Предпринимательство как экономический фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательства как фактора производства в условиях рыночной экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть сущность предпринимательства в условиях рыночной экономики; раскрыть понятие, особенности и характерные черты предпринимательской деятельности; изучить литературу по данной проблеме.

Оглавление

Введение…………………………….………………………………..3
Глава 1. Понятие предпринимательства
1.1 История становления предпринимательства…………………..5
1.2 Сущность предпринимательства………………………….…….6
1.3 Виды предпринимательской деятельности…………………….12
Глава 2. Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной экономики
2.1 Общая характеристика факторов производства……………….18
2.2 Предпринимательство как фактор производства……………...20
2.3 Предпринимательство в России………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.13 Кб (Скачать)


Ханты-Мансийский филиал НОУ  ВПО

«Институт управления»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Предпринимательство как экономический фактор производства» 

 

 

 

 

Студент Чичканов В.В.

Факультет менеджмента

Курс первый

Группа 11 МЗ

Специальность 080507 Менеджмент организации

Руководитель Миролюбова А.А.


 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск, 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………….………………………………..

3

Глава 1. Понятие предпринимательства

 

1.1 История становления  предпринимательства…………………..

5

1.2 Сущность предпринимательства………………………….…….

6

1.3 Виды предпринимательской  деятельности…………………….

12

Глава 2. Предпринимательство  – неотъемлемый элемент современной рыночной экономики

 

2.1 Общая характеристика  факторов производства……………….

18

2.2 Предпринимательство как  фактор производства……………...

20

2.3 Предпринимательство в  России………………………………...

26

Заключение…………………………………………………………...

33

Список используемой литературы………………………………….

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под  воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых.

Предпринимательство является одним из важнейших предметов  исследования экономической науки, поскольку именно предприниматель  является главным действующим лицом  в рыночной экономике. Без этого  типа деятельности не может быть эффективной  экономики, не может быть рынка.

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой предпринимательство  оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности  занятых работников. Как правило, развитие предпринимательства является условием решения следующих проблем: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества; расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Предпринимательство придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность.

Поэтому, актуальность данной темы состоит в необходимости  исследования данной отрасли для  успешного функционирования рыночной экономики.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательства  как фактора производства в условиях рыночной экономики.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач: рассмотреть сущность предпринимательства  в условиях рыночной экономики; раскрыть понятие, особенности и характерные  черты предпринимательской деятельности; изучить литературу по данной проблеме.

Теоретической значимостью  является понимание важности развития предпринимательства, а также выявление  необходимых мер по успешному  функционированию предпринимательства  как фактора производства в условиях рыночной экономики.

Структура данной курсовой работы: состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

Глава 1. Понятие  предпринимательства

 

1.1. История становления предпринимательства

 

История предпринимательства  начинается со средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением  капитализма стремление к богатству  приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают  профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

В России предпринимательство  существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится  к годам правления Петра I. По всей России создаются мануфактуры, бурно  развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная.

К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции  производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской  деятельности и лишь 1/3 приходилась  на единоличные формы. Особо доходными  были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался  процесс монополизации фирм. Среди  крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.

К сожалению, в России после  окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в  предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП (1921-1926). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 1990-е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1. С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.

 

1.2. Сущность предпринимательства

 

В научный оборот термин «предпринимательство» был введен английским (по некоторым источникам, французом шотландского происхождения) экономистом Ричардом Кантильоном  в 1975 г. Он высказал мнение, что «предприниматель – это человек, действующий в условиях риска»2.

В 1797 г. Бодо рассматривал предпринимателя, как лицо, несущее ответственность  за предпринимаемое дело; тот, кто  планирует, контролирует, организует и  владеет предприятием.

Позже известный французский  экономист конца XVIII - начала XIX вв. Ж. Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение  предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – земли, капитала, труда предпринимателей, был одним из факторов успеха. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. «Предприниматель, указывал он, – это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт»3.

Английские ученые-экономисты А. Смит (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. В таком механизме творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. «Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска»4.

Д. Рикардо видел в капитализме  абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую  деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства.

До сих пор отсутствует  единый подход к определению феномена «предпринимательства». Современное  определение опирается на множество  точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства  в широком смысле, как специфического фактора общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую  динамику процессов воспроизводства  путем создания новых, более эффективных  комбинаций производственно –сбытовых факторов.

В более конкретной форме, «предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»5.

Другими словами, под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под  свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит  «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного  продукта). Часто предпринимательскую  деятельность называют бизнесом.

Самой историей доказано: предпринимательство  было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной  собственности, не смог обеспечить условий  для творчества и инициативы, без  которых невозможно широкое распространение  нововведений. Следует признать, что  непременным условием развития предпринимательства  является частная собственность.

Приватизация призвана возродить  частную собственность как основу предпринимательства. Она также  должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям – менеджерам предприятий различных форм собственности.

Для развития предпринимательства  нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной  экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы  защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность  свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для  предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать  необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Развитие предпринимательства  играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов  имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности  всех производственных ресурсов. Предпринимательство  обеспечивает освоение новых перспективных  производств, способствует «вымыванию»  устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а  также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает  механизмы координации, выработки  стратегии развития через рынок  и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство  как субъект хозяйствования и  особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы  быть предпринимательским, предприятие  должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое  и новое. Предпринимателя характеризует  то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Характерной чертой предпринимательства  является принадлежность его к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в  узком смысле слова не относится  непосредственно к экономической  стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские  идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, «если долговременный проект ставит своей основной целью получение  прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским»6. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно  или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко  очерченным временным интервалом. Сделка – основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

Информация о работе Предпринимательство как экономический фактор производства