Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:17, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования и способы распределения.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИБЫЛИ 4
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ПРИБЫЛИ 4
1.2. ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ 9
1.3. ВИДЫ ПРИБЫЛИ 12
ГЛАВА 2. ПРИБЫЛЬ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ. 15
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОРМЫ ПРИБЫЛИ 20
2.3. ФАКТОРЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НОРМЫ ПРИБЫЛИ 22
ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ 24
3.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА НЕ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 24
3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ТИРАСТЕПЛОЭНЕРГО» 30
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий.
Многостороннее значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования и способы распределения.
На мой взгляд, в современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависти финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
Важнейшей категорий рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках, в научных книгах и статьях категория прибыль неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.
В
современной трактовке чистая прибыль
рассматривается как остаток
после того, как совершены выплаты
владельцем всех факторов производства
(процент, рента, заработная плата), включая
сюда издержки упущенных возможностей
или так называемые неявные издержки.
В условиях совершенной конкуренции совокупный
продукт сводится к выплатам факторам
производства то есть в этих условиях
экономической (чистой), прибыли не существует.
Однако такой взгляд на прибыль существовал
не всегда и его эволюция была тесно связана
с эволюцией взглядов на предпринимательство.
Понятие предпринимателя,
выполняющего функцию, полностью отличную
от функций капиталиста и управляющего,
формализовал в середине восемнадцатого
века французский экономист Р.Кантимон.
Он показал, что расхождение между рыночным
спросом и предложением создают возможности
покупать дешево и продавать дорого. И
людей, использующих возможности извлечения
прибыли в этих условиях, Кантильон назвал
предпринимателями, т.е. индивидами, желающими
купить по известной цене и продать по
неизвестной. По Кантильону, предпринимательская
прибыль - это вопрос предвидения и желания
брать на себя риск.1 Эта идея Кантильона
получила дальнейшее развитие в работах
американского экономиста Ф.Найта.
Дж. Ло представитель школы меркантелизма
считал, что, рост предложения денег снизит
процентную ставку и даст толчок росту
производства, поскольку создается возможность
увеличения прибыли вследствие снижения
издержек производства, а доходы ранее
незанятых дадут новый толчок волне потребительского
спроса.
Что касается представителей
классической политической
Так что в рассмотрении концепций предпринимательства
следует сразу перейти от Кантильона к
Ж.Б. Сэю, который, с одной стороны, различал
предоставление предприятию капитала,
а с другой стороны, многочисленные функции
надзора, руководства, контроля и оценки.
Вознаграждением за первую функцию является
процент, а прибыль выступает как вознаграждение
за рациональное соединение всех факторов
производства.
Вклад
Шумпетера в теорию прибыли несомненен.
Прибыль в его динамической модели
экономического развития выступает
как вознаграждение за предпринимательскую
деятельность, за открытие и реализацию
новых комбинаций факторов производства,
за воплощение ранее неизвестных, новых
рыночных возможностей в виде новых товаров,
услуг, технологий и т.д. По Шумпетеру предпринимательская
прибыль носит временный, недолговечный
характер и исчезает, как только новаторская
форма производства превращается в традиционную,
повторяющуюся деятельность. Как составная
часть в современную теорию прибыли входит
взгляд на природу прибыли, высказанный
американским экономистом Ф.Найтом (1885-1972)
в своей известной книге "Риск, неопределенность,
прибыль" (1921), где он рассматривает
прибыль как доход за несение бремени
неопределенности. Прибыль же, по Найту,
вытекает из подлинной неопределенности
и представляет собой непредвиденную
разницу между ожидавшимися и реальными
поступлениями от продаж как следствие
угадывания цены.2 Следовательно,
прибыль может быть как положительной,
так и отрицательной величиной. Неопределенность
порождает несоответствие между действительным
и ожидаемым доходом и количественным
выражением этого несоответствия и является
прибыль (убыток). Как следствие, прибыль
исчезнет в стационарной экономике, где
все будущие события могут быть предугаданы.
Кроме теорий, объясняющих прибыль:
а) как временного дохода, получаемого
от технических нововведений (И. Шумпетер)
б) как результата неопределенного характера
будущих событий (Ф.Найт)
существует еще один аспект прибыли:
в) прибыли как дохода, порождаемого существованием
монополий. Прибыль может существовать
при наличии хотя бы одного из этих условий.
В условиях же совершенной конкуренции,
существующей в статических условиях
при полной определенности перспектив,
понижение цен до уровня издержек производства
ликвидирует всякую дополнительную прибыль
сверх суммы заработной платы, процента
и ренты, складывающейся под влиянием
конкуренции.
Анализу статического
равновесия и проблемам оптимального
распределения ресурсов в условиях совершенной
конкуренции было посвящено подавляющее
количество экономических исследований
последней трети девятнадцатого - начала
двадцатого века. Однако усиление монополистических
тенденций в экономике заставило обратить
внимание на проблему ценообразования
и распределения ресурсов в условиях господства
монополий.
К. Маркс в Капитале сделал попытку определить прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор Капитала полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений.3
Современная экономическая наука о сущности прибыли.
Современная
экономическая наука
Можно выделить следующие, имеющие хождение в учебной литературе определения прибыли:
во-первых, это плата за услуги предпринимательской деятельности;
во-вторых, это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;
в-третьих, это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности.
в-четвертых,
это так называемая монопольная прибыль.
Она возникает при монопольном положении
производителя (продавца) на рынке или
при естественной монополии. Монопольная
прибыль - особый вид экономической
прибыли, возникающий в условиях монополии.
Такая прибыль обусловлена способностью
монополиста ограничивать производство
продукции и оказывать воздействие на
цену продукта в свою пользу. Монопольная
прибыль по большей части неустойчива.
Прибыль
как важнейшая категория
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Однако все аспекты деятельности предприятия с помощью одной только прибыли оценить невозможно, поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется целая система показателей.
В условиях рыночной экономики индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность. При этом на величину прибыли и ее динамику воздействуют и независящие от усилий предприятия факторы. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.
Во-вторых, прибыль выполняет социальную функцию, так как она является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Данная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
В-третьих, прибыль выполняет стимулирующую функцию. Ее сущность проявляется в том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Действительно, прибыль - основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающий его развитие. Поэтому чем выше уровень прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития. Кроме того, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
Информация о работе Прибыль, ее экономическая сущность, образование и распределение