Прибыль, ее экономическая сущность, образование и распределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования и способы распределения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ 4
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ПРИБЫЛИ 4
1.2. ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ 9
1.3. ВИДЫ ПРИБЫЛИ 12
ГЛАВА 2. ПРИБЫЛЬ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ. 15
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОРМЫ ПРИБЫЛИ 20
2.3. ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НОРМЫ ПРИБЫЛИ 22
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ 24
3.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА НЕ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 24
3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ТИРАСТЕПЛОЭНЕРГО» 30

Файлы: 1 файл

Прибыль.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     В экономической литературе выделяют три функции прибыли, которые были рассмотрены выше. Но можно выделить еще одну функцию прибыли - защитную.4 Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. При этом вероятность возникновения банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. Предприятие за счет капитализации полученной прибыли может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Виды прибыли

 

     Как финансовый результат деятельности предприятия, прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которой она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.

  1. В зависимости от вида, возмещенных издержек:
  • Бухгалтерская прибыль – часть дохода фирмы, который остается от общей выручки после возмещения внешних издержек (платой за ресурсы поставщиков) Такая прибыль включает только явные издержки и игнорирует скрытые издержки.5
  • Экономическая (чистая) прибыль – это то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внутренних и внешних).6
  • Балансовая (общая) прибыль – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат (амортизация, зарплата).7
  • Монопольная прибыль – разница между монопольной ценой и издержками производства.8
  1. По источникам формирования выделяют:
    • прибыль от продажи продукции, работ, услуг;
    • прибыль от прочей реализации;

       Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия.

     Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.

  1. По видам деятельности выделяют:
  • прибыль от операционной деятельности;
  • инвестиционной деятельности;
  • финансовой деятельности;

     Операционная  прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного предприятия деятельности.

     Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.

     (Финансовый леверидж — соотношение заемного капитала и собственного капитала компании. И влияние этого отношения на чистую прибыль. Чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов.)9

  1. По составу включаемых элементов различают:
  • маржинальную (валовую) прибыль;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистую прибыль.

     Маржинальная  прибыль – это разница между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

     Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов.

     Чистая  прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

  1. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на:
  • Капитализированную;
  • Потребляемую;

     Капитализированная  прибыль часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов предприятия.

     Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

  1. По характеру налогообложения различают:
  • Налогооблагаемую прибыль;
  • не облагаемую налогом;

     Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики, так как позволяет оценивать  альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав прибыли, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.

  1. По характеру инфляционной очистки прибыли различают;
  • номинальную прибыль;
  • реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

     Глава 2. Прибыль как обобщающий показатель эффективности  работы предприятия

     2.1. Факторы,  влияющие на образование  прибыли.

  

 Прибыль – это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала.10 Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики - в производстве, торговле и банковском деле. Сейчас мы выясним, как образуется доход в фирмах-изготовителях продукции. Об остальных видах прибыли - речь впереди.

     Многие фирмы создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (в большом количестве) по определенной оптовой цене. Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Цо) выше его себестоимости (Сс) - затрат на производство. Стало быть, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

     Пп=Цо-Сс.

     Значит, величина прибыли зависит от двух основных факторов:

       а) уровня себестоимости товара;

     б) высоты оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы;

     1-й  фактор - себестоимость изделий:  расходы бизнесмена на производство  благ. Прежде всего важно заметить  отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (СП) и добавленную (новую) стоимость (Сд). В свою очередь, последняя распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изделий изображено на рис. 11.1.

     Теперь можно перейти к анализу величины себестоимости единица продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные.

     А. Прямые расходы на производство (или  переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся: заработная плата работников, непосредственно занятых изготовлением благ; затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

     Общая их величина изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость единицы продукции не изменяется по своей величине.

     Б. Косвенные (или условно-постоянные) расходы мало или совсем не зависят  от масштабов выпуска изделий. К  ним причисляют:

  • аренду здания;
  • заработную плату служащим;
  • страховку имущества;
  • обслуживание машин (их амортизация и ремонт);
  • коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т. п.);
  • затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.);
  • выплаты по процентам на заем.11

     Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов выпуска товаров.

     2-й  фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен продукции. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 1).

     Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестоимости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость производства.  

     

     Рис. 1 Соотношения цен и стоимости товара

     В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости  и ниже стоимости, то предприятие  получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной прибыли.

     Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополнительную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения: за счет увеличения общей массы (абсолютной величины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий. Поэтому важно рассмотреть этот более надежный способ повышения доходности фирмы.

     Образование прибыли можно также увидеть  на рис. 2.

     Прибыль от реализации продукции (продаж) Пр —  это разность между выручкой от продаж Вр и издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимости) Зпр, суммой налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов АКЦ:

     Пр = Вр - Зпр - НДС - АКЦ.

     Прибыль от прочей реализации (Ппр) — это  прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затрат на эту реализацию (Зр):

     Ппр = Впр - Зр.

     Прибыль от внереализационных операций —  это разница между доходами от внереализационных операций (Двн) и расходами по внереализационным операциям (Рвн):

     Пвн = Двн - Рвн. 

     

     Рис. 2. Порядок образования прибыли

     Доходы  от внереализационных операций —  это доходы от долевого участия в  деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления  от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией.

     Расходы по внереализационным операциям  — это затраты на производство, которое не дало продукции.

     Балансовая  прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пвн.

     Чистая  прибыль: Пч = Пб - отчсл.

     Нераспределенная  прибыль: Пнр = Пч - ДВ - проц. 
 
 

     2.2. Экономическое  значение нормы  прибыли

     С понятием прибыли связано понятие рентабельности производства. Последнее измеряется нормой и массой прибыли.

     Основными факторами, влияющими на норму прибыли, являются масса прибыли, структура затрат и скорость оборота капитала, экономия средств и масштабы производства. Масса прибыли - это разница между суммой продаж и себестоимостью всех товаров. Образование массы прибыли зависит от производственных факторов - издержек (себестоимости) и масштабов производства, а также от рыночного фактора - уровня оптовых цен.

Информация о работе Прибыль, ее экономическая сущность, образование и распределение