Предпринимательство как экономический фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательства как фактора производства в условиях рыночной экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть сущность предпринимательства в условиях рыночной экономики; раскрыть понятие, особенности и характерные черты предпринимательской деятельности; изучить литературу по данной проблеме.

Оглавление

Введение…………………………….………………………………..3
Глава 1. Понятие предпринимательства
1.1 История становления предпринимательства…………………..5
1.2 Сущность предпринимательства………………………….…….6
1.3 Виды предпринимательской деятельности…………………….12
Глава 2. Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной экономики
2.1 Общая характеристика факторов производства……………….18
2.2 Предпринимательство как фактор производства……………...20
2.3 Предпринимательство в России………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.13 Кб (Скачать)

«Природные ресурсы – это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин «земля». Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли»12.

Капитал представляет собой  весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные  для повышения производительности труда.

Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных  выше трех факторов производства. «Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные  навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг»13. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи – несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль – это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора – труд, земля и капитал.

Рынки ресурсов и рынки  готовых товаров имеют много  общих черт с точки зрения принципов  их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия  все же имеются, и они накладывают  определенную специфику на механизм их функционирования.

Расходы, которые несут  фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как  доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а  домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению  последних между отраслями и  фирмами.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских  способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная  «ценность» ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими  разными ресурсами.

Следует отметить, что спрос  на ресурсы носит производный  характер. Он расширяется или сокращается  в зависимости от того, растет или  падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью  последующей продажи.

Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности  и не могут функционировать изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации  производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько  продукт обязан своим созданием  тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы  непрерывно взаимодействуют между  собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.

 

2.2. Предпринимательство как фактор производства

 

В конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства – предпринимательство, т.е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства.

 Появление в экономической  литературе «четвертого» фактора  производства было обусловлено  реалиями того времени: в обществе  возросла роль людей, которые,  часто не имея в собственности  ни одного из «трех факторов»,  умели угадывать, какое производство  нужно рынку в данный момент, и привлекать в это производство  все необходимые факторы. Доход  предпринимателей экономисты назвали  прибылью.

«Предпринимательство – это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого – свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли»14.

Современное понимание предпринимательства  сложилось в период становления  и развития капитализма, который  избрал свободное предпринимательство  в качестве основы и источника  своего процветания.

Взгляды классиков явились  одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе  лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве – эксплуататорскую сущность. Лишь много позже на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства – труду, земле, капиталу – четвертый – организацию, а Й. Шумпетер дал этому фактору современное его название – предпринимательство и определил основные функции предпринимательства: «создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами:

  • введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
  • завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
  • использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
  • введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии»15.

Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов. Субъектами предпринимательства  могут быть, прежде всего, частные  лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская  деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных  между собой договорными отношениями  и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства  выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных  случаях к субъектам предпринимательства  относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким  образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской  деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит  свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства  – наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства  как метода ведения хозяйства  первым и главным условием является самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов, наличие  у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской  деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

Вторым условием предпринимательства – является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимателя  – ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли (личная экономическая заинтересованность). Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

«Под прибылью предпринимателя  понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи  товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности»16. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию  предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

«Прибыль как разница  между полной выручкой и полными  издержками имеет две формы: бухгалтерскую  и экономическую. Бухгалтерская  прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода, так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.)». Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма  также должна учитывать при оценке экономических результатов своей  деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти  издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании  данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли  фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической  системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической  прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации  и ведению дела. Такой доход - плата  за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог  бы получать, работая по найму. Это  нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого  предела предприниматель будет  склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное  для него предложение о работе по найму.

Но вознаграждение фактора  предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая  входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные  издержки, т.е. из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим  образом. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним  словом, экономики находится в  состоянии непрерывного развития, динамического  преобразования, что придает ей известную  неопределенность. В основном такое  состояние экономической системы  обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет  к нарушению сложившегося рыночного  равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в  более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать  эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель  всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить  какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный  рынок свою продукцию и т.д. Это  порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и т.д.

Но предпринимательство  не всегда связано с получением прибыли, возможны и убытки. Угроза убытков  и банкротства так же служи  мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.

Так же предпринимательство  немыслимо без новаторства, творческого  поиска. Эффективно работать может  только тот, кто обеспечивает высокое  качество и постоянно обновляет  продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно  спешит, и ему никогда не хватает  времени, он редко различает рабочие  и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько  дел одновременно. Спокойная, тихая  размеренная жизнь не ассоциируется  с обликом предпринимателя.

Обобщая изложенное выше, можно  выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует  отнести организационно-хозяйственное  новаторство и экономическую  свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

Информация о работе Предпринимательство как экономический фактор производства