приходят из США и еврозоны наводят на мысль, что кризис переходит во вторую волну. Похоже, что да, но с некоторыми корректировками. Давайте обратим внимание на истоки и развитие кризиса. Во время первой волны он развивался снизу вверх. Т.е. в качестве одной из основных причин можно выделить перегрев кредитного рынка, следствием чего стал ипотечный кризис и, в дальнейшем, финансовый кризис в США, а, учитывая, что экономики Америки и Запада очень тесно взаимосвязаны между собой, он не замедлил перекинуться и в Европу. Сейчас эта спираль развивается в обратном направлении. Мировой финансовый кризис 2011г. начался из-за того, что правительства не смогли стимулировать рост своих экономик и разобраться с госфинансами, следствием чего стала потеря доверия со стороны бизнеса, сокращение расходов и инвестиций, что привело к высокой безработице и низкому росту. И это затронуло большинство крупнейших стран мира.

 

3.3 Пути выхода  из кризиса

Мировой финансово-экономический кризис поставил перед мировым сообществом новые задачи, связанные с необходимостью согласования и координации антикризисных усилий в международном масштабе с тем, чтобы определить эффективные методы выхода из кризиса и меры, призванные не допустить впредь его повторения.

Несмотря на различия в трактовке причин кризиса, его последствий и мер противодействия, выработана общая позиция - осознание серьезности создавшейся ситуации и необходимости проведения реформы сложившейся международной финансовой системы, поскольку она не отвечает требованиям мировой экономики в условиях ее глобализации.

На состоявшихся встречах принято согласованное решение по ряду вопросов борьбы с кризисом. Руководители стран согласились создать на основе Форума финансовой стабильности новый орган - всемирный регулятор - Совет финансовой стабильности, имеющий право отслеживать выполнение странами глобальных стандартов регулирования и надзора в финансовом секторе. Было принято решение о реформировании МВФ и Всемирного банка, которым страны «двадцатки» выделят 1,1 трлн дол. для оказания помощи прежде всего развивающимся странам, пострадавшим от кризиса. К концу 2010 г. страны «двадцатки» выделели на борьбу с кризисом до 5 трлн дол. Отмечена необходимость ужесточения системы регулирования финансовых рынков, борьбы с «налоговыми гаванями», с протекционизмом, поддержки развития мировой торговли и др. В принятии этих позитивных решений следует отметить активную позицию канцлера ФРГ А. Меркель, которая выступила с согласованной с президентом Франции Н. Саркози конструктивной позицией.

Участники саммита согласились пересмотреть распределение квот в уставном капитале МВФ, а сам Фонд должен будет жестче следить за выполнением странами-членами новых макроэкономических стандартов «семерки».Главы государств и правительств отметили необходимость разработки общей стратегии с тем, чтобы вывести мировую экономику на путь стабильного, сбалансированного и устойчивого роста. В этой связи подчеркнута необходимость налаживания сотрудничества и значимость Хайлигендаммского процесса - диалога «Группы восьми» с развивающимися странами.

Третий саммит «Группы 20» в Питсбурге (24 - 25 сентября 2009 г.) был посвящен стратегии выхода из кризиса и обсуждению новой роли международных институтов. Саммит признал главенствующую роль «двадцатки»: формат С-20 станет не только антикризисной площадкой, а постоянным и главным форумом международного экономического сотрудничества. Возрастает и роль Совета по финансовой стабильности в регулировании мировой экономики. Лидеры крупнейших экономик мира договорились сохранить антикризисные меры до тех пор, пока восстановление мировой экономики не станет более устойчивым, ввести новые правила регулирования банковской системы, установить критерии для бонусов и т. д. Саммит призвал министров финансов и глав центральных банков стран-участниц достичь международного соглашения по вопросам формирования высококачественного капитала и ослабления цикличности.

Анализируя современный кризис, следует обратить внимание на его особенности и опыт антикризисных мер. Антикризисные программы должны учитывать существенные сдвиги в структурно-функциональных параметрах современной рыночной экономики, в рамках которой сформировались две относительно автономные, хотя и взаимосвязанные воспроизводственные структуры. Финансовая глобализация повлекла за собой существенные изменения в действии экономических законов, в том числе в реальной экономике и в финансовом секторе. Программы антикризисных мер должны учитывать эти особенности применительно к реальной экономике и растущему объему капитала, функционирующего вне ее. Особого внимания заслуживает проблема пропорционального распределения антикризисных ассигнований, особенно социальных.

В этой связи существенное значение приобретают методологические основы антикризисных программ и распределения антикризисных ассигнований. Последние отражают их величину и структурные соотношения на основе прежнего экономического опыта, а изменения предугадать невозможно. Это одна из форм проявления закономерности - вероятностного характера экономических процессов. Ситуация обостряется, если исходные расчеты определены неправильно.

Практика отреагировала на эти факторы разработкой, как правило, трех вариантов сценариев - оптимистического, основного и пессимистического. Возможны и промежуточные варианты. Поэтому возможна корректировка антикризисных программ в ходе их реализации. Для этого необходимо предусмотреть в антикризисных программах статью резервов. Для эффективной реализации антикризисных программ власть обязана своевременно принимать меры против тех, кто стремится использовать кризис в своих корыстных интересах, против коррупции, казнокрадства, криминальных тенденций.

В условиях кризиса были предприняты антикризисные меры не только на локальных, национальных уровнях, но и международные усилия по выработке скоординированных антикризисных мер. Глобальный характер кризиса обусловил поиски новых форм и методов глобального регулирования, которые еще предстоит разработать.

Кризис свидетельствует о крахе неолиберальной модели экономического развития. Современная экономика - это синтез рыночного государственного регулирования, модель регулируемой социально ориентированной новой экономики.

 

Заключение

 

В курсовой работе был проведен подробный анализ мирового финансового кризиса 2008 года. В ходе ее написания была рассмотрена теория экономических кризисов, выяснены причины и последствия кризиса 2008 года, выявлены направления антикризисных мер и произведена оценка их эффективности, была проанализирована динамика основных макроэкономических показателей, путем проведения сравнения данных за предыдущий и расмматриваемый периоды, и намечены перспективы развития мировой экономики и меры устранения последствий кризиса.

Результатом экономического кризиса становится снижение жизненного уровня населения и уменьшение реального валового национального продукта. Финансовый экономический кризис, тлевший еще с начала века, благодаря тому, что причины кризиса старательно замалчивались, а его далеко идущие последствия не оценивались как серьезные, постепенно перерос в мировой экономический кризис.

Для нового, посткризисного цикла в мировой экономике будут характерны низкие темпы роста в сочетании со стагнацией. Такой «замедленный рост», на мой взгляд, обусловлен тем, что энергичные государственные меры ведущих экономических держав неизбежно прерывают естественное протекание кризиса на низшей фазе стагнации, деформируют разрешение противоречий, загоняют их «вглубь».

В результате далеко не все противоречия разрешаются через кризис, они «загоняются» в структуры национальных экономических систем. И соответственно, будут оказывать угнетающее воздействие на динамику посткризисного развития. Поэтому после завершения нынешнего кризиса не следует ждать «эпохи сверхвысоких цен на нефть». Этот уровень — очень хороший, дающий возможность аккумулировать достаточные финансовые ресурсы. Но возврата к совершенно необоснованно высоким доходам не предвидится (150 долл. за баррель), во всяком случае до 2015 года, когда начнется новый цикл мировой деловой активности. Соответственно, крупных финансовых источников роста в прежних формах у государства не будет. Это надо учитывать сегодня, не выбрасывая в пользу большого бизнеса ресурсы стабилизационного фонда. Не следует при этом забывать, что эти ресурсы - народное достояние.

Вся система финансово-экономического управления должна быть полностью реформирована таким образом, чтобы правительство могло обеспечить контроль и регулирование на всей огромной территории страны: во-первых, контроль над деятельностью всех без исключения органов власти и управления. Во-вторых, контроль над всеми экономическими агентами, пресекая попытки местных властей использовать ситуацию к своей выгоде. Такой контроль сегодня отсутствует и поэтому население отчаянно страдает.

Принятая во всем мире программа действий по минимизации последствий кризиса, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики, уже действует, и главное – необходимо реализовать эти меры полностью, промедление не допустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике финансовые тромбы, так, чтобы выделенные средства дошли до конечных получателей.

События, которые произошли в мире за последние годы, дали мощный импульс процессам формирования качественно иных геоэкономических и геополитических основ глобальной финансовой системы. Меняется баланс сил в экономическом мире, исчезают доселе мощные финансовые структуры, появляются новые источники и механизмы финансовых ресурсов. В ответ на вызовы кризиса принципиально пересматриваются регулирующие методы и механизмы, которые должны обеспечить стабильность в новых условиях.

Сейчас появляются уникальные возможности формирования качественно иных подходов и механизмов, которые могут заложить основы устойчивого развития стран на многие годы вперед. И я считаю, что если эти возможности не будут использованы, то нас ждет еще несколько витков кризиса 2008 года, возможно еще более сильных.

Список используемой литературы

 

  1. Ершов М. В. Мировой финансовый кризис. Что дальше?. — М.: Экономика, 2011. — 295 с.
  2. Менкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд./Пер с англ.-СПб.: Питер,2010- 544 с.
  3. Сорос Д. Первая волна мирового финансового кризиса. Промежуточные итоги. Новая парадигма финансовых рынков. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 272 с.
  4. Сухарев О. Мировой финансовый кризис и способность экономики к развитию // Экономист. 2008: №12. 16-22 с.
  5. Аттали Ж. Мировой экономический кризис… А что дальше?. — СПб.: Питер, 2009. — 176 с.
  6. Шагас Н.Л. Туманова Е.А. Макроэкономика - 2.Учебное пособие. М.Теис 2000г. 145-158 с.
  7. Динкевич А. — Мировой финансово-экономический // Деньги и Кредит. 2009. №10. 23-30 с.
  8. Суэтин. А. «О причинах современного финансового кризиса». Вопросы экономики 2009 №1,  40 с.
  9. Журнал Forbes – статья «Осколки кризиса» - 2010.
  10. Мировой финансовый кризис и способность экономики к развитию // Экономист. – 2008. - №12.
  11. Мировая экономика / под ред. В.К. Ломакина. М. 1998, 95-110 с.
  12. Финансовый кризис в США: причины, последствия, механизм возникновения // http://www.mirovoy-crisis.ru/crisis-usa.php//
  13. Газета «Коммерсантъ». Официальный сайт. http://www.kommersant.ru/
  14. Российское новостное интернет-агенство «Lenta.ru». Официальный сайт. http://lenta.ru/
  15. Мировая рецессия конца 2000-х / / http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Причины и последствия финансового кризиса в США начала ХХ1 века