Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательства как фактора производства в условиях рыночной экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть сущность предпринимательства в условиях рыночной экономики; раскрыть понятие, особенности и характерные черты предпринимательской деятельности; изучить литературу по данной проблеме.
Введение…………………………….………………………………..3
Глава 1. Понятие предпринимательства
1.1 История становления предпринимательства…………………..5
1.2 Сущность предпринимательства………………………….…….6
1.3 Виды предпринимательской деятельности…………………….12
Глава 2. Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной экономики
2.1 Общая характеристика факторов производства……………….18
2.2 Предпринимательство как фактор производства……………...20
2.3 Предпринимательство в России………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………….35
«Природные ресурсы – это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин «земля». Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли»12.
Капитал представляет собой
весь накопленный запас средств,
необходимых для производства материальных
благ, это созданные людьми производственные
ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы,
железные дороги и т.д.), предназначенные
для повышения
Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. «Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг»13. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи – несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль – это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора – труд, земля и капитал.
Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования.
Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.
Чтобы получить максимум прибыли,
фирмы должны производить наиболее
выгодную продукцию при наиболее
эффективном сочетании
Следует отметить, что спрос на ресурсы носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.
Еще одной особенностью спроса
на факторы производства является то,
что их потребление взаимосвязано.
Они не используются по отдельности
и не могут функционировать
2.2. Предпринимательство как фактор производства
В конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства – предпринимательство, т.е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства.
Появление в экономической
литературе «четвертого»
«Предпринимательство – это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого – свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли»14.
Современное понимание предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
Взгляды классиков явились
одним из отправных пунктов марксистской
концепции предпринимательства. К.
Маркс видел в предпринимателе
лишь капиталиста, который вкладывает
свой капитал в собственное
Для характеристики предпринимательства
как экономической категории
центральной проблемой является
установление его субъектов и
объектов. Субъектами предпринимательства
могут быть, прежде всего, частные
лица (организаторы единоличного, семейного,
а также более крупного производств).
Деятельность таких предпринимателей
осуществляется на основе, как собственного
труда, так и наемного. Предпринимательская
деятельность может осуществляться
также группой лиц, связанных
между собой договорными
Объект предпринимательства – наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства
как метода ведения хозяйства
первым и главным условием является
самостоятельность и
Вторым условием предпринимательства – является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие
«Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности»16. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.
Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.
«Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода, так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.)». Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.
Однако кроме бухгалтерских,
явных издержек существуют и неявные,
скрытые издержки, которые фирма
также должна учитывать при оценке
экономических результатов
В условиях совершенной конкуренции,
т.е. в статичной экономической
системе, функционирующей по замкнутому
кругу, нет места для экономической
прибыли. Предприниматель не получает
прибыли и не терпит убытков, альтернативная
стоимость услуг
Но вознаграждение фактора
предпринимательства происходит не
только из нормальной прибыли, которая
входит в экономические издержки,
но и из возможного излишка дохода,
превышающего явные и неявные
издержки, т.е. из экономической прибыли.
Эти излишки образуются следующим
образом. Рыночные структуры отличаются
определенным несовершенством конкуренции:
нехватка информации, концентрация производства
в руках немногих фирм, выпуск новых,
неизвестных ранее изделий - одним
словом, экономики находится в
состоянии непрерывного развития, динамического
преобразования, что придает ей известную
неопределенность. В основном такое
состояние экономической
Но предпринимательство не всегда связано с получением прибыли, возможны и убытки. Угроза убытков и банкротства так же служи мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.
Так же предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит, и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.
Обобщая изложенное выше, можно
выделить необходимые (базовые) и возможные
(вторичные) свойства предпринимательства.
К необходимым (базовым) следует
отнести организационно-
Информация о работе Предпринимательство как экономический фактор производства